Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость по-становки и решения следующих задач:
1.Проанализировать психолого-педагогические основы разви-тия речи детей старшего дошкольного возраста.
2.Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и раз-работать методику их комплексного применения.
3.Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.

Содержание

Введение …………………………………………………………. 3
1.Теоретические основы развития речи старших
дошкольников ………………………………………………... 6
1.1Особенности развития речи старших дошкольников …… .. 6
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие
речи старшего дошкольного возраста …………………… 14
2.Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора 2
2.1 Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка …………………… 20
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи
детей с использованием малых форм фольклора ………………… 48
Заключение …………………………………………………… .56
Библиография ….……………………………………………… 59
Приложение 1 Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе ди-агностики речевого развития О. Ушаковой, Е. Струниной) 65
Приложение 2 Анкета для родителей и педагогов 67
Приложение 3 Рисунки детей к пословицам, поговоркам, потешкам 68
Приложение 4 Иллюстрации к пословицам и поговоркам, потешкам 69

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая. фольклор.DOC

— 282.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное Агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

Благовещенский государственный  педагогический университет

 

 

Факультет педагогики и  методики начального образования

Кафедра специальной педагогики и психологии

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

 ВОЗРАСТА  СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

 

 

     Выполнил

студентка 4 курса дошкольного ОЗО «»             2010 Е.В.Демко

   Руководитель:

   К.п.н., профессор «»                                               2010 Т.В.Скляр

 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2010

 

Содержание


Введение  ………………………………………………………….                     3

1.Теоретические основы развития речи старших

    дошкольников ………………………………………………...   6

   1.1Особенности развития речи старших дошкольников  ……         ..  6

   1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие      

         речи старшего дошкольного возраста  ……………………                    14

2.Содержание и методика развития речи детей с использованием малых         форм фольклора   …………………               20

2.1 Методика использования малых форм фольклора в     речевом развитии   ребенка  ………………………   …………             20

2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи                               

      детей с использованием малых форм фольклора   …………………          48

Заключение   ……………………………………………………        .56

Библиография   ….………………………………………………         59

Приложение 1 Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного  возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О. Ушаковой, Е. Струниной) 65

Приложение 2 Анкета для родителей и педагогов             67

Приложение 3 Рисунки детей к пословицам, поговоркам, потешкам           68

Приложение 4 Иллюстрации к пословицам и поговоркам, потешкам         69

 

 

Введение

 

Дошкольное образовательное  учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Психологи и  методисты отмечают, что ребенок  усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.

К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все  меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

В практике дошкольного  образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план.

Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др.

Некоторыми  аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева,

Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова,    М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова,        Н.В. Казюк и др.

И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.

Выделенное  противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Объект  исследования – процесс речевого развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования – процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Цель, объект и  предмет исследования определили необходимость  постановки и решения следующих задач:

      1. Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.
      2. Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
      3. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

  • педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
  • будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
  • малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Методологическую  основу исследования составили теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.)

При рассмотрении состояния  исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, эксперимент, наблюдения, анкеты для родителей, количественный и качественный анализ полученных данных.

Глава 1. Теоретические основы развития речи старших дошкольников

    1. Особенности развития речи старших дошкольников

 

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

К концу дошкольного возраста при  определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение ("она", "он"), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: "она (девочка) пошла", "она (корова) забодала", "он (волк) напал", "он (шар) покатился" и т.д.[8, c.152] Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во "внутреннем монологе", при котором происходит как бы разговор с самим собой.

З.М. Истомина считает, что ситуативность  речи у старших дошкольников заметно снижается. Это выражается, с одной стороны, в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты экспрессивности.

Не менее важным условием для  формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер.[56, с.195] Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь.

После трех лет происходит интенсивное  овладение сложными предложениями, соединенными союзами. Из общего числа усваиваемых до семи лет союзов 61% усваивается в период после трех лет. В этот период усваиваются следующие союзы и союзные слова: что, коли, куда, сколько, который, как, чтобы, в чем, хотя, ведь, все-таки, или, оттого что, зачем, почему, отчего. Усвоение этих союзов, обозначающих самые разнообразные зависимости, показывает интенсивное развитие связных форм речи.[56, с.203]

Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся  в овладении всей его морфологической  системой, связано с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых самим ребенком по аналогии с уже усвоенными формами.

А.В. Захарова установила, что на протяжении дошкольного возраста значительно  увеличивается количество отношений, выражаемых каждым падежом. Прогресс заключается в том, что в речи при помощи падежных форм выражаются все новые виды объективных отношений разнообразными способами. У старших дошкольников временные отношения, например, начинают выражаться формами родительного и дательного падежа.

Падежные формы в этом возрасте образуются целиком по одному из типов  склонения. Они уже целиком ориентируются  на окончания в именительном падеже и в зависимости от того, как они его произносят, производят формы – по первому или по второму типу. Если безударное окончание воспринималось и произносилось ими как "а", они употребляли во всех падежах окончания I склонения. Если же они принимали окончания на редуцированное "о", то они воспроизводили во всех падежах окончания II склонения.

Таким образом, к началу школьного  возраста у ребенка совершенно отчетливо  выражена ориентировка на звуковую форму  существительных, что способствует усвоению морфологической системы  родного языка.

Усвоение ребенком грамматики выражается и в овладении составом речи. В старшем дошкольном возрасте, по данным С.Н. Карповой, относительно небольшое число детей справляются с задачей вычленения отдельных слов из предложения. Это умение формируется медленно, но применение специальных приемов обучения помогает значительно продвинуть этот процесс. Например, при помощи внешних опор дети вычленяют предлагавшиеся им слова (кроме предлогов и союзов). Самое важное то, что они переносят приемы анализа, выработанные при помощи внешних опор, на действие без них. Таким образом, формируется умственное действие.

Это умение чрезвычайно важно, так  как оно создает предпосылки  для усвоения ребенком не только форм отдельных слов, но и связей между  ними внутри предложения. Все это  служит началом нового этапа в  усвоении языка, который Д.Б. Эльконин назвал собственно грамматическим в отличии от дограмматического, охватывающего весь период усвоения языка до начала школьного обучения.

Таким образом, в речи старших дошкольников возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений. К концу дошкольного детства ребенок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления. Однако даже у детей, поступающих в первый класс, основной массив текста (55%) составляют простые предложения, что подтверждается в исследованиях Л.А. Калмыковой. Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления.

Информация о работе Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора