Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:54, реферат
И.М.Сеченой – основатель науки о поведении. В начале 60-х годов XIX века в книжке журнала для врачей "Медицинский вестник" появилась статья, слух о которой распространился "по всей Руси великой". Один ссыльный вспоминал, что встретил в далекой Сибири купчиху, которая сообщила ему: в Петербурге профессор Сеченов учит, что "души нет, а есть только рефлексы" (вроде тех, что Базаров и другие тургеневские герои изучают у лягушек). Статья принадлежала Сеченову и называлась "Рефлексы головного мозга". По свидетельству современников, в то время не считался образованным человек, на прочитавший этого трактата. Что же в нем доказывалось? Почему трактат вызвал среди читающей публики такую бурю? Даже герои Льва Толстого употребляли это выражение: "рефлексы головного мозга".
Труды Выготского
отличала высокая методологическая
культура. Изложение конкретных экспериментально-
В связи с
этим Выготский намечает проект (также
не реализованный, как и многие другие
его замыслы) разработки психологии
"в терминах драмы". Он пишет о
том, что "динамика личности – это драма".
Драматизм выражен во внешнем поведении
в том случае, когда происходит столкновение
людей, исполняющих различные роли "на
сцене жизни". Во внутреннем плане драматизм
связан, например, с конфликтом между разумом
и чувством, когда "ум с сердцем не в
ладу".
Хотя ранняя
смерть не позволила Выготскому реализовать
многие перспективные программы, его
идеи, раскрывшие механизмы и законы
культурного развития личности, развития
ее психических функций (внимания, речи,
мышления, аффектов), наметили принципиально
новый подход к коренным вопросам формирования
личности. Это существенно обогатило практику
обучения и воспитания детей. Идеи Выготского
получили широкий резонанс во всех науках,
исследующих человека, в том числе в лингвистике,
психиатрии, этнографии, социологии. Они
определили целый этап в развитии гуманитарного
знания в России и поныне сохраняют свой
эвристический потенциал.
С.Л.Рубинштейн:
единство сознания и
деятельности. Басов, руководивший педологическим
отделением Ленинградского педагогического
института им. Герцена, пригласил в 1930
году заведовать кафедрой психологии
Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960).
Основной тематикой исследований Рубинштейна
были проблемы методологии науки. Опираясь
на труды К. Маркса, он обосновал принцип
единства сознания и деятельности, который
позволил дать новаторскую трактовку
сознания не как внутреннего мира, познаваемого
субъектом только посредством самонаблюдения,
а как высшего уровня организации психической
деятельности, предполагающего включенность
личности в контекст ее жизненных связей
с объективным миром.
Как отмечалось,
вопрос о системном и смысловом
строении сознания был центральным
для Выготского, а вопрос о структуре
деятельности – для Басова. В
то же время роль предметной деятельности
в построении сознания оставалась вне
поля зрения Выготского, а категория сознания
– вне поля зрения Басова. Сомкнуть сознание
с процессом деятельности, объяснив, каким
образом оно формируется в этом процессе,
– таков был подход Рубинштейна к предмету
психологии. Это существенно изменяло
перспективу конкретных исследований,
призванных теперь исходить из того, что
"все психические процессы выступают
в действительности как стороны, моменты
труда, игры, учения, одного из видов деятельности.
Реально они существуют лишь во взаимосвязи
и взаимопереходах всех сторон сознания
внутри конкретной деятельности, формируясь
в ней и определяясь".
Идея о том,
что общение человека с миром
не является прямым и непосредственным
(как на биологическом уровне), но совершается
не иначе, как посредством его реальных
действий с объектами этого мира, изменяла
всю систему прежних взглядов на сознание.
Его зависимость от предметных действий,
а не от внешних предметов самих по себе
становится важнейшей проблемой психологии.
Сознание, ставя
цели, проектирует активность субъекта
и отражает реальность в чувственных
и умственных образах. Предполагалось,
что природа сознания является изначально
социальной, обусловленной общественными
отношениями. Поскольку же эти отношения
изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание
представляет собой исторически изменчивый
продукт.
Основу связей
субъекта с объективным миром
составляет деятельность человека, который,
изменяя мир, изменяется сам. Исходя
из этого положения, Рубинштейн разработал
принцип единства воздействия и изучения,
согласно которому психология раскрывает
свои тайны в процессе преобразования
исследуемых объектов посредством практических
действий.
На основе принципа
единства сознания и деятельности Рубинштейном
был проведен большой цикл экспериментальных
исследований ключевых проблем психологии,
прежде всего касающихся когнитивных
процессов (восприятия и памяти, речи и
мышления). Исследования проводились на
кафедре психологии Педагогического института
в Ленинграде – кафедре, которая стала
одним из крупнейших исследовательских
центров в стране. Обобщая на основе своих
теоретических представлений результаты
этих работ, Рубинштейн методологически
осмыслил их в фундаментальном труде "Основы
общей психологии" (1940).
В период Великой
Отечественной войны Рубинштейн
проявил высокое гражданское
мужество: в тяжелейших условиях ленинградской
блокады он возглавил работу коллектива
Педагогического института и
его последующую эвакуацию. С 1942
года Рубинштейн в Москве организует
два крупных научно-исследовательских
центра: кафедру психологии в Московском
государственном университете и сектор
психологии в Институте философии Академии
наук, впоследствии преобразованный в
самостоятельный институт. Одновременно
он руководит Институтом психологии вновь
организованной Академии педагогических
наук, где продолжает успешно вести методологическую
работу и руководить эмпирическими исследованиями
в различных областях психологической
науки.
В центре его
интересов выступают проблемы детерминации
психических явлений, в связи с чем он
разрабатывает новую концепцию объяснения
детерминации, направленную против механистических
взглядов. Согласно этой концепции внешние
причины воздействуют на объект посредством
внутренних условий, которые в свою очередь
формируются в процессе взаимодействия
человека с миром.
Успешная деятельность Рубинштейна была на некоторое время прервана по идеологическим мотивам в связи с начавшейся "борьбой против космополитизма", имевшей целью противопоставить советских ученых ученым Запада. Рубинштейн был снят со всех занимаемых должностей. Тем не менее он продолжал работать, развивая новые философско-психологические воззрения в книгах "Бытие и сознание" (1957) и "Принципы и пути развития психологии" (1959). Проблемам личности и нравственных аспектов ее жизни посвящена оставшаяся незавершенной работа "Человек и мир" (опубликована в 1973 году).
Информация о работе Развитие психологических знаний в России