Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:35, контрольная работа
Недостаточное развитие произвольности сказывается на развитии личности, может проявляться в виде лени, асоциального поведения, приводить к адциктивному поведению (A.B. Гоголева, 2002).
В младшем школьном возрасте успешность процесса обучения напрямую зависит от уровня сформированности внимания ученика.
6. Релаксация «В гору по радуге»
Время: 5 мин.
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Инструкция. Станьте в круг, закрыть глаза. Глубоко вдохнуть, представляя, как вы Забираетесь вверх по радуге. Выдохнув, съедят с ней, как с горки.
7. Общее обсуждение.
Время: 5 мин.
- Дети обсуждают, что нового они сегодня узнали.
- Какое упражнение было самым интересным?
Занятие - 5
Первые задания («графический диктант») направлены на формирование умения внимательно слушать и точно выполнять простейшие указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданные длину и направление линий, ориентироваться на плоскости, придерживаться задаваемого темпа работы. Часть А выполняется под диктовку. Числа определяют длину, а стрелки — направление отрезков. Начинать рисовать надо из отмеченной точки. При диктовке необходимо следить, чтобы дети выдерживали темп и не отрывали карандаш от бумаги.
Например: «Поставьте карандаш на точку. Внимание! Рисуем узор. Одна клетка направо. Не отрывайте карандаш от бумаги. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх». Продиктовав один раз, предложите продолжить рисовать узор самостоятельно, если дети затрудняются, то продолжайте диктовать, но периодически предлагайте продолжать работу самостоятельно:
Часть Б ребенок выполняет сам, ориентируясь на образец.
Вторые задания («корректурная проба») направлены на тренировку объема, концентрации и устойчивости произвольного внимания, скорости формирования простого навыка. Используются три вида символов: геометрические фигуры, цифры, буквы. Буквы и цифры в соответствии с образцом подчеркиваются, зачеркиваются или обводятся кружком; в геометрические фигуры ставится такой же знак, что и в образце. Ребенок, просматривая строку за строкой, находит и отмечает определенным образом символы, представленные в образце. При этом необходимо стимулировать и поощрять работу ребенка по памяти, то есть без опоры на образец, а также хвалить за старательность и аккуратность.
Третьи задания («продолжить ряд изображений») направлены на развитие умения осуществлять последовательно умственные действия: сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать по признаку.
Рассмотрев
внимательно три
Четвертые задания («вставь пропущенную фигуру») по содержанию и методике идентичны третьим заданиям.
Пятые задания («третий лишний») направлены на развитие умения определять связи и отношения между фигурами и обобщать их по главному признаку (форме, величине, направлению штриховки, ориентации на плоскости).
Рассмотрев внимательно четыре фигуры, ребенку нужно догадаться, которая из них лишняя, и закрасить ее. Свой выбор необходимо обосновать, т.е. указать главный признак, по которому выбранная фигура отличается от других. При закрашивании следить, чтобы линии штриховки не выходили за контур и чтобы фигуры закрашивались равномерно.
Занятие - 6
1) Прослушайте ряд слов. Запомните и повторите те из них, которые относятся к одной теме: подснежник, хлеб, мясо, цветы, молоко, деревья, сметана.
2) Слушайте и повторяйте: Она любила читать… Она любила читать
сказки… Она любила читать сказки, потому
что в них было всё… Она любила читать
сказки, потому что в них было всё, чего
ей так не хватало… Она любила читать
сказки, потому что в них было всё, чего
ей так не хватало в жизни…
3) Прослушайте фразы, соедините
их в одно предложение (
4) Прослушайте фразу. Повторите
её и добавьте к ней новую,
связанную по смыслу с
Тест « Обьем кратковременной памяти».
Методика «Память на образцы»
Занятие – 8
МЕТОДИКА «РАССТАНОВКА ЧИСЕЛ»
Заключение
Возможности развития и коррекции произвольности памяти и внимания — одна из важнейших экспериментальных задач, над которой работают психологи, педагоги и специалисты смежных областей. Разрабатываются программы обучения, особая организация деятельности, прикладные методики развития произвольной памяти и произвольного внимания (ВЛ. Романов. Ю.В. Микадзе, 2008).
Недостаточное развитие внимания требует для преодоления возникающих затруднений специально организованной работы и не может быть устранено фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с младшими школьниками. Целенаправленное развитие внимания младших школьников влияет не только на повышение успешности учебной деятельности, но и способствует формированию интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний, что благотворно сказывается на развитии личности в целом.
Непосредственное влияние на развитие младших школьников оказывает экранная культура. Включая в себя три основных элемента: кинокультуру, телекультуру и компьютерную культуру, экранная культура оказывает комплексное воздействие на формирование младших школьников.
Традиционные коррекционно-развивающие методики не всегда удовлетворяют возрастающим требованиям к коррекционно-развивающей работе. Многие коррекционно-развивающие методы снизили свою эффективность в связи с отсутствием интереса школьника к развивающему процессу. Существует необходимость внедрения инновационных технологий в сфере коррекционно-развивающего обучения, которые учитывали бы современные тенденции; возрастающую нагрузку на младшего школьника, недостаточное развитие произвольности.
Наряду с традиционными методами коррекции и развития произвольности внимания (в том числе и медикаментозными), в России все активнее начинают применяться инновационные методы. Одним из новых методов коррекции произвольности высших психических функций стал метод биологической обратной связи, современный метод в основе которого, лежат современные научные представления о функционировании мозга.
школа, 1995.
6. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. –
М.: Генезис, 1999.
7. В 4-х кн. – М.: Генезис, 1998.
8.Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. 2-е изд. – М.: Просвещение – ВЛАДОС, 1995.
9. Шевченко Ю.С., Шевченко М.Ю. Игровая психология детей с гиперактивным поведением // Школа здоровья. –
10.М., 1997. – Т. 4. – № 2.
Информация о работе Развитие произвольности у младших школьников