Развитие нравственных суждений у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:00, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить оптимальные педагогические условия развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения нравственными суждениями.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения ими нравственными суждениями;
• изучить современные образовательные программы по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста;
• охарактеризовать педагогические условия овладения нравственными суждениями детьми старшего дошкольного возраста с целью развития словаря;
• изучить уровень развития словаря у детей старшего дошкольного возраста;
• провести опытную работу по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста при овладении нравственными суждениями в процессе организации непосредственной образовательной деятельности;
• обобщить и проанализировать полученные результаты.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Особо следует отметить, что в детском саду словарная работа проводится, прежде всего, в ономасиологическом аспекте (обращается внимание на названия объектов – Как называется это?). Кроме того, следует выделить также работу над смысловой стороной речи, над семантикой слова, т.е. семасиологический аспект (обращается внимание на само слово – Что значит это слово?). Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, развивать ориентировку в сочетаемости слов. Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать толкование слов и словосочетаний.

Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов: работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности; формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей; все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Осуществлять задачу по обогащению словаря - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Наиболее эффективно развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе овладения ими нравственными суждениями.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Глубокое переживание нравственного чувства неразрывно со способностью нравственного суждения, т.е. с нравственной оценкой окружающих явлений и поступков. А.К. Дремов нравственную оценку определяет, как оценку, «основанную на определенных нравственных принципах, на глубоком понимании сущности нравственного, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации». Сравним с определением Д.Б. Лихачева. «Нравственное суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни».

На наш взгляд, эти определения аналогичны. Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому поведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

С.А. Миронова [13] утверждает, что постепенно дети приобретают способность к элементарным нравственным суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о взаимоотношениях людей).

Под нравственными суждениями понимаются идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Нравственные нормы и правила определяют социально одобряемые способы поведения личности ребенка в разнообразных ситуациях. Нравственная культура отдельно взятой личности определяет особенности взаимоотношений этой личности с другими.

Нравственное суждение, по мнению С.М. Яковлева [23], является комплексным психическим образованием, чья целостность отражает единство когнитивного и аффективного компонентов. То есть речь идет об определенном классе высказываний (удовлетворяющих какому-либо условию) - оценочных суждениях о правилах и нормах поведения. Только суждения, включающие в свою структуру нравственный оценочный предикат, являются предметом анализа. Под него подпадают те суждения, которые оценивают нравственный объект.

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор на словах и в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

Для всех нравственных суждений характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники «и выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя.

Развитию нравственных суждений, по мнению Е.А. Земской [7], присуща динамика, выражающаяся в наличии стадий. В старшем дошкольном возрасте отмечены следующие стадии:

      общее, малодетализированное рассмотрение нравственных поступков, когда в качестве нравственного значимого критерия оценки выбирается либо отдельный поступок, либо - общее эмоциональное отношение к объекту, совершившего тот или иной поступок;

      в нравственном суждении на первое место выходят его аналитические функции, личные предпочтения и учет многих признаков;

      детальное рассмотрение поведения и поступков соединяется с тем эмоционально-значимым фоном, который выделяется перципиентом при суждении о нем.

Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся нравственные чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным нравственным суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о поступках, совершаемых людьми).

Успех работы с дошкольниками по развитию словаря в процессе овладениями ими нравственных суждений во многом зависит и от степени заинтересованности в этом педагогов и родителей и от того насколько разнообразные формы, методы и средства работы используют взрослые при организации непосредственной образовательной деятельности. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы очень важны при формировании нравственных суждений, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику.

Основным средством развития словаря дошкольников является собственная деятельность детей, которая необходима, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения и суждений.

Особое место отводится общению. Общение как средство формирования нравственных суждений лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения суждений, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

В целом выбор средств, форм и методов работы зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа овладения нравственными суждениями.

Рассмотрев условия развития словаря, к числу наиболее важных педагогических условий можно отнесли следующие: словарь детей старшего дошкольного возраста будет развиваться более успешно при использовании эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности, появлению интереса к овладению нравственными суждениями в непосредственной образовательной деятельности.

 

Выводы по первой главе:

На современном этапе доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний и формировании словарного запаса.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Развитию словаря старших дошкольников уделяется большое внимание в современных образовательных программах дошкольных образовательных учреждений.

Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся нравственные чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным нравственным суждениям, обогащая и развивая словарь.



Информация о работе Развитие нравственных суждений у дошкольников