Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:00, дипломная работа
Цель исследования - выявить оптимальные педагогические условия развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения нравственными суждениями.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения ими нравственными суждениями;
• изучить современные образовательные программы по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста;
• охарактеризовать педагогические условия овладения нравственными суждениями детьми старшего дошкольного возраста с целью развития словаря;
• изучить уровень развития словаря у детей старшего дошкольного возраста;
• провести опытную работу по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста при овладении нравственными суждениями в процессе организации непосредственной образовательной деятельности;
• обобщить и проанализировать полученные результаты.
18
ВВЕДЕНИЕ
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей. Обогащение словарного запаса ребенка как один из показателей общего развития его личности, наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения в культуру, условие саморазвития, способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.
Работа по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста осуществляется во всех видах деятельности в дошкольном образовательном учреждении, но при этом речевому развитию принадлежит ведущая роль. Поэтому педагогу необходимо сделать эту деятельность интересной и доступной.
Проблеме становления речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста всегда уделялось особое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции обогащения лексического запаса у старших дошкольников, выявлены проблемы речевого развития, определены возможные пути формирования языковой компетенции дошкольников, проведен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной речи у старших дошкольников.
Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, В.И. Логинова, В.В. Гербова, В.И. Яшина. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Ю.С. Ляховской и других. Специфику усвоения слова, как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин. Общие вопросы теории развития речи дошкольников рассматривались также Т.И. Гризик, С.А. Козловой, Л.М. Курганской, П.Т. Фроловым, И.П. Прокопьевым.
Программы обучения в дошкольном образовательном учреждении определяют круг речевых умений и навыков старших дошкольников. Усвоение лексического запаса не может происходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в детском саду является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словаря дошкольников. Также необходимо учитывать, что ребенок может понимать слова и выражения, но не употреблять их в своей речи.
Большое значение в системе обогащения лексического запаса у старших дошкольников в организованной деятельности по развитию речи имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами. Особый интерес, с этой точки зрения, представляет работа по овладению нравсвенными суждениями. По мнению известного ученого-методиста А.В. Текучева, словарная работа – это не эпизод в работе педагога, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.
Между тем, работа по овладению нравственными суждениями проводится, как правило, эпизодически, от случая к случаю.
Признавая значимость овладения нравственными суждениями для обогащения лексического запаса старших дошкольников, мы должны стремиться к тому, чтобы сделать данную работу систематичной.
Итак, одним из основных показателей умственного и речевого развития дошкольника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Чем богаче активный словарный запас воспитанника, тем содержательнее и красочнее его устная речь. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо в ходе обучения обогатить словарный запас, в том числе путем овладения нравственными суждениями в организованной деятельности по развитию речи.
Из вышесказанного следует, что проблема по развитию словаря у детей дошкольного возраста в процессе овладения нравственными суждениями является актуальной.
Возникает противоречие между необходимостью обогащения лексического запаса дошкольников в процессе овладения нравственными суждениями и недостаточной методической базой их применения к начальному этапу обучения и воспитания. Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения нравственными суждениями.
Решение данной проблемы составило тему нашего исследования: «Развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения нравственными суждениями».
Цель исследования - выявить оптимальные педагогические условия развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения нравственными суждениями.
Объект исследования - процесс развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия овладения детьми старшего дошкольного возраста нравственными суждениями с целью развития словаря в организованной деятельности по развитию речи.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса развития словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством овладения ими нравственными суждениями;
нравственные суждения будут использоваться воспитателем как в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, так и в повседневной жизни;
при организации работы по овладению детьми нравственными суждениями воспитатель будет добиваться активного речевого участия всех детей;
родители будут закреплять знания детей, полученные в детском саду, и в домашних условиях.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения ими нравственными суждениями;
изучить современные образовательные программы по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста;
охарактеризовать педагогические условия овладения нравственными суждениями детьми старшего дошкольного возраста с целью развития словаря;
изучить уровень развития словаря у детей старшего дошкольного возраста;
провести опытную работу по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста при овладении нравственными суждениями в процессе организации непосредственной образовательной деятельности;
обобщить и проанализировать полученные результаты.
Для всестороннего и достоверного изучения этой проблемы использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ литературы;
наблюдение;
беседа;
педагогический эксперимент;
метод математической обработки данных.
Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи А.В. Захаровой, М.М. Кольцовой, Н.Х. Швачкина, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич и психолого-педагогические исследования особенностей речи Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 78 г. Белгорода.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и характеристика словарной работы
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматически правильной речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, как показали исследования А.М. Бородич [3], овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно.
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают большое место. И это закономерно. Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.
В современной методике словарная работа рассматривается как:
целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка (М.М. Алексеева, В.И. Яшина [1]);
планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов (А.М. Бородич [3]);
систематическая учебно–воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение детьми незнакомым или знакомым, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи (Е. Рапацевич [24]);
необходимое условие освоения родного языка, его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи (О.С. Ушакова [31]).
Развитие словаря, по Ф.А. Сохину [27], понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально - закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.
Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи. Будем рассматривать слово с точки зрения психолингвистики, физиологии и психологии.
В современной научной литературе по данным Т.П. Колодяжной [14], слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания и мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения – это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.
С точки зрения психолингвистики слово рассматривается не как единица абстрактной языковой системы, а как единица речевой (языковой) способности человека – его индивидуального лексикона.
Лингвисты выделяют такие обязательные свойства слова, как фонетическая выраженность, грамматическое оформление, семантическая валентность, то есть наличие значения и способность слова сочетаться с другими словами. Отсюда, по мнению В.К. Харченко [33], вытекает важный методический вывод о необходимости овладения словом в единстве его лексического, грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической) на основе активного использования в речи.
По мнению Д.Б. Эльконина [35], главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Лексические значения – сгустки человеческих знаний об определенных сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления. Значение слова имеет сложное строение. Во-первых, в нем можно выделить предметную отнесенность, т.е. обозначение предмета, номинацию. В семантике слова различают и вторую сторону - систему абстракций и обобщений, которая скрывается за словом, систему связей и отношений, которая в нем выражается.
Как отмечает в своих исследованиях Р.А. Лурия [20], человек пользуется словами, выбирая одно из возможных значений. Реальное употребление слова всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив.
С физиологической точки зрения слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители. Усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним и образом объекта реального мира. Эти связи образуются в коре головного мозга по законам, открытым И.П. Павловым. Слово только тогда становится заменителем реального предмета, когда в его основе есть конкретные представления. Бывает, что, запомнив слово, ребенок не всегда соотносит его с действительностью. В этом случае нарушается связь между первой и второй сигнальными системами и искажается его представление об окружающем мире. Физиологическая сущность слова, также как и его лингвистические характеристики, обусловливают такой принцип в обучении языку и речи, как наглядность.
Информация о работе Развитие нравственных суждений у дошкольников