Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:18, статья
Каждый преподаватель истории знает, что его задача состоит не только в том, чтобы дать ученику информацию, рассказать известные факты, но и, наверное, в большей степени учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности. Способности к познанию существуют у любого ребенка с первых дней его рождения и учитель должен выявить и развить способности к познанию.
Рассказ мальчика.
Меня зовут Жак, я - столяр. Я давно задумал покинуть родную деревню, в которой жили мои дед и отец своим наделом земли я не дорожу, так как знаю, что меня может прокормить ремесло. Ранним утром, сложив в короб несложные инструменты, я покинул свой дом. Все лето я бродил от замка к замку, изготовляя мебель по заказу владельцев. Но все время странствовать было нельзя. И тогда я вспомнил о монастыре, к стенам которого и раньше не раз хаживал за покупками каких-либо материалов. Монастырь был расположен на берегу судоходной реки, на перекрестке оживленных сухопутных дорог. Издавна там собирался торг, хорошо известный в округе.
Когда я пришел к монастырю, то не узнал знакомого места: у самой дороги стояла кузница, ее хозяин за плату подковывал лошадей у многочисленных посетителей монастыря. На другой стороне дороги какой-то предприимчивый человек открыл постоялый двор для проезжего люда. А у самой стены, точно гнезда ласточек, лепились хижины ремесленников. Я нашел среди них товарищей по ремеслу, и они помогли мне соорудить хижину. В сырье недостатка не было, его всегда можно было купить у приезжих купцов. Заказывали и покупали изделия обитатели монастыря и приходившие сюда люди из соседних деревень и замков. Наш поселок рос быстро, прибывали все новые и новые беглецы из поместий. Но мирная жизнь была прервана. В глухую осеннюю ночь на наш поселок напал отряд рыцарей. Жители поселка укрылись за стенами монастыря, но все, что они не могли унести с собой, стало добычей разбойников. Вернувшись к своим разоренным хижинам, мы собрались на сход и приняли решение укрепить поселок. Мы окопали его рвом, насыпали земляной вал и воздвигли на нем деревянный частокол. Так образовалось укрепленное поселение - наш город. Далее учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. Что привело к возникновению средневековых городов?
2. Где, чаще всего, возникали города?
3. Кто селился в городах?
4. Какие опасности подстерегали горожан?
В качестве одного из домашних заданий учащихся желательно попросить подготовить небольшие сообщения о средневековых городах Европы.
2. Из личного опыта известно, что ролевые игры хорошо помогают не столько изучить новый материал, сколько закрепить уже изученный. В этом случае учащиеся уже знают о каком либо факте, событии или явлении в истории, а элементы ролевой игры помогают им разобраться в причинах, ходе, итогах того или иного события.
3. Можно целый урок провести в виде ролевой игры, но для этого необходимо проведение огромной предварительной работы со стороны учителя и самих учеников..
В. Урок - турнир: Древний Египет.
1. Итоговым занятием по теме "Древний Египет" в 5 классе было посещение музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Учащиеся посетили Египетский зал. Перед экскурсией ученикам было дано задание: составить вопросник по материалам экскурсии. Поскольку экскурсия проводилась без экскурсовода (в случае необходимости объяснения давал учитель) то это была самостоятельная исследовательская работа, от которой ученики получили большое удовольствие. Так же ребятам было объявлено, что из всех составленных вопросов будут выбраны лучшие и по ним будет проведена викторина. Вот те вопросы, которые были выбраны для проведения викторины:
· Кого из египетских богов изображали на троне?
· Кого из богов изображали с ребенком на руках? Кто этот ребенок?
· В виде чего изображались колонны в древнеегипетских храмах?
· Кто был изображен на потолке храма? В виде кого?
·Для чего были нужны саркофаги? Что на них изображали?
· Чем и на чем писали египтяне?
· Зачем мумию оборачивали тканью?
· Что такое ушепти и пиктораль?
· Что такое рельеф? Из чего сделаны рельефные изображения?
· Как называются сосуды, куда помещали внутренности умершего?
· Кто охранял пирамиды Хеопса, Хефрена и Джосера?
· Как называется священный жук?
· Какой самый распространенный поделочный камень в Древнем Египте?
· Кто был самым молодым фараоном?
· Что указывает на власть фараона?
· На чем спали фараоны?
· Как ученые отличают, кто лежит в саркофаге: мужчина или женщина?
· Что такое амулет и для чего он предназначался? Кого изображали в виде амулета?
· Из чего изготавливали вазы и сосуды?
· Из чего делали зеркала?
· Чем становится хлеб после долгого лежания в земле?
Приятно было увидеть, что составленные учащимися вопросы были не только репродуктивного, но и познавательного уровня. Надо отметить, что ребята с большим интересом работали в музее и такая форма работы им очень понравилась, тем более, когда результат их работы нашел реальный выход на уроке. Безусловно, такие формы работы не только способствуют развитию интереса к предмету, но и формируют навыки познавательной деятельности учащихся.
В заключении надо сказать, что существует огромное количество форм, методов и приемов развития навыков познавательно деятельности у учащихся и далеко не все они были раскрыты в данной работе. Существует большое поле для творческой деятельности каждого учителя в решении данной проблемы. Познавательно - развивающие задания позволяют ученикам, облачившись в одеяния исследователей, первопроходцев, следопытов, очевидцев, совершать путешествия в прошлое. Во время обсуждения вопросов и ответов на них учащиеся развивают умение думать, сравнивать, анализировать, соотносить, отстаивать свою точку зрения, находить свои и чужие ошибки, делать выводы. Во многом это происходит потому, что при выполнении познавательных заданий у них отсутствует опасение ответить неправильно, быть непонятым, неуслышанным, получив в результате плохую оценку. Главными условиями использования познавательных заданий на уроках истории является совместное творчество учителя и ученика, взаимное удовлетворение от работы и создание четкой системы такой работы со стороны учителя. Проявив максимум педагогического мастерства, учитель обязан не только помочь учащимся в выборе правильного направления в их работе, но и щедро поощрить даже самые незначительные проявления самостоятельности, изобретательности, сообразительности, вселив еще большую уверенность в их собственной силе. Таким образом, задача учителя состоит не только в том, чтобы научить ученика, развить у него соответствующие умения и навыки, но и в том, чтобы воспитать его полноценным человеком.
Литература.
1. Вольваков С.П. Познавательно - развивающие вопросы в преподавании истории
Отечества. ПИШ №5. 2000 г.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе.
М.: Просвещение, 2000 г.
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории.
М.: Владос, 2000 г.
4. История Древнего Востока. Под ред. В. И. Кузищина. Москва «Высшая школа» 1988 г.
5. Кулакова Н.И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории.
ПИШ №8, 1999 г.
6. Мацкайлова О.А. Познавательные игры в курсе истории средних веков.
ПИШ №8, 1999 г.
7. Стапанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М.: Владос, 2000 г.
8. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000 г.
9. Хрестоматия по истории Древнего мира. Под ред. проф. В. Г. Боруховича и проф.
В. И. Кузищина. Издательство Саратовского Университета., 1989 г.
10. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие/Под ред. проф. М. Черниловского - М., 1994 г.
[1] Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие /Под ред. проф. З.М. Черниловского - М., 1994.- 413с.
[2] Законы Хаммурапи, царя ВавилонаХрестоматия по всеобщей истории государства и
права: Учеб. пособие /Под ред. проф. З.М. Черниловского - М., 1994.- 413с.
[3] История древнего мира/Под ред. И.М.Дьконова, В.Д.Нероновой, И.С.Свенцицкой.
Т. 1 3 (любое изд.)