Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:18, статья
Каждый преподаватель истории знает, что его задача состоит не только в том, чтобы дать ученику информацию, рассказать известные факты, но и, наверное, в большей степени учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности. Способности к познанию существуют у любого ребенка с первых дней его рождения и учитель должен выявить и развить способности к познанию.
Развитие навыков познавательной деятельности у учащихся средней школы
на уроках истории в 5-м классе.
Каждый преподаватель истории знает, что его задача состоит не только в том, чтобы дать ученику информацию, рассказать известные факты, но и, наверное, в большей степени учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности. Способности к познанию существуют у любого ребенка с первых дней его рождения и учитель должен выявить и развить способности к познанию.
Надо сказать, что познавательные возможности учащихся связанны с возрастом ученика и соответствующим уровнем исторических знаний и умений, поэтому учитель обязан учитывать особенности возрастной психологии при выборе методов работы. Посильное познание в наибольшей степени способствует развитию мышления, воображения, мотивационно - волевой и эмоциональной сфер личности. Учителю очень важно смотивировать ученика к познавательной деятельности. В связи с этим в процессе обучения истории целесообразно создавать для учащихся ситуацию выбора, что требует их ознакомления с различными, подчас альтернативными, точками зрения на исторические процессы, факты, события, формирование умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам истории, что в свою очередь, стимулирует познавательную деятельность учащихся.
Результаты обучения напрямую связаны с тем, насколько развиты у ребенка познавательные способности и мотивация к обучению. Существует огромное множество способов, методов и приемов развития навыков познавательной работы и актуализации обучения используемые учителем в процессе обучения. В данной статье ознакомительно представлены те методы и приемы познавательной деятельности из всего существующего разнообразия, которые особенно регулярно используются на моих уроках.
Следует начать с формирования у учащихся мотивации к познавательной деятельности. На современном этапе развития технологий заинтересованному, влюбленному в прошлое ученику доступна любая историческая информация, от многочисленных детских справочников и энциклопедий до телепередач и международной сети "Интернет". Именно поэтому заинтересовать класс прежними средствами и приемами удается далеко не всегда. В этой связи многие методисты и учителя истории предлагают вынести на первый план задачу "оживления" исторического процесса, наполняя его чувствами, переживаниями, страстями, придавая эмоциональную окраску историческим событиям. Учитель творческий, мыслящий просто обязан показать исторический процесс не только как сухие факты: цепочку войн, переворотов, революций, изобретений, но и путь эмоциональных, а иногда и драматических, взлетов и падений человечества на протяжении развития и совершенствования. Хорошо продуманная и организованная работа направленная на решение этого вопроса позволит не только мотивировать познавательную деятельность школьников, но и позволит воспринимать историю как нечто живое.
Одним из методов "оживления" истории выступают познавательно - развивающие вопросы, в результате ответа на которые учащиеся не просто воспроизводят изученный ранее материал, а, как правило, самостоятельно приходят к необходимым выводам, пишут историю. Практика показывает, что "средний" ученик, услышав, что учитель собирается задать ему репродуктивный вопрос, не всегда подготовленный, настораживается. А после неправильного ответа, даже при вежливой реакции учителя, может и вовсе замолчать, а как следствие снизиться познавательная активность ученика. Поэтому составлять познавательные вопросы необходимо таким образом, чтобы их с нетерпением встречали и радовались как долгожданной новой игрушке, с одной стороны, и, с другой, не ответить на которые совсем было бы просто невозможно, и, наконец, чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а напротив повышал познавательную активность ученика.
При этом следует помнить, что данный вид деятельности будет стимулировать познавательную деятельность учащихся только в том случае, если:
- формулировка вопроса будет достаточно лаконична и ясна;
- в тексте вопроса будет присутствовать "ниточка" к ответу (ключевое слово,
дополнительная конкретизация, ссылка на известное и т.п.), потянув за которую
учащиеся быстрее приходят к правильному ответу;
- поиск ответа призван не только развивать умственные способности школьника, но
и стимулировать его дальнейшую потребность в историческом познании;
- ответ на вопрос (результат деятельности) должен не только укрепить
положительную обратную связь между учителем и учащимися, но и создать
чувство взаимного удовлетворения ходом учебного процесса и желание
дальнейшего совместного творчества.
Ниже представлены примеры некоторых заданий, способствующих развитию навыков познавательной деятельности и примеры выполнения этих заданий учащимися 5 класса.
Познавательные задания на уроках истории.
А. Изложение исторических событий от имени одного из их участников, свидетелей, современников или потомков.
1. При завершении темы "Жизнь первобытных людей" в 5 классе учащимся было предложено написать рассказ "Один день из жизни первобытного мальчика (девочки)". В своем рассказе ребята должны были правильно отразить образ жизни, занятия, религиозные верования первобытного человека. Сочинение Воронова Данилы, ученика 5 класса.
День из жизни Яна. Сегодня утром Ян проснулся с восходом солнца. Как только он открыл глаза, ему сразу же захотелось есть. Он подошел к костру и подложил дров. Потом оторвал кусок мяса от убитого вчера оленя, воткнул в него палку и занес над костром. Долго так сидел Ян, но что же делать, есть то хочется. Вскоре проснулись отец с матерью. Мясо как раз поджарилось, и они все вместе съели его. Потом каждый занялся своими делами. Мать принялась сшивать шкуры, отец принялся изготавливать стрелы, а Ян пошел в лес за хворостом. Погода выдалась жаркой. Ян шел по лесу и собирал сухие палки. И когда он наклонился за очередной палкой, то увидел гриб. Большой белый гриб. Ян сорвал его и оглянулся вокруг. И тогда Ян увидел, что вокруг него этих грибов столько, что не хватит пальцев на его руках! Он принялся собирать их. Вскоре Ян уже не мог унести все эти грибы и, решил вернуться к себе в хижину. Дома он положил грибы и хворост около огня и пошел в поле. Там его папа и мама собирали урожай пшеницы. Ян объяснил, что нашел грибов по три раза столько, сколько пальцев у него на руках. Они все вместе последовали в хижину. Когда отец и мать увидели грибы, они похвалили Яна и дали ему зуб быка на веревочке. Теперь можно было не беспокоиться насчет обеда, ведь тот кусок мяса был последним. После обеда Ян с папой пошли на охоту. Они взяли с собой лук и стрелы, а также копье. Охота прошла успешно. Им попался саблезубый тигр. Папа Яна кинул в него копье и ранил его. Тигр бросился бежать, но не тут-то было. На дереве притаился Ян. Когда тигр пробегал мимо него, он выстрелил из лука и поразил тигра. У тигра подкосились ноги, и он упал замертво. Ян с отцом потащили его в хижину. У входа их ждала мать. Увидев тигра, она подложила дров в костер. Через 30 минут тигр весел над огнем. Вскоре они поужинали и легли спать. Вот так закончился еще один день из жизни Яна.
Анализ данной работы показывает, что ученик хорошо усвоил основной материал изученной темы и умеет правильно применить полученные знания. Но в работе присутствует информация несколько искаженная в восприятии ребенка, поскольку существует огромная разница в условиях жизни древнейшего и современного человека, и ученику бывает трудно объективно воссоздать описываемую ситуацию.
2. Очень важно, чтобы в процессе обучения у учеников сложилось представление об истории, как о целостном процессе, который имеет свои закономерности и общие явления, характерные для всех государств, на всех этапах исторического развития. Для понимания учащимися истории как целостного процесса очень полезно использовать задания на знание параллельности событий в истории. Такими заданиями могут быть диалоги.
Б. Лабораторная работа с документами.
1. На уроках истории преподаватель часто говорит о необходимости критического отношения к источнику. Учебник средней школы - это тоже исторический источник, в котором автор вольно или невольно излагает свое отношение к тем или иным событиям. Поэтому важно научить ребят использовать в учебном процессе исторические документы, к тому же учащиеся положительно относятся к источниковедческим заданиям, с удовольствием ощущая себя исследователями.
В некоторых случаях целесообразно посвятить работе с документами урок полностью. Урок в 5 классе по курсу Древнего мира. Тема урока: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Цели урока: рассказать учащимся о возникновении первых письменных законов. Выяснить, почему возникают законы и для чего они служат. Продолжить формирование навыков установления причинно-следственных связей. Предоставить учащимся возможность сделать выводы об общественных отношениях в Древнем Двуречье. Продолжить формирование умения самостоятельно оперировать исторической терминологией и социальными понятиями. В самом начале урока, после рассказа о находке столба с первыми письменными законами, ученикам задается вопрос: что такое закон? Почему он появляется? И ребята делают попытки самостоятельно сформулировать понятие закона отвечая, что закон – это определенные правила поведения. А появляются законы потому, что суд богов, распространенный в древнем мире, не мог быть объективным и требовались четко оговоренные наказания за те, или
иные преступления. Далее ученики разделяются на группы и начинается работа с
документами (отрывками из законов Хаммурапи) [1]. Ребятам дается задание: определить наказание за преступления.
Преступления:
1. Если человек выколол глаз сыну человека...
2. Если он переломил кость человеку...
3. Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека...
4. Если человек выбил зуб человеку, равному ему...
5. Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам...
6. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему...
7. Если раб ударил по щеке сына человека...
Наказания:
1. ...то он должен ему отвесить 1 мину серебра.
2. ...то ему должны отрезать ухо.
3. ...то ему должны выбить зуб.
4. ...то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
5. ...то ему должны переломить кость.
6. ...то он должен отвесить половину его стоимости.
7. ...то должны выколоть ему глаз.
В течении непродолжительного времени ребята обсуждают варианты ответа, а затем каждая группа по очереди комментирует какое из наказаний следует за каждое из перечисленных преступлений. Во время работы ученики выясняют, что наказание за преступление рабу и свободному ("человеку") отличаются. Да и сами рабы приравниваются к домашним животным и вещам.[2] После этого ученики дают определение раба - это вещь, частная собственность. А затем мы возвращаемся к определению закона и теперь уже сами ребята дают грамотное и четкое определение, что закон - это правила, которые регулируют отношения между различными группами людей в обществе. Учитель сообщает ученикам, что эти различные группы в обществе называются сословия. И учащимся предлагается дать определение термину сословия. Совместными усилиями учителя и учеников новое понятие получает свое определение и записывается в тетрадь. Сословия - это большие группы людей, обладающие определенными правами и обязанностями, которые передаются по наследству.
В результате ученики в течении урока провели самостоятельное исследование и сделали самостоятельно несколько важных и сложных выводов: для чего нужны законы, что такое закон, раб, сословие и какую роль играют законы в обществе ( древнем и современном ).
В рамках статьи нельзя не сказать о познавательных играх на уроках истории. Игровые формы обучения достаточно широко применяются учителями, особенно преподающими в 5-6 классах. И этот выбор обусловлен многими факторами: игра - один из основных видов человеческой деятельности, один из важнейших способов познания окружающего мира, особенно в детстве, когда познание мира идет в основном через игру. Любая игра должна работать на решение основной учебной задачи урока (изучение и закрепление нового материала, контроль и проверка знаний и т.д.). Но нельзя переоценивать значение познавательных игр и чересчур увлекаться ими, так как они не могут быть источником систематических и точных знаний и должны использоваться в сочетании с другими, более традиционными формами обучения. При подготовке игры учитель должен учитывать те требования, которые выдвигает методика:
1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. Помощь учителя следует только в том случае, если сами ученики попросят о ней.
2. Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции. Поэтому цель игры должна быть достижимой, а используемое оформление урока - красочным и разнообразным.
3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, это приучает ребят к четкому соблюдению установленных правил, активизирует познавательную деятельность.
4. Игра должна строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Как правило, в ходе игровой деятельности даже ученики не принимающие, в большинстве случаев, активного участия в ходе урока, желающие получить знание в готовом виде с удовольствием включаются в процесс поиска информации и ответов, поскольку каждый желает не только выиграть, но и получить хорошую оценку за работу. Победителем чаще всего бывает не только тот, кто больше знает, а тот, у кого развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, начитан, развит кругозор, быстрее и точнее реагирует на конкретные ситуации. Существуют игры, само содержание которых активизирует деятельность учащихся. К ним можно отнести сюжетные игры, игры-путешествия, ролевые игры, викторины.
А. Игра - путешествие.
Путешествие финикийцев. Учащимся 5 класса, при изучении темы "Финикийские мореплаватели", предлагается задание определить, о каких географических названиях говориться в тексте. ..1.. же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к ..2..; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь ..3.. . После прекращения строительства канала из ..4.. в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через ..5.., пока не достигнут ..6.. и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из ..7.. и затем поплыли оп ..8.. . Осенью они пристали к берегу и, в какое бы место в ..1.. ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы ,а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули ..5.. и прибыли в ..3.. . По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг ..1.. солнце оказывалось у них на правой стороне. Геродот. "История в девяти книгах[3]".
1. Азия.
2. Геракловы столпы (Гибралтарский пролив).
3. Египет.
4. Красное море.
5. Ливия (Африка).
6. Нил.
7. Северное море (Средиземное море).
8. Южное море (Индийский океан).
При выполнении задания учащиеся не только развивают картографические умения и навыки, но и устанавливают по карте местоположение древних географических названий, и соотносят их с современными. Таким образом, получая информацию об открытиях, сделанных финикийцами.
Б. Ролевая игра.
Ролевая игра - одно из важных средств первичной социализации ребенка, позволяющие не только овладеть определенным этикетом и навыками поведения, но и через процесс воспроизведения тех или иных исторических событий помочь учащимся сделать определенные выводы и создать образное представление о истории.
1. На уроке "Возникновение средневековых городов" в 6 классе для введения новой темы учащимся предлагается рассказ от первого лица: