Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:01, реферат
Согласно моим наблюдениям работая в центре образования, я за последние несколько лет пришла к выводу, что дети раннего возраста стали приходить в детский сад с задержкой речевого развития, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованны, медлительны в выполнении движений.
Введение
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей. Исследование учёных.
Приёмы развития мелкой моторики
Цвинтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1996.
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Согласно моим наблюдениям работая в центре образования, я за последние несколько лет пришла к выводу, что дети раннего возраста стали приходить в детский сад с задержкой речевого развития, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованны, медлительны в выполнении движений.
Для них оказывались трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши могли захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр с силой заталкивали предметы в отверстия или емкости.
Для решения этой проблемы поставила перед собой задачи:
1. Сочетать
игры и упражнения для
2. Систематически
проводить работу по
3. Повысить
интерес малышей к упражнениям,
4. Донести до
родителей значение игр на
развитие мелкой моторики. Родители
должны понять: чтобы заинтересовать
ребенка и помочь ему овладеть
новой информацией, нужно
Для реализации этих задач я взяла тему: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста».
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.
Так, на основе проведенных
опытов и обследования большого количества
детей была выявлена следующая закономерность:
если развитие движений пальцев соответствует
возрасту, то и речевое развитие
находится в пределах нормы. Если
же развитие движений пальцев отстает,
то задерживается и речевое
Удивительная работа по освоению речи проходит в тайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза!
3.Приёмы развития мелкой
Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Сжимая крошечными пальчиками наши сильные пальцы, захватывая и удерживая погремушки или стараясь поймать свои собственные ножки, он уже находится в процессе развития. Наша же задача помочь крохе сделать игры с ручками более эффективными. Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять различные упражнения, вы должны ему помочь, например, в процессе чтения стишков загибать пальчики. Для лучшего воздействия, их стоит не просто загибать, а слегка массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. «Варить» кашу на ладошке тоже достаточно полезно, круговыми движениями разминая ладошку. Не забывайте играть поочередно, то с правой, то с левой ручкой. Для самых маленьких как нельзя лучше подходят простые народные игры. Это хорошо известные вам “Ладушки”, “Сорока-ворона”, “Коза рогатая” и другие игровые потешки для малышей. Но играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, не забывайте об эмоциональной окраске того, что вы говорите. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело, и выразительно. Главное, что бы он вызывал эмоциональный отклик и у взрослого, и у малыша.
Основные занятия с малышом.
Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.
Фасолевые ванны — в
миску или коробку нужно
Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.
Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.
Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
Шнуровки – сейчас в
магазинах развивающих игрушек
достаточный ассортимент
Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький.
Пальчиковая гимнастика и
пальчиковые игры — этим весёлым
занятиям посвящены многие книги. Народная
мудрость принесла к нам из глубины
веков Сороку-ворону, ладушки, Козу
- рогатую и многое другое. А современные
исследователи дополнили
Хорошим средством для развития движений пальцев является игра в «Театр пальчиков» для детей от полутора лет.
Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
Работу с детьми по развитию мелкой моторики рук собираюсь продолжать дальше, т.к. проводимая работа уже даёт свои результаты. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.
В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно необходимо:
1. Продолжать
совместную работу с
2. Продолжать
пополнять картотеку игр по
развитию мелкой и общей
ГБОУ ЦО №1631
Круглый стол
На тему:
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Дата: 30.01.2012г.
Провела: Мухтарова В.Н.