Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:01, реферат

Описание работы

Согласно моим наблюдениям работая в центре образования, я за последние несколько лет пришла к выводу, что дети раннего возраста стали приходить в детский сад с задержкой речевого развития, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованны, медлительны в выполнении движений.

Содержание

Введение
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей. Исследование учёных.
Приёмы развития мелкой моторики

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 36.48 Кб (Скачать)

 

Цвинтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Согласно моим наблюдениям  работая в центре образования,  я за последние  несколько лет пришла к выводу, что дети раннего возраста стали  приходить в детский сад с  задержкой речевого развития, плохо  развита мелкая моторика. У них  наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей  моторики. Дети скованны, медлительны  в выполнении движений.

Для них оказывались  трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши могли захватывать  разные предметы, картинки, мелкие игрушки  всей ладонью, а не двумя – тремя  пальцами. Во время игр с силой  заталкивали предметы в отверстия  или емкости.

Для решения этой проблемы поставила перед собой  задачи:

1.     Сочетать  игры и упражнения для тренировки  пальцев с речевой деятельностью  детей;

2.     Систематически  проводить работу по совершенствованию  пальчиковой моторики, выделив для  нее оптимальное время;

3.     Повысить  интерес малышей к упражнениям,  превратив их в занимательную  игру;

4. Донести до  родителей значение игр на  развитие мелкой моторики. Родители  должны понять: чтобы заинтересовать  ребенка и помочь ему овладеть  новой информацией, нужно превратить  обучение в игру, не отступать,  если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка,

 

Для реализации этих задач я взяла тему: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста».

 

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно  связаны с речью. Первой формой общения  первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась  словесная речь.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние  китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют  тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

 

Так, на основе проведенных  опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует  возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может  быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).

Удивительная работа по освоению речи проходит в тайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза!

3.Приёмы развития мелкой моторики  рук

Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Сжимая крошечными пальчиками наши сильные  пальцы, захватывая и удерживая погремушки или стараясь поймать свои собственные  ножки, он уже находится в процессе развития. Наша же задача помочь крохе  сделать игры с ручками более  эффективными. Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять  различные упражнения, вы должны ему  помочь, например, в процессе чтения стишков загибать пальчики. Для лучшего  воздействия, их стоит не просто загибать, а слегка массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. «Варить» кашу на ладошке тоже достаточно полезно, круговыми движениями разминая ладошку. Не забывайте играть поочередно, то с правой, то с левой ручкой. Для самых маленьких как нельзя лучше подходят простые народные игры. Это хорошо известные вам “Ладушки”, “Сорока-ворона”, “Коза рогатая” и другие игровые потешки для малышей. Но играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, не забывайте об эмоциональной окраске того, что вы говорите. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело, и выразительно. Главное, что бы он вызывал эмоциональный отклик и у взрослого, и у малыша.

Основные занятия с  малышом.

Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые  центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между  мамой и ребёнком. Особенно важно  уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

Фасолевые ванны — в  миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает  руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации  пальцев.

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное  тесто). Кроме очевидного творческого  самовыражения, малыш также развивает  гибкость и подвижность пальцев  и способствует улучшению речи.

Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох  и фасоль, а затем и более  мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

Мозаика — игры с разными  мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность  и творческие способности.

Шнуровки – сейчас в  магазинах развивающих игрушек  достаточный ассортимент разнообразных  игр-шнуровок. Они отлично развивают  мелкую моторику рук, к тому же благодаря  им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и  сделайте по контуру дырки с помощью  дырокола. В эти дырки малыш  будет просовывать шнурочки. Также можно прошнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т.д.)

Игры с пуговицами и  бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание  пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать  пальчики, одновременно развивая сообразительность  и осваивая понятия большой - маленький.

Пальчиковая гимнастика и  пальчиковые игры — этим весёлым  занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины  веков Сороку-ворону, ладушки, Козу - рогатую и многое другое. А современные  исследователи дополнили ассортимент  увлекательных игр. Занимайтесь  с крохой — игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

Хорошим средством  для развития движений пальцев является игра в «Театр пальчиков» для детей  от полутора лет.

Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую  функцию ребенка.

Работу с детьми по развитию мелкой моторики рук собираюсь продолжать дальше, т.к. проводимая работа уже даёт свои результаты. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно необходимо:

1.     Продолжать  совместную работу с родителями  по развитию мелкой и общей  моторики, которая положительно  влияет на формирование познавательных  процессов.( проведение консультаций, подбор наглядных материалов по мелкой моторики, ширмы)

2.     Продолжать  пополнять картотеку игр по  развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи

 

ГБОУ ЦО №1631

 

 

 

 

 

Круглый стол

 

На тему:

«Развитие мелкой моторики рук, как  средство развития речи у детей дошкольного  возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата: 30.01.2012г.

Провела: Мухтарова В.Н.


Информация о работе Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста