Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 02:02, реферат
Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями.
Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей данной категории определены в Законах Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», а также в ряде нормативных правовых актах.
Об инклюзиве говорят, пишут, некоторые даже разрабатывают специальные программы. Но применить теорию на практике оказалось довольно трудно. Существует ряд определенных проблем. Инклюзивное образование в Казахстане складывается стихийно. Ребенку, нуждающемуся в таком обучении, должны быть созданы все условия.: переоборудовать учебные места в аудиториях, делать спуски, пандусы, пересматривать расписание занятий, чтобы инвалидам не пришлось подниматься на вторые и третьи этажи зданий и т.д. Кто и как это будет делать, за чей счет - до сих пор не ясно. А ведь эти проблемы неизбежно встанут и перед руководством учебных заведений, где инвалиды будут учиться, и перед самими инвалидами.
Специальные условия необходимы для организации инклюзивного образования.
Безбарьерные условия для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
1. Вход в школу
Вход в школу начинается с лестницы, которая является серьезным или непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении инвалидную коляску, трости, костыли и другие приспособления.
Пандус должен быть достаточно пологим, чтобы ученик мог на коляске самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса — не менее 90 см, необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик и поручни, которые устанавливаются по обеим сторонам пандуса.
Двери должны открываться
в противоположную сторону от
пандуса или оборудовать вход
звонком.
2. Внутреннее пространство школы
Ширина дверных проемов
должна быть не менее 80–85 см.
Для того, чтобы ученик на коляске смог
подняться на верхние этажи, должен быть
предусмотрен лифт или установление на
лестницах подъемников.
В раздевалке желательно выделить
зону в стороне от проходов и оборудовать
ее поручнями, скамьями, полками и
крючками для сумок и одежды или
отдельную комнату.
3. Школьный туалет
Предусмотреть одну специализированную
туалетную кабинку для
4. Спортивный зал
Раздевалку, душевую и
туалет при физкультурном зале необходимо
переоборудовать. В душевой, как
и в туалете, одну кабинку необходимо
оборудовать так, чтобы ребенок-инвалид
мог ею воспользоваться, т. к. ширина
двери должна быть не менее 90 см и
коляска должна входить в кабинку
целиком.
5. Классные кабинеты
Входная дверь в кабинет без порога. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) — 1500–1500 мм.
Около парты необходимо пересмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ученик пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т. д. Желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ученик на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться около доски. Доска должна висеть пониже.
Безбарьерные условия для детей с нарушением зрения.
Ученик с нарушением зрения
испытывает затруднения в ориентировке
в пространстве, поэтому для комфортного
пребывания его в школе надо помочь.
Для этого необходима экскурсия
по зданию школы, для того чтобы запомнил
месторасположение кабинетов и
помещений. Все препятствия и
повороты должны быть озвучены, желательно
дать ребенку возможность пощупать
двери и углы.
1. Вход в школу
Крайние ступени лестницы
при входе в школу для
Дверь лучше сделать яркой
контрастной окраски. Если двери
стеклянные, то на них яркой краской
пометить открывающиеся части.
2. Внутреннее пространство школы
Вдоль коридоров можно сделать поручни по всему периметру, чтобы ученик с нарушенным зрением мог, держась за них, ориентироваться при передвижении по школе.
Способом облегчения ориентации
инвалида по зрению внутри школы может
являться разнообразное рельефное
покрытие полов (при смене направления
меняется и рельеф пола) или напольная
плитка и просто ковровые дорожки.
3. Школьная раздевалка
В раздевалках с нарушением
зрения нужно выделить зону в стороне
от проходов и оборудовать ее поручнями,
скамьями, полками и крючками для
сумок и одежды. Необходимо несколько
раз провести ребенка к этому
месту, чтобы он запомнил.
4. Классные комнаты
Для создания доступной и
комфортной обстановки в классе рекомендуется
оборудовать для них
Уделить особое внимание освещению
рабочего стола. Парта должна находиться
в первых рядах от учительского стола
и рядом с окном. Ученик может
пользоваться диктофоном (его способ
конспектирования). Желательно, чтобы
пособия, которые используются на разных
уроках, были не только наглядными, но
и рельефными, чтобы незрячий ребенок
смог их потрогать.
Безбарьерные условия для
Архитектурные барьеры для неслышащих детей — не препятствие. Главная проблема — получить информацию в том же объеме, что и все остальные дети, поэтому в школе должен быть сурдопереводчик. Учебные фильмы по возможности должны быть снабжены субтитрами.
Чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.
Места для тех, чей слух
слабый, могут быть оборудованы
Территория школы
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории, прежде всего, следует предусмотреть ровное, не скользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены.
Такие условия не созданы ни в одной общеобразовательной организации Казахстана. Школы не готовы, не готовы пед.коллективы, не готовы родители. По всей стране родители особых детей вынуждены отдавать их в обычные школы, где нет никаких условий. Из-за этого страдает качество образования. Не понял ребенок тему- это его проблемы, ему никто повторно не объяснит. Лишь единицы школ Казахстана на сегодняшний день могут соответствовать статусу инклюзивного образования.Чтобы таких школ стало больше, необходимы деньги, но инклюзивное образование дороже обычного.
Кроме того, существует множество проблем психологического плана: к инвалидам предвзято относятся и дети, и родители, и педагоги. Инвалиды, как правило, учатся самостоятельно, на дому, поэтому впоследствии им трудно общаться с обычными детьми в школе.
Проблема усугубляется еще и тем, что сегодня инвалиды однозначно воспринимаются обществом, как особая, отграниченная от других, группа людей.
В государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы впервые определены механизмы включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, обеспечения для них доступной среды. Однако темы нетерпимости, неподготовленности школ, учителей, родителей всё так же актуальны, как и прежде.
У детей-инвалидов появилась возможность учиться в обычных школах. Но не каждый родитель отдаст своего ребёнка в класс, где тот будет выделяться.
Дети с ограниченными возможностями, обучающиеся в массовых организациях образования, испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала и овладении социальными навыками вследствие отсутствия индивидуального подхода, специальной коррекционно-педагогической, психологической и социальной поддержки, учета специальных образовательных потребностей. Педагоги массовых школ не имеют соответствующих знаний об особенностях взаимодействия и способах обучения детей с ограниченными возможностями, поскольку эта информация не является содержанием их вузовской подготовки. В результате эта категория школьников часто попадает в число стойко неуспевающих и социально дезадаптированных учеников.
Планируемое, целенаправленное
включение детей с
Увеличилось число медико-психолого-
Сегодня ребенок с ограниченными
возможностями может получить квалифицированную
психолого-педагогическую помощь в
системе дифференцированного
Интернет ресурсы.
|
Информация о работе Развитие инклюзивного образования в Казахстане