Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 02:02, реферат
Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями.
Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей данной категории определены в Законах Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», а также в ряде нормативных правовых актах.
Минестерство образования и науки РК
Центральная азиатская академия
Реферат
на тему «Развитие инклюзивного образования в Казахстане»
2012г
Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями.
Вопросы обеспечения жизнедеятельности
детей данной категории определены
в Законах Республики Казахстан
«Об образовании», «О правах ребенка
в Республике Казахстан», «О социальной
и медико-педагогической коррекционной
поддержке детей с
Имея в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом РК «Об образовании» равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие. В жизни же дети с ограниченными возможностями сталкиваются с трудностями, а то и невозможностью получить хорошее образование. Сегодня большинство инвалидов получает среднее образование или в спецшколах и интернатах, или на дому.
Эксперты говорят о
слабой правовой информированности
среди родителей. Не многие помнят,
что в пакете социальных услуг, гарантируемых
государством своим гражданам, право
на образование является одним из
важнейших. В соответствии с Конституцией
РК (ст.30) каждый гражданин РК имеет
право на обязательное и бесплатное
среднее образование, включающее начальную,
основную и старшую ступени общего
среднего образования. Вместе с тем
реальная ситуация гораздо сложнее:
в последнее десятилетие
Детей с инвалидностью
можно не отдавать в закрытые интернаты,
а определять в обычные детские
сады и школы. Это называется - инклюзивное
образование. Когда ребенок с
ограниченными возможностями
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении таких детей, — создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.
Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение (включенное или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как полноценным людям становиться более толерантным и научиться уважать другие личности.
В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные. Казахстан ввел инклюзивное образование в 2008 году.В государственной программе образования предусмотрена усиленная поддержка детей-инвалидов и инвалидов в области получения образования – начиная с дошкольного. На тот момент в Казахстане 47 тысяч ребят, имели различные группы инвалидности. Третья часть из них осваивала школьную программу в интернатах, столько же на дому, а еще треть не училась нигде.
В Казахстане в последние
годы наблюдается увеличение числа
детей, нуждающихся в специальном
обучении.В республике на январь 2009
года по данным республиканской психолого-
В программе развития образования до 2020 года ясно написано, что к 2020 году 70% школ в стране будут инклюзивными. А сейчас, в соответствии с официальной статистикой Министерства образования, 16 тысяч учащихся с ограниченными возможностями тем или иным образом интегрированы в среду их нормально развивающихся сверстников, из них свыше 3000 детей дошкольного возраста посещают 395 детских садов, более 12000 детей школьного возраста обучаются в 769 общеобразовательных школах. Но у каждого министерства, ведомства свои цифры, поэтому данные не точные. В этих организациях ребенка-инвалида вовлекают во все виды деятельности — образовательную и во внеклассную, при этом у одноклассников сформированы к инвалиду, как к равному, и в тоже время как к человеку, которому нужна помощь и поддержка.
Концепция инклюзивного образования строится на основании следующих принципов:
организация ранней диагностики и
коррекционно-педагогической поддержки
детям с ограниченными
обязательное психолого-
определение для каждого ребенка возможной и полезной формы интеграции.
Основными направлениями развития инклюзивного образования являются следующие:
1. Формирование толерантного
Для внедрения Концепции
2. Создание нормативной правовой базы, призванной определить:
статус интегрированного ребенка,
в том числе обеспечение его
специальным образовательным «
статус общеобразовательных
статус, новые функции и структурные
изменения в специальных (коррекционных)
организациях образования в связи
с выполнением ими
3. Раннее выявление и
Для своевременного выявления, диагностики и консультирования детей с ограниченными возможностями в развитии необходимо функционирование диагностико-консультативной службы, состоящей из двух последовательных этапов:
выявления (скрининга) детей с риском отклонений в развитии в организациях родовспоможения и первичной медико-санитарной помощи (ПМСП);
комплексной, углубленной диагностики
психического развития в психолого-медико-
Дети раннего возраста, нуждающиеся в коррекционно-педагогической поддержке должны получать ее в кабинетах коррекции и инклюзивного образования, кабинетах психолого-педагогической коррекции (КППК), реабилитационных центрах (РЦ), в условиях специальной (коррекционной) дошкольной организации образования.
Вовремя начатая и грамотно организованная
ранняя психолого-педагогическая поддержка
ребенка с ограниченными
4. В общеобразовательной среде
должны быть предусмотрены
обучение ребенка по общеобразовательной или по индивидуальной программе в общем классе или группе детского сада и получение им специальной коррекционно-педагогической помощи;
основное школьное время ребенок обучается в специальном классе по специальной программе (язык, чтение, математика), другую часть времени он занимается по обычной общеобразовательной учебной программе (ИЗО, технология, физкультура, музыка) вместе с учениками своего возраста;
ребенок посещает только специальный класс и учится там по специальной программе, но при этом он принимает непосредственное участие в жизни школы: совместные завтраки, совместные посещения воспитательных мероприятиях и досуга, участие в спортивных соревнованиях и других мероприятиях.
В зависимости от степени выраженности
недостатков в развитии дети получают
образование в полном или неполном
объеме учебной программы
5. Психолого-медико-
Все дети с ограниченными возможностями
в развитии должны получать специальную
коррекционно-педагогическую, социальную,
медицинскую и психологическую
поддержку в соответствии с их
особыми потребностями, установленными
в психолого-медико-
Психолого-медико-
Внутреннее сопровождение
Внешнее сопровождение осуществляют
специалисты районных кабинетов
психолого-педагогической коррекции,
реабилитационных центров, специальных
(коррекционных) организаций образования.
Каждому ребенку должно быть предоставлено
право развиваться в
6. Профессионально-трудовая
Инклюзивное образование предполагает
право получения лицами с ограниченными
возможностями
7. Программно-методическое и
Необходима разработка методических
пособий для учителя и
8. Кадровое обеспечение.
Эффективное инклюзивное образование требует специальной подготовки педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) организаций образования. В связи с чем, необходимо:
внесение соответствующих
предусмотреть планомерную переподготовку уже работающих педагогов в организациях образования общего типа посредством годичных курсов профессиональной переподготовки;
систематически проводить
9. Материально-техническое
Детям должны быть созданы условия:
для физического доступа (пандусы, лифты, поручни, специально оборудованные места общего пользования и пр.);
для организации процесса обучения
(рабочее место в классе, устройства
для чтения и письма, современное
оборудование для звукоусиления, специальные
наглядно-дидактические
10. Проведение специальных
Учитывая новизну, социальную значимость,
сложность, комплексность проблем,
связанных с развитием
11. Включение родителей и
Медицинские, социальные и образовательные
организации должны обеспечивать родителей
и иных законных представителей полной
информацией о различных путях
медицинской и психолого-
Отношение к инклюзивному образованию далеко не однозначно. Казалось бы, идея хорошая. Только не всегда она находит поддержку.Теоретически, все правильно и хорошо, но существует множество проблем, связанных с введением инклюзивного образования в нашу жизнь.
Информация о работе Развитие инклюзивного образования в Казахстане