Развитие инклюзивного образования в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 02:02, реферат

Описание работы

Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями.
Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей данной категории определены в Законах Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», а также в ряде нормативных правовых актах.

Работа содержит 1 файл

рефератПетроваИнклюзив.docx

— 30.91 Кб (Скачать)

Минестерство  образования и науки РК

Центральная азиатская академия

 

 

 

 

 

 

Реферат

на  тему «Развитие инклюзивного образования  в Казахстане»

 

                                                                  Выполнила студентка Петрова  Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012г


 

 

 

Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями.

Вопросы обеспечения жизнедеятельности  детей данной категории определены в Законах Республики Казахстан  «Об образовании», «О правах ребенка  в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной  поддержке детей с ограниченными  возможностями», а также в ряде нормативных правовых актах.

Имея в соответствии с  Конституцией Республики Казахстан  и Законом РК «Об образовании» равные со всеми другими детьми права  на образование и творческое развитие. В  жизни же дети с ограниченными  возможностями  сталкиваются с трудностями, а то и невозможностью получить хорошее  образование. Сегодня большинство  инвалидов получает среднее образование  или в спецшколах и интернатах, или на дому.

Эксперты говорят  о  слабой правовой информированности  среди родителей. Не многие помнят, что в пакете социальных услуг, гарантируемых  государством своим гражданам, право  на образование является одним из важнейших. В соответствии с Конституцией РК (ст.30) каждый гражданин РК имеет  право на обязательное и бесплатное среднее образование, включающее начальную, основную и старшую ступени общего среднего образования. Вместе с тем  реальная ситуация гораздо сложнее: в последнее десятилетие наметилась тенденция расширения списка и состава  детей из социально уязвимых и  маргинальных групп.

Детей с инвалидностью  можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские  сады и школы. Это называется - инклюзивное  образование. Когда ребенок с  ограниченными возможностями учится вместе со здоровыми ребятами.

Основная задача, стоящая  перед государством и обществом  в отношении таких детей, —  создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.

Опыт зарубежных стран  показывает, что создание доступных  школ и совместное обучение (включенное или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации  инвалидов, их самостоятельности и  независимости, а самое главное  — изменяет общественное мнение к  инвалидам, формирует отношение  к ним как полноценным людям  становиться более толерантным  и научиться уважать другие личности.

В Казахстане инклюзивное  образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти  все школы инклюзивные. Казахстан ввел инклюзивное образование в 2008 году.В государственной программе образования предусмотрена усиленная поддержка детей-инвалидов и инвалидов в области получения образования – начиная с дошкольного. На тот момент в Казахстане 47 тысяч ребят, имели  различные группы инвалидности. Третья часть из них осваивала  школьную программу в интернатах, столько же на дому, а еще треть не училась нигде.

В Казахстане в последние  годы наблюдается увеличение числа  детей, нуждающихся в специальном  обучении.В республике на январь 2009 года по данным республиканской психолого-медико-педагогической консультации выявлено 149246 детей с  ограниченными возможностями в развитии. Обучение детей данной категории осуществлялось в 35 специальных детских садах и 228 специальных группах в организациях дошкольного образования общего назначения, в 101 специальной (коррекционной) школе и 820 специальных классах при общеобразовательных школах.В 80-е годы прошлого столетия для детей с задержкой психического развития в общеобразовательных школах стали открываться специальные классы. В настоящее время в массовых школах функционируют специальные классы и для школьников с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, что, по сути, является одной из форм интеграции школьников с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс.

В программе развития образования  до 2020 года ясно написано, что к 2020 году 70% школ в стране будут инклюзивными. А сейчас, в соответствии с официальной  статистикой Министерства образования, 16 тысяч учащихся с ограниченными  возможностями тем или иным образом  интегрированы в среду их нормально  развивающихся сверстников, из них  свыше 3000 детей дошкольного возраста посещают 395 детских садов, более 12000 детей школьного возраста обучаются  в 769 общеобразовательных школах. Но у каждого министерства, ведомства  свои цифры, поэтому данные не точные. В этих организациях ребенка-инвалида вовлекают во все виды деятельности — образовательную и во внеклассную, при этом у одноклассников сформированы к инвалиду, как к равному, и  в тоже время как к человеку, которому нужна помощь и поддержка.

 

Концепция инклюзивного образования  строится на основании следующих  принципов:

организация ранней диагностики и  коррекционно-педагогической поддержки  детям с ограниченными возможностями  в развитии;

обязательное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, интегрированного в общеобразовательный процесс;

определение для каждого ребенка  возможной и полезной формы интеграции.

 

Основными направлениями развития инклюзивного образования являются следующие:

 

1. Формирование толерантного отношения  общества к лицам с ограниченными  возможностями в развитии.

Для внедрения Концепции инклюзивного образования в повседневную практику необходимо формирование позитивного  отношения общества к лицам с  ограниченными возможностями в  развитии. С этой целью важно объединение  усилий широких слоев общественности, средств массовой информации (СМИ), благотворительных организаций, коммерческих структур и других неправительственных  организаций.

 

2. Создание нормативной правовой  базы, призванной определить:

статус интегрированного ребенка, в том числе обеспечение его  специальным образовательным «полисом», позволяющим получать необходимую  коррекционно-педагогическую помощь;

статус общеобразовательных организаций, принимающих ребенка с ограниченными  возможностями;

статус, новые функции и структурные  изменения в специальных (коррекционных) организациях образования в связи  с выполнением ими консультативно-методической работы по сопровождению интегрированных  детей в организациях образования  общего типа.

 

3. Раннее выявление и комплексная  помощь ребенку с ограниченными  возможностями в развитии.

Для своевременного выявления, диагностики  и консультирования детей с ограниченными  возможностями в развитии необходимо функционирование диагностико-консультативной  службы, состоящей из двух последовательных этапов:

выявления (скрининга) детей с риском отклонений в развитии в организациях родовспоможения и первичной  медико-санитарной помощи (ПМСП);

комплексной, углубленной диагностики  психического развития в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК).

Дети раннего возраста, нуждающиеся  в коррекционно-педагогической поддержке  должны получать ее в кабинетах коррекции  и инклюзивного образования, кабинетах  психолого-педагогической коррекции (КППК), реабилитационных центрах (РЦ), в условиях специальной (коррекционной) дошкольной организации образования.

Вовремя начатая и грамотно организованная ранняя психолого-педагогическая поддержка  ребенка с ограниченными возможностями  в развитии и его семьи обеспечит  значительной части детей возможность  полноценной социальной интеграции и включения в общеобразовательную  среду уже на этапе дошкольного  и младшего школьного возраста.

 

4. В общеобразовательной среде  должны быть предусмотрены различные  варианты включения ребенка в  образовательный процесс и возможность  выбора для каждого ученика  возможного и полезного для  его развития варианта включения:

обучение ребенка по общеобразовательной  или по индивидуальной программе  в общем классе или группе детского сада и получение им специальной  коррекционно-педагогической помощи;

основное школьное время ребенок  обучается в специальном классе по специальной программе (язык, чтение, математика), другую часть времени  он занимается по обычной общеобразовательной  учебной программе (ИЗО, технология, физкультура, музыка) вместе с учениками  своего возраста;

ребенок посещает только специальный  класс и учится там по специальной  программе, но при этом он принимает  непосредственное участие в жизни  школы: совместные завтраки, совместные посещения воспитательных мероприятиях и досуга, участие в спортивных соревнованиях и других мероприятиях.

В зависимости от степени выраженности недостатков в развитии дети получают образование в полном или неполном объеме учебной программы общеобразовательной  школы.

 

5. Психолого-медико-педагогическое  сопровождение интегрированных  детей.

Все дети с ограниченными возможностями  в развитии должны получать специальную  коррекционно-педагогическую, социальную, медицинскую и психологическую  поддержку в соответствии с их особыми потребностями, установленными в психолого-медико-педагогической консультации. В ПМПК в результате комплексного обследования определяется вид и форма образования для  каждого ребенка, составляется комплексная  программа реабилитации и разрабатываются  рекомендации к индивидуальному  образовательному маршруту.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение  может быть как внутренним, так  и внешним (при отсутствии необходимых  специалистов в штате школы, например сурдопедагога, тифлопедагога, специалиста  по ЛФК).

Внутреннее сопровождение осуществляется специалистами школьного психолого-медико-педагогического  консилиума (специальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник).

Внешнее сопровождение осуществляют специалисты районных кабинетов  психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров, специальных (коррекционных) организаций образования. Каждому ребенку должно быть предоставлено  право развиваться в индивидуальном темпе.

 

6. Профессионально-трудовая подготовка  лиц с ограниченными возможностями  в развитии.

Инклюзивное образование предполагает право получения лицами с ограниченными  возможностями профессионального  образования в общеобразовательном  пространстве на всех уровнях: в профессиональной школе, колледже, вузе при создании необходимых условий и среды.

 

7. Программно-методическое и учебно-дидактическое  обеспечение образования общего  типа для удовлетворения особых  потребностей детей. 

Необходима разработка методических пособий для учителя и дидактических  материалов для учеников, обеспечение  общеобразовательных школ специальными учебными программами, учебниками и  учебно-методическим комплексом, специальными наглядно-дидактическими материалами.

 

8. Кадровое обеспечение.

Эффективное инклюзивное образование  требует специальной подготовки педагогов общеобразовательных  и специальных (коррекционных) организаций  образования. В связи с чем, необходимо:

внесение соответствующих изменений  в содержание подготовки педагогических кадров в вузах и колледжах;

предусмотреть планомерную переподготовку уже работающих педагогов в организациях образования общего типа посредством  годичных курсов профессиональной переподготовки;

систематически проводить курсы  повышения квалификации для руководящих  и педагогических кадров системы  общего и специального образования.

 

9. Материально-техническое оснащение  организаций образования общего  типа для удовлетворения особых  потребностей детей. 

Детям должны быть созданы условия:

для физического доступа (пандусы, лифты, поручни, специально оборудованные  места общего пользования и пр.);

для организации процесса обучения (рабочее место в классе, устройства для чтения и письма, современное  оборудование для звукоусиления, специальные  наглядно-дидактические пособия  и комплекты).

 

10. Проведение специальных научных  исследований.

Учитывая новизну, социальную значимость, сложность, комплексность проблем, связанных с развитием инклюзивного образования в республике необходимо предусмотреть проведение фундаментальных  и прикладных психологических, педагогических, социологических научных исследований.

 

11. Включение родителей и общественных  организаций в процесс развития  инклюзивного образования.

Медицинские, социальные и образовательные  организации должны обеспечивать родителей  и иных законных представителей полной информацией о различных путях  медицинской и психолого-педагогической реабилитации. Родителей и иных законных представителей необходимо включать в  абилитационный процесс, привлекать их к составлению индивидуальной программы  развития ребенка, предоставлять возможность  присутствовать на специальных занятиях у специалистов и на общеобразовательных  занятиях.

Отношение к инклюзивному образованию  далеко не однозначно. Казалось бы, идея хорошая. Только не всегда она находит  поддержку.Теоретически, все правильно  и хорошо, но существует множество  проблем, связанных с введением  инклюзивного образования в нашу жизнь.

Информация о работе Развитие инклюзивного образования в Казахстане