Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 08:51, контрольная работа
Третий год жизни дошкольника характеризуется как период разви-тия сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. В начале года игры детей непродолжительны (3-6 минут), но постепенно, при условии правильного педагогического руководст¬ва, направленного на совершенствование игровых умений, игры ста¬новятся более длительными (8-10 минут).
В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. В начале года игры детей непродолжительны (3-6 минут), но постепенно, при условии правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными (8-10 минут).
По мере развития игровых умений становятся более разнообразными игровые действия и способы употребления предметов, ребенок охотно использует предметы-заместители, передает в игре поведение окружающих его людей. Малыш 2-3 лет часто еще действует подражательно, но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора. Если в начале года ребенок в игре называет себя своим именем («Коля везет машинку»), то к концу года, как правило, он отождествляет себя с тем взрослым, действия которого изображает («Я - шофер»).
Отдельные игровые действия (например, кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию (кормить - укладывать спать). Поначалу цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично: ребенок может укладывать куклу спать, потом снова кормить ее. С приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика (кормить-укладывать спать), затем цепочки становятся более продолжительными (готовить обед - кормить-укладывать спать), обогащается содержание игры (готовить обед для куклы и ее подружек - самостоятельно сервировать стол - кормить всех кукол - укладывать их спать под колыбельную).
Основной задачей педагога является формирование у детей первой младшей группы игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.
Исследователи отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач. При формулировке игровой задачи могут использоваться как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо: «уложи куклу спать», может быть сформулирована в косвенной форме: «Кукла хочет спать», а затем и менее конкретно: «Кукла устала» - в этом случае ребенок ищет решение сам.
Одна игровая задача может решаться разными способами. Например, воспитатель сообщает: «Наташа, твой мишка хочет спать, он плачет». Данную задачу, поставленную перед ребенком, можно решить, показывая и (или) называя игровое действие: «Уложим его в кровать»; затем предложить ребенку сделать это самостоятельно. Усложняя решение, можно посоветовать малышу перед укладыванием мишки («сыночка», «дочки», лисички) напоить его молоком, приготовить постель, рубашку. Далее следует поставить ребенка в условия необходимости использования предмета-заместителя: взять палочку вместо ложки, кружочки вместо тарелки. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком нужно ставить следующие, более сложные задачи. С усложнением задач их решение также постепенно усложняется:
а) один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов (листок используется как тарелка, шляпка; кружочек как монета, блюдце);
б) использование заместителей сопровождается словом, пояснением (например, воспитатель берет брусочек и говорит: «Возьму мыло, вы мою руки»);
в) используется несколько заместителей;
г) используются нарисованные предметы (ребенок кормит куклу нарисованным пирожным, моет нарисованным мылом); воспитатель показывает ребенку новые обобщенные способы решения игровых задач.
Таким образом, взрослый тщательно продумывает ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу.
Для развития у ребенка умения планировать свои действия воспитатель должен грамотно ставить вопросы, побуждающие к простейшим замыслам: «Что делает твой мишка?», «Куда едет твоя машина?», «Кто встречает твой самолет?», «Что кукла будет делать, когда поспит?» и др. для развития умения действовать с воображаемыми предметами, осуществлять воображаемые действия педагог по ходу игры задает вопросы, способствующие возникновению ощущения условности ситуации: «Не слишком ли горячий суп у куклы?», «На большой сковороде котлеты или картошка?», «У твоего зайки красное горлышко?» и т.д.
Исследователи предостерегают педагогов от излишней заорганизованности игры, навязывания своей воли, постоянного применения только образцов (действий, сюжетов) - все это сковывает свободу ребенка, делает игру скучным делом, превращает ее в занятие. Чтобы этого не происходило, необходимо организовывать общение взрослого с ребенком в игре как эмоциональную ситуацию, вызывающую у малыша подлинный интерес, желание участвовать в ней.
Н.Я. Михайленко одним из главных требований к руководству детской игрой считает владение воспитателем грамотной игровой культурой, без которого он не сможет научить детей играть. Это значит, что педагог должен уметь оперировать элементами игровых сюжетов (действиями, событиями, персонажами, ролями), развертывать сюжеты с детьми разных возрастных групп. Для этого необходимо учиться фантазировать, придумывать сюжеты, изучать соответствующую литературу, одним словом - знать игру и быть творческим человеком. Исследователи предлагают использовать для формирования игровой деятельности детей такие приемы работы, как втягивание, подключение и обучение взаимодействию в играх.
Втягивание детей в игру происходит следующим образом: педагог, желая обучить их каким-либо способам построения игры, делает это не в виде прямого обучения, показа, образца, а вовлекает исподволь, создавая определенную эмоциональную ситуацию, притягивающую внимание играющих неподалеку ребят. Постепенно малыши все больше заинтересовываются игрой взрослого, которую он разворачивает у них на глазах, непосредственно к ним не обращаясь. Дети подходят ближе и потихоньку втягиваются в игру, в которой воспитатель может отводить им разные роли, как подчиненные (например, роль пациента), так и главные (например, роль доктора), побуждать к различным игровым действиям в зависимости от поставленных целей.
Прием подключения используется взрослым для внедрения в уже начатую детьми игру, которая не находит продолжения и затухает. «Оживление» игры возможно путем присоединения педагога к игре детей как бы «изнутри», органично, ненавязчиво, не разрушая атмосферу необязательности, нерегламентированности и свободы игры.
Обучение взаимодействию в играх предполагает организацию совместной игры детей от простейших парных взаимодействий (через прокатывание мячей, тележек, машин) до взаимодействий в рамках общего сюжета (дети кормят кукол в одной «столовой», помогают друг другу готовить для кукол обед, накрывать на стол в кукольном уголке). Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, спoco6crвует вхождению в роль, учит вести диалог. Исследователи считают, что следует обучать детей взаимодействию уже на раннем этапе развития игры именно в рамках предметно-игровой деятельности.
Педагог должен создавать условия предметно-игровой среды. В групповой комнате должны быть игрушки и различные материалы, способствующие созданию замысла; своеобразные зоны, направляющие мысль ребенка в направлении самостоятельной игры (куклы, машинки, конструкторы, фигурки людей и животных, игрушки на бытовые темы, природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и др.). Воспитатель периодически изменяет эти условия (меняет зоны, выставляет новые игрушки), следит за тем, чтобы имелся необходимый комплект предметов на определенную тематику (например, для «игры в парикмахерскую» - зеркало, ножницы, расческа, накидки, парфюмерные наборы и т.д.).
Исследователи считают, что игровые зоны следует организовывать таким образом, чтобы в них было удобно играть. В первой младшей группе особую роль играют игровые уголки, в которых ребенок играет со знакомыми и любимыми куклами, машинками. Р.И. Жуковская считает, что кукольный уголок - это «не хранилище безымянных кукол, а «местожительство» дружной кукольной семьи». Прием одушевления куклы позволяет проникнуться сочувствием к ней как к живому существу и обращаться с куклой ласково и внимательно. Каждая кукла для ребенка имеет свои черты: имя, лицо, характер. Это побуждает малыша заботиться об игровом уголке, наводить в нем порядок.
В первой младшей группе усилия воспитателя должны быть направлены на создание предпосылок перехода к сюжетно-ролевой игре: появления обобщенных действий, использования предметов-заместителей, объединения предметных действий в единый сюжет, называния себя именем героя, обогащения содержания игры.
Примерная тематика сюжетных игр-ситуаций:
игры с куклами;
игры с машинами и другим транспортом;
игры с игрушечными животными;
игры со строительным материалом;
игры в магазин;
игры в больницу;
игры в деревню;
игры в мастерскую;
игры в парикмахерскую;
игры в почту.
Некоторые сюжеты, например, «игры с куклами» дети 2-3 лет используют очень часто; другие, например, «игры в мастерскую», ребята только осваивают. В «играх с куклами» игровые действия отражают повседневный опыт ребенка, поэтому такие игры-ситуации имеют более широкий спектр возможностей, тогда как в «играх в деревню» непосредственный опыт детей мало отражен - здесь имеют место действия по впечатлениям от сказок, книг, иллюстраций, бесед.
В играх-ситуациях представлен сюжет, который можно использовать, вариативно применяя методы педагогического руководства в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой воспитатель. Одна и та же ситуация может по-разному осуществляться в течение года. Так, в игре-ситуации «Знакомство с куклами» дети 2-2,5 лет запоминают имена кукол, с которыми их знакомит воспитатель; в той же игре-ситуации дети старше 2,5 лет могут самостоятельно придумывать имена новым куклам.
В режиме дня детского сада воспитатель организует игры детей в утренние, дневные и вечерние часы. Важно намечать определенную стратегию в развитии игровой деятельности, оценивая возможности детей, степень овладения игровыми умениями, общее состояние игры.
Примерная тематика
и ролевое сопровождение игр-ситуаций
Знакомство с куклами.
Кормление кукол.
Купание.
Укладывание спать.
Куклы просыпаются.
Куклы одеваются на прогулку.
Куклы на прогулке.
Обед для кукол.
Кукла заболела.
Комната для куклы.
Новая кукла: знакомство с игровым уголком.
Куклы идут в детский сад.
Куклы отдыхают (смотрят телевизор, читают, слушают музыку, идут в гости, на праздник, едут на дачу, на море, в деревню).
Роли. Мама (папа), ребенок (дочка, сын).
Основные игровые действия. Кормить куклу - купать; купать - укладывать спать; укладывать спать - петь колыбельную (рассказывать сказки); готовить кукле обед (завтрак, ужин) - кормить; одевать куклу на прогулку - гулять с ней.
Игры с машинами и другим транспортом
Машина едет по улице.
Мойка машины.
Ремонт машины.
Заправка машины.
Разные машины (легковая, грузовая, подъемный кран, трактор, самосвал, автобус, паровоз).
Легковая машина везет гостя; катает друзей (куклу, зайку).
Грузовая машина везет грузы (на стройку, в гараж, домой).
Подъемный кран работает на стройке.
Трактор работает в поле.
Самосвал выгружает груз (кирпичи, песок, снег).
Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в детский сад, в больницу).
Автобус везет пассажиров.
Паровоз (поезд) едет.
Самолет летит.
Корабль плывет.
Роли. Шофер, пассажир, строитель; работники магазина, детского сада, больницы, бензозаправки; машинист, летчик, капитан.
Основные игровые действия. Машину нагружают грузом - машина везет груз; машина едет с грузом - машину разгружают, в кузов самосвала нагружают груз - выгружают груз (поднимают кузов вверх) - опускают кузов; пассажиры входят в автобус - выходят из автобуса на остановках; машину осматривают - ремонтируют; подъемный кран привозит плиты - поднимает - опускает; самолет летит - приземляется; машина заводится - едет; машину моют из шланга - вытирают.
Уход за животными: кормление, укладывание спать, прогулка, купание, одевание, лечение.
Цирк зверей.
Звери-музыканты (звериный концерт).
Роли. Мама (папа), ребенок, артист, дрессировщик, помощник дрессировщика.
Основные игровые действия. Показывать прыжки зверей через предметы (бег по кругу, поскоки) - кланяться зрителям; кормить животных - мыть их; показывать концерт.
Постройка помещений, архитектурных сооружений (дома, башенки, гаражи, заборы, сараи).
Постройка путей сообщения (мосты, железная и шоссейные дороги, трамвайные пути).
Постройка транспортных средств (машины, трамваи, корабли, самолеты).
Роли. Строитель, водитель (шофер, летчик, капитан).
Основные игровые действия. Строить мост - возить по нему грузы; строить самолет - «лететь» на нем; готовить для игры строительные материалы - строить.
Булочная (хлебный магазин).
Овощной магазин (палатка).
Мясной, колбасный магазины.
Бочка (палатка) с квасом.
Магазин одежды.
Обувной магазин.
Мебельный магазин.
Роли. Покупатель, продавец, подсобный рабочий, шофер.
Основные игровые действия. Привозить товар - разгружать; взвешивать на весах - продавать; резать продукты ножом - взвешивать навесах; покупать товар.
Информация о работе Развитие игровой деятельности в первой младшей группе