Развитие игровой деятельности в первой младшей группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 08:51, контрольная работа

Описание работы

Третий год жизни дошкольника характеризуется как период разви-тия сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. В начале года игры детей непродолжительны (3-6 минут), но постепенно, при условии правильного педагогического руководст¬ва, направленного на совершенствование игровых умений, игры ста¬новятся более длительными (8-10 минут).

Работа содержит 1 файл

развитие игровой деятельности.doc

— 66.50 Кб (Скачать)


РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

 

Третий год жизни дошкольника характеризуется как период разви­тия сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. В начале года игры детей непродолжительны (3-6 минут), но постепенно, при условии правильного педагогического руководст­ва, направленного на совершенствование игровых умений, игры ста­новятся более длительными (8-10 минут).

По мере развития игровых умений становятся более разнообразны­ми игровые действия и способы употребления предметов, ребенок охотно использует предметы-заместители, передает в игре поведение окружающих его людей. Малыш 2-3 лет часто еще действует подра­жательно, но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора. Если в начале года ребенок в игре называет себя своим именем («Коля везет машинку»), то к концу года, как пра­вило, он отождествляет себя с тем взрослым, действия которого изо­бражает («Я - шофер»).

Отдельные игровые действия (например, кормление куклы, уклады­вание спать) объединяются в единую сюжетную линию (кормить - ук­ладывать спать). Поначалу цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично: ребенок может укладывать куклу спать, потом сно­ва кормить ее. С приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика (кормить-укладывать спать), затем цепочки становятся более продолжительными (готовить обед - кор­мить-укладывать спать), обогащается содержание игры (готовить обед для куклы и ее подружек - самостоятельно сервировать стол - кормить всех кукол - укладывать их спать под колыбельную).

Основной задачей педагога является формирование у детей пер­вой младшей группы игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.

Исследователи отмечают, что игра но­сит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач. При формулировке игровой задачи могут ис­пользоваться как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо: «уло­жи куклу спать», может быть сформулирована в косвенной форме: «Кук­ла хочет спать», а затем и менее конкретно: «Кукла устала» - в этом случае ребенок ищет решение сам.

Одна игровая задача может решаться разными способами. Напри­мер, воспитатель сообщает: «Наташа, твой мишка хочет спать, он пла­чет». Данную задачу, поставленную перед ребенком, можно решить, по­казывая и (или) называя игровое действие: «Уложим его в кровать»; затем предложить ребенку сделать это самостоятельно. Усложняя реше­ние, можно посоветовать малышу перед укладыванием мишки («сыноч­ка», «дочки», лисички) напоить его молоком, приготовить постель, ру­башку. Далее следует поставить ребенка в условия необходимости использования предмета-заместителя: взять палочку вместо ложки, кру­жочки вместо тарелки. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком нужно ставить следующие, более сложные задачи. С ус­ложнением задач их решение также постепенно усложняется:

а) один и тот же заместитель может использоваться в качестве раз­ных предметов (листок используется как тарелка, шляпка; кружочек ­как монета, блюдце);

б) использование заместителей сопровождается словом, пояснением (например, воспитатель берет брусочек и говорит: «Возьму мыло, вы мою руки»);

в) используется несколько заместителей;

г) используются нарисованные предметы (ребенок кормит куклу нарисованным пирожным, моет нарисованным мылом); воспитатель по­казывает ребенку новые обобщенные способы решения игровых задач.

Таким образом, взрослый тщательно продумывает ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка же­лание решить игровую задачу.

Для развития у ребенка умения планировать свои действия воспи­татель должен грамотно ставить вопросы, побуждающие к простейшим замыслам: «Что делает твой мишка?», «Куда едет твоя машина?», «Кто встречает твой самолет?», «Что кукла будет делать, когда поспит?» и др. для развития умения действовать с воображаемыми предметами, осу­ществлять воображаемые действия педагог по ходу игры задает вопро­сы, способствующие возникновению ощущения условности ситуации: «Не слишком ли горячий суп у куклы?», «На большой сковороде кот­леты или картошка?», «У твоего зайки красное горлышко?» и т.д.

Исследователи предостерегают педагогов от излишней заорганизованности игры, навязывания своей воли, постоянного применения толь­ко образцов (действий, сюжетов) - все это сковывает свободу ребенка, делает игру скучным делом, превращает ее в занятие. Чтобы этого не происходило, необходимо организовывать общение взрослого с ребен­ком в игре как эмоциональную ситуацию, вызывающую у малыша под­линный интерес, желание участвовать в ней.

Н.Я. Михайленко одним из главных требований к руководству дет­ской игрой считает владение воспитателем грамотной игровой куль­турой, без которого он не сможет научить детей играть. Это значит, что педагог должен уметь оперировать элементами игровых сюжетов (действиями, событиями, персонажами, ролями), развертывать сюже­ты с детьми разных возрастных групп. Для этого необходимо учить­ся фантазировать, придумывать сюжеты, изучать соответствующую ли­тературу, одним словом - знать игру и быть творческим человеком. Исследователи предлагают использовать для формирования игровой деятельности детей такие приемы работы, как втягивание, подключе­ние и обучение взаимодействию в играх.

Втягивание детей в игру происходит следующим образом: педагог, желая обучить их каким-либо способам построения игры, делает это не в виде прямого обучения, показа, образца, а вовлекает исподволь, создавая определенную эмоциональную ситуацию, притягивающую внимание играющих неподалеку ребят. Постепенно малыши все боль­ше заинтересовываются игрой взрослого, которую он разворачивает у них на глазах, непосредственно к ним не обращаясь. Дети подходят ближе и потихоньку втягиваются в игру, в которой воспитатель может отводить им разные роли, как подчиненные (например, роль пациен­та), так и главные (например, роль доктора), побуждать к различным игровым действиям в зависимости от поставленных целей.

Прием подключения используется взрослым для внедрения в уже начатую детьми игру, которая не находит продолжения и затухает. «Ожив­ление» игры возможно путем присоединения педагога к игре детей как бы «изнутри», органично, ненавязчиво, не разрушая атмосферу необя­зательности, нерегламентированности и свободы игры.

Обучение взаимодействию в играх предполагает организацию совме­стной игры детей от простейших парных взаимодействий (через прока­тывание мячей, тележек, машин) до взаимодействий в рамках общего сюжета (дети кормят кукол в одной «столовой», помогают друг другу го­товить для кукол обед, накрывать на стол в кукольном уголке). Это поз­воляет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ро­левой игре, спoco6crвует вхождению в роль, учит вести диалог. Исследователи считают, что следует обучать детей взаимодействию уже на раннем эта­пе развития игры именно в рамках предметно-игровой деятельности.

Педагог должен создавать условия предметно-игровой среды. В групповой комнате должны быть игрушки и различные материалы, способствующие созданию замысла; своеобразные зоны, направляющие мысль ребенка в направлении самостоятельной игры (куклы, машин­ки, конструкторы, фигурки людей и животных, игрушки на бытовые темы, природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и др.). Воспитатель периодически изменяет эти усло­вия (меняет зоны, выставляет новые игрушки), следит за тем, чтобы имелся необходимый комплект предметов на определенную тематику (например, для «игры в парикмахерскую» - зеркало, ножницы, расче­ска, накидки, парфюмерные наборы и т.д.).

Исследователи считают, что игровые зоны следует организовывать таким образом, чтобы в них было удобно играть. В первой младшей группе особую роль играют игровые уголки, в которых ребенок играет со знакомыми и любимыми куклами, машинками. Р.И. Жуковская счи­тает, что кукольный уголок - это «не хранилище безымянных кукол, а «местожительство» дружной кукольной семьи». Прием одушевления куклы позволяет проникнуться сочувствием к ней как к живому су­ществу и обращаться с куклой ласково и внимательно. Каждая кукла для ребенка имеет свои черты: имя, лицо, характер. Это побуждает малыша заботиться об игровом уголке, наводить в нем порядок.

В первой младшей группе усилия воспитателя должны быть на­правлены на создание предпосылок перехода к сюжетно-ролевой иг­ре: появления обобщенных действий, использования предметов-заме­стителей, объединения предметных действий в единый сюжет, называния себя именем героя, обогащения содержания игры.

Примерная тематика сюжетных игр­-ситуаций:

      игры с куклами;

      игры с машинами и другим транспортом;

      игры с игрушечными животными;

      игры со строительным материалом;

      игры в магазин;

      игры в больницу;

      игры в деревню;

      игры в мастерскую;

      игры в парикмахерскую;

      игры в почту.

Некоторые сюжеты, например, «игры с куклами» дети 2-3 лет используют очень часто; другие, например, «игры в мастерскую», ре­бята только осваивают. В «играх с куклами» игровые действия отра­жают повседневный опыт ребенка, поэтому такие игры-ситуации име­ют более широкий спектр возможностей, тогда как в «играх в деревню» непосредственный опыт детей мало отражен - здесь имеют место дей­ствия по впечатлениям от сказок, книг, иллюстраций, бесед.

В играх-ситуациях представлен сюжет, который можно использо­вать, вариативно применяя методы педагогического руководства в за­висимости от тех целей, которые ставит перед собой воспитатель. Од­на и та же ситуация может по-разному осуществляться в течение года. Так, в игре-ситуации «Знакомство с куклами» дети 2-2,5 лет запоми­нают имена кукол, с которыми их знакомит воспитатель; в той же иг­ре-ситуации дети старше 2,5 лет могут самостоятельно придумывать имена новым куклам.

В режиме дня детского сада воспитатель организует игры детей в утренние, дневные и вечерние часы. Важно намечать определенную стратегию в развитии игровой деятельности, оценивая возможности детей, степень овладения игровыми умениями, общее состояние игры.

 

Примерная тематика

и ролевое сопровождение игр-ситуаций

Игры с куклами

   Знакомство с куклами.

   Кормление кукол.

   Купание.

   Укладывание спать.

   Куклы просыпаются.

   Куклы одеваются на прогулку.

   Куклы на прогулке.

   Обед для кукол.

   Кукла заболела.

   Комната для куклы.

   Новая кукла: знакомство с игровым уголком.

   Куклы идут в детский сад.

   Куклы отдыхают (смотрят телевизор, читают, слушают музыку, идут в гости, на праздник, едут на дачу, на море, в деревню).

Роли. Мама (папа), ребенок (дочка, сын).

Основные игровые действия. Кормить куклу - купать; купать - укладывать спать; укладывать спать - петь колыбельную (рассказывать сказки); готовить кукле обед (завтрак, ужин) - кормить; одевать кук­лу на прогулку - гулять с ней.

Игры с машинами и другим  транспортом

   Машина едет по улице.

   Мойка машины.

   Ремонт машины.

   Заправка машины.

   Разные машины (легковая, грузовая, подъемный кран, трактор, самосвал, автобус, паровоз).

   Легковая машина везет гостя; катает друзей (куклу, зайку).

   Грузовая машина везет грузы (на стройку, в гараж, домой).

   Подъемный кран работает на стройке.

   Трактор работает в поле.

   Самосвал выгружает груз (кирпичи, песок, снег).

   Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в детский сад, в больницу).

   Автобус везет пассажиров.

   Паровоз (поезд) едет.

   Самолет летит.

   Корабль плывет.

Роли. Шофер, пассажир, строитель; работники магазина, детско­го сада, больницы, бензозаправки; машинист, летчик, капитан.

Основные игровые действия. Машину нагружают грузом - маши­на везет груз; машина едет с грузом - машину разгружают, в кузов самосвала нагружают груз - выгружают груз (поднимают кузов вверх) - опускают кузов; пассажиры входят в автобус - выходят из автобуса на остановках; машину осматривают - ремонтируют; подъе­мный кран привозит плиты - поднимает - опускает; самолет ле­тит - приземляется; машина заводится - едет; машину моют из шлан­га - вытирают.

Игры с игрушечными животными

   Уход за животными: кормление, укладывание спать, прогулка, купание, одевание, лечение.

   Цирк зверей.

   Звери-музыканты (звериный концерт).

Роли. Мама (папа), ребенок, артист, дрессировщик, помощник дрессировщика.

Основные игровые действия. Показывать прыжки зверей через предметы (бег по кругу, поскоки) - кланяться зрителям; кормить живот­ных - мыть их; показывать концерт.

Игры со строительным материалом

   Постройка помещений, архитектурных сооружений (дома, ба­шенки, гаражи, заборы, сараи).

   Постройка путей сообщения (мосты, железная и шоссейные до­роги, трамвайные пути).

   Постройка транспортных средств (машины, трамваи, корабли, самолеты).

Роли. Строитель, водитель (шофер, летчик, капитан).

Основные игровые действия. Строить мост - возить по нему грузы; строить самолет - «лететь» на нем; готовить для игры строительные материалы - строить.

Игры в магазин

   Булочная (хлебный магазин).

   Овощной магазин (палатка).

   Мясной, колбасный магазины.

   Бочка (палатка) с квасом.

   Магазин одежды.

   Обувной магазин.

   Мебельный магазин.

Роли. Покупатель, продавец, подсобный рабочий, шофер.

Основные игровые действия. Привозить товар - разгружать; взве­шивать на весах - продавать; резать продукты ножом - взвешивать навесах; покупать товар.

Информация о работе Развитие игровой деятельности в первой младшей группе