Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:11, доклад
Раздел специальной педагогики. Описание проблемы слепоглухих. Специальное обучение.
Выготский о проблеме слепоглухоты.
Введение
Формирование речи у слепоглухих
Содержание обучения на подготовительном этапе
На примере слепоглухонемых детей.
Содержание школьного этапа обучения.
На примере слепоглухонемых детей.
Речевое развитие
Взрослый возраст
Коррекционная педагогика
Список используемой литературы
Выготский
о проблеме слепоглухоты.
…Прежде чем перейти к изложению самих принципов воспитания детей с физическими дефектами, следует остановиться на некоторых исходных научных предпосылках…
…Всякий
физический недостаток не
….Слепой
и глухой способны ко всей полноте
человеческого поведения, к активной
жизни. Вся особенность в их воспитании
сводится только к замене одних путей
для образования условных связей другими.
Принцип и психологический механизм воспитания
здесь те же, что и у нормального ребенка.
Введение
Обучение детей, страдающих слепоглухотой, началось c середины 19 в. Наибольшую известность в конце 19 в. - начале 20 в. получили истории обучения американских слепоглухих Лауры Бриджмен и Елены Келлер. К концу 20 в. специальные службы и школы для слепоглухих имелись в 80 странах мира. В России первая школа-приют для слепоглухих детей открыта в 1909 (С.-Петербург). В 1923- 1937 проблемы Т. разрабатывала школа- клиника для слепоглухих детей в Харькове, организованная И.А. Соколянским (его самая известная воспитанница - слепоглухая писательница О.И. Скороходова). Впоследствии Соколянский, а затем и А.И. Мещеряков продолжили опыт обучения слепоглухих в Москве в НИИ дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). В 1963 создан Детский дом для слепоглухих в г. Сергиев Посад Московской обл.
Психическое
развитие слепоглухих детей опирается
на сохранные интеллектуальные и сенсорные
возможности и их совершенствование. Правильное
воспитание ребёнка раннего возраста
с глубокими нарушениями зрения и нарушениями
слуха в семье возможно только при чутком
отношении взрослых к самым незаметным
проявлениям активности ребёнка, умении
всячески поддержать эту активность и
развивать её. Постоянное расположение
окружающих ребёнка предметов и соблюдение
временного распорядка дня способствуют
его ориентации во времени и пространстве.
Самостоятельное передвижение по дому
и освоение действий с предметами создаёт
предпосылки для успешного познавательного
и речевого развития. В развитии слепоглухого
ребёнка дошкольного возраста на ведущее
место выступает формирование первых
средств общения - жестов. Благодаря взрослому
ребёнок постепенно усваивает очерёдность
повседневных бытовых ситуаций. Предмет
или жест могут стать сигналом каждой
такой значимой для ребёнка бытовой ситуации.
Самостоятельное освоение слепоглухим
ребёнком сначала отдельных действий,
а затем и целого цикла действий внутри
каждой бытовой или игровой ситуации позволяет
сделать естественный жест знаком определённого
отдельного предмета и действия с ним.
Всё это подготавливает замену естественного
жеста словом. Огромное значение для формирования
правильных представлений об окружающем
имеют лепка, моделирование, рисование
и игра. Обучение словесной речи возможно
через освоение письма и чтения. Освоив
обычное письмо большими буквами или рельефно-точечным
шрифтом слепых (шрифт Л. Брайля), ребёнка
учат последовательно описывать собственные
действия. Из описаний своих действий
складываются первые тексты для чтения,
состоящие из простых нераспространённых
предложений. С обогащением словаря ребёнка
усложняется и грамматический строй первых
текстов. Тексты, составленные с помощью
учителя, называются учебными, а составленные
самим ребёнком - спонтанными. Постоянное
взаимопроникновение этих двух видов
текстов, которые Соколянский называл
параллельными, создаёт условия для полноценного
усвоения словесной речи слепоглухим
ребёнком. Современное содержание обучения
слепоглухих детей предлагается в программах
по социально-бытовой ориентировке и формированию
читательской деятельности.
Формирование
речи у слепоглухих
Формирование речи на основе коммуникативного подхода в школе слепоглухих на первоначальном этапе сталкивается с рядом трудностей, связанных с особенностями слепоглухого ребенка, а именно: очень слабая потребность в коммуникации и малая способность, как к продуктивной, так и к сложной репродуктивной деятельности, что требует такого построения учебной работы на первоначальном этапе формирования словесной речи, «которое определяется узким кругом речевой коммуникации - взрослого (учителя) с учеником - и характеризуется потребностью в общении, моделируемой в этой замкнутой социальной ячейке» (В.Н. Чулков, 1989, с.79).
Тем не менее, в формировании речи достигаются значительные успехи, что связано с использованием ряда оригинальных методов, например, системы «параллельных текстов» (И.А.Соколянский). Составление текстов идет параллельно двумя рядами: первый ряд текстов - учебный (ведущий) - составляется учителем по особой грамматической схеме. Второй ряд составляется ребенком абсолютно самостоятельно (спонтанно) по грамматической схеме первого (учебного) ряда, но с иным содержанием. Содержание этих текстов черпается из событий повседневной жизни слепоглухого и хорошо ему известно.
Целостное представление об описанных в тексте событиях возникает у ребенка только благодаря тому, что контекст этих событий является его личным достоянием (Е.Л. Гончарова,1993).
Для восприятия же контекстной речи, которая « открывает для ребенка возможность посредством чтения расширять свой личный опыт за счет присвоения зафиксированного в речи опыта действий и наблюдений других людей», требуется формирование у слепоглухих детей таких компонентов читательской деятельности, которые позволят этот «чужой» опыт сделать своим личным.
Внешней по форме деятельностью, в которой максимально отражены коммуникативный характер чтения и его познавательная направленность, является сотрудничество читателя и автора текста в воспроизведении в наглядном плане полной картины описанных в тексте событий.
Программа планомерного формирования читательской деятельности состоит в том, чтобы сделать привычным способ освоения содержания текста посредством сотрудничества автора и читателя в воссоздании полной картины описанных в тексте событий сначала в наглядном плане, а потом в уме по ходу чтения. Это достигается в обучении путем создания необходимых условий для непосредственного сотрудничества автора текста и читателя, а затем целенаправленного усложнения условий общения между читателем и автором текста (Е.Л. Гончарова, 1993), когда непосредственное сотрудничество автора текста и читателя постепенно превращается в опосредованный текстом «внутренний диалог» - «сотворчество понимающих» (М.М.Бахтин).
Программа формирования читательской деятельности слепоглухих учащихся предусматривает не только обучение чтению, формированию у учащихся приемов и установок, необходимых для понимания прочитанного текста, понимания письменной речи вообще, но и большую работу по формированию экспрессивной стороны речи. Порождение речевого высказывания и последующий анализ его с разных позиций (автор, читатель, герой) находятся в тесной взаимосвязи, развивают и совершенствуют речевые навыки детей через развитие умений описывать ситуацию, задавать вопросы к контексту, устранять неполноту текста, дополняя его, давать оценку поступкам героев и т.д. В процессе организованной работы по чтению, анализа разнообразного по содержанию и речевому оформлению материала создаются широкие возможности для работы по развитию разговорной и связной (устной и письменной) речи слепоглухих учащихся.
Слепоглухие дети, прошедшие специальный курс обучения чтению, таким образом, ко второму классу уже готовы к тому, чтобы при чтении замечать неполноту текста, их внимание направлено на извлечение из текста содержания, выходящего за рамки их собственного опыта, что является важнейшим для начальной школы достижением, как в развитии речи, так и в читательском развитии детей, приближая уровень развития их речи к уровню нормальных детей- дошкольников.
Подготовительный этап имеет целью формирование у детей санитарно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, овладение мимико-жестикуляторной речью и элементами словесного языка в виде отдельных дактильных слов.
Воспитание и обучение ведется на протяжении всего времени бодрствования ребенка. Длительность обучения на этом этапе зависит от развития ребенка в момент поступления и от особенности заболевания, приведшего к инвалидности. Дети, получившие необходимую подготовку в условиях семьи, имели возможность начать обучение со школьного этапа или пройти подготовительный этап за один- два года. Педагогически запущенные дети могут проходить подготовительный этап за четыре и даже за пять лет.
Начинается обучение с возможно более раннего возраста. Чем раньше начнется обучение ребенка, тем большие результаты будут достигнуты в его развитии. При определении программы обучения ребенка ориентируются не на его возраст, а на уровень его развития.
К концу подготовительного этапа обучения ребенок должен быть приучен к режиму , овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в пространстве, обучиться жестовой речи и элементам словесной речи в дактильной форме, уметь играть, лепить из пластилина, конструировать из конструктора простые по форме окружающие предметы, по возможности овладеть навыками коллективного самообслуживания, научиться делать утреннюю зарядку.
В процессе обучения на подготовительном этапе у ребенка формируются образы окружающих его предметов, что является необходимым условием дальнейшего усвоения словесного языка и перехода к школьному этапу обучения.
С детьми проводятся и специальные дидактические занятия по группировке предметов по форме и размеру.
План работы с группой детей включает в себя:
Содержание школьного этапа обучения.
На
примере слепоглухонемых
детей.
На школьном этапе обучения слепоглухонемые учащиеся овладевают словесным языком, общеобразовательными знаниями и навыками работы в одной из мастерских.
Обучение
воспитанников на школьном
Учебные занятия проводятся не только в утренние часы, часть их переносится на время после дневной прогулки и на вечер. Многие уроки, особенно предметные, проводятся в форме экскурсий и прогулок.
Рассмотрим основное содержание материалов к программам обучения слепоглухонемых по речевому развитию, по предметным урокам и по арифметике.
Чрезвычайно
важным в обучении
Следующий
за жестами этап усвоения
Происходит это таким путем. Жесты, обозначающие хорошо знакомые и часто встречаемые предметы, заменяются пальцевыми словами. Для ребенка эти обозначения также являются жестами, но только жестами другой конфигурации. Жестом ему показывается, что данный предмет можно обозначать по–другому. В дальнейшем он обозначает предмет, показанный ему, новым для него жестом, даже не подозревая, что уже владеет словом, составленным из букв, так, как зряче-слышащий ребенок, научившийся говорить на втором году жизни, не знает, что он говорит побуквенными словами.