Развитие и обучение при слепоглухоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:11, доклад

Описание работы

Раздел специальной педагогики. Описание проблемы слепоглухих. Специальное обучение.

Содержание

Выготский о проблеме слепоглухоты.
Введение
Формирование речи у слепоглухих
Содержание обучения на подготовительном этапе
На примере слепоглухонемых детей.
Содержание школьного этапа обучения.
На примере слепоглухонемых детей.
Речевое развитие
Взрослый возраст
Коррекционная педагогика
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Спецпедагогика слепоглухие.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Выготский о проблеме слепоглухоты. 

…Прежде чем перейти к изложению самих  принципов воспитания детей с  физическими дефектами, следует  остановиться на некоторых исходных научных предпосылках…

 …Всякий  физический недостаток не только  изменяет отношение ребенка к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект реализуется как социальная ненормальность поведения. Когда перед нами ребенок с физическим дефектом в качестве объекта воспитания, тут приходится иметь дело не столько с самим дефектом, сколько с теми конфликтами, которые возникают у ребенка при вхождении его в жизнь. Ведь его сношения с миром начинают протекать по иному, нежели у нормальных людей, руслу.

….Слепой и глухой способны ко всей полноте  человеческого поведения, к активной жизни. Вся особенность в их воспитании сводится только к замене одних путей для образования условных связей другими. Принцип и психологический механизм воспитания здесь те же, что и у нормального ребенка. 

Введение 

Обучение  детей, страдающих слепоглухотой, началось c середины 19 в. Наибольшую известность в конце 19 в. - начале 20 в. получили истории обучения американских слепоглухих Лауры Бриджмен и Елены Келлер. К концу 20 в. специальные службы и школы для слепоглухих имелись в 80 странах мира. В России первая школа-приют для слепоглухих детей открыта в 1909 (С.-Петербург). В 1923- 1937 проблемы Т. разрабатывала школа- клиника для слепоглухих детей в Харькове, организованная И.А. Соколянским (его самая известная воспитанница - слепоглухая писательница О.И. Скороходова). Впоследствии Соколянский, а затем и А.И. Мещеряков продолжили опыт обучения слепоглухих в Москве в НИИ дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). В 1963 создан Детский дом для слепоглухих в г. Сергиев Посад Московской обл.

Психическое развитие слепоглухих детей опирается  на сохранные интеллектуальные и сенсорные возможности и их совершенствование. Правильное воспитание ребёнка раннего возраста с глубокими нарушениями зрения и нарушениями слуха в семье возможно только при чутком отношении взрослых к самым незаметным проявлениям активности ребёнка, умении всячески поддержать эту активность и развивать её. Постоянное расположение окружающих ребёнка предметов и соблюдение временного распорядка дня способствуют его ориентации во времени и пространстве. Самостоятельное передвижение по дому и освоение действий с предметами создаёт предпосылки для успешного познавательного и речевого развития. В развитии слепоглухого ребёнка дошкольного возраста на ведущее место выступает формирование первых средств общения - жестов. Благодаря взрослому ребёнок постепенно усваивает очерёдность повседневных бытовых ситуаций. Предмет или жест могут стать сигналом каждой такой значимой для ребёнка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребёнком сначала отдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игровой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком определённого отдельного предмета и действия с ним. Всё это подготавливает замену естественного жеста словом. Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеют лепка, моделирование, рисование и игра. Обучение словесной речи возможно через освоение письма и чтения. Освоив обычное письмо большими буквами или рельефно-точечным шрифтом слепых (шрифт Л. Брайля), ребёнка учат последовательно описывать собственные действия. Из описаний своих действий складываются первые тексты для чтения, состоящие из простых нераспространённых предложений. С обогащением словаря ребёнка усложняется и грамматический строй первых текстов. Тексты, составленные с помощью учителя, называются учебными, а составленные самим ребёнком - спонтанными. Постоянное взаимопроникновение этих двух видов текстов, которые Соколянский называл параллельными, создаёт условия для полноценного усвоения словесной речи слепоглухим ребёнком. Современное содержание обучения слепоглухих детей предлагается в программах по социально-бытовой ориентировке и формированию читательской деятельности. 

Формирование  речи у слепоглухих 

      Формирование речи на основе коммуникативного подхода в школе слепоглухих на первоначальном этапе сталкивается с рядом трудностей, связанных с особенностями слепоглухого ребенка, а именно: очень слабая потребность в коммуникации и малая способность, как к продуктивной, так и к сложной репродуктивной деятельности, что требует такого построения учебной работы на первоначальном этапе формирования словесной речи, «которое определяется узким кругом речевой коммуникации - взрослого (учителя) с учеником - и характеризуется потребностью в общении, моделируемой в этой замкнутой социальной ячейке» (В.Н. Чулков, 1989, с.79).

      Тем не менее, в формировании речи достигаются  значительные успехи, что связано с использованием ряда оригинальных методов, например,  системы «параллельных текстов» (И.А.Соколянский). Составление текстов идет параллельно двумя рядами: первый ряд текстов - учебный (ведущий) - составляется учителем по особой грамматической схеме. Второй ряд составляется ребенком абсолютно самостоятельно (спонтанно) по грамматической схеме первого (учебного) ряда, но с иным содержанием. Содержание этих текстов черпается из событий повседневной жизни слепоглухого и хорошо ему известно.

      Целостное представление об описанных в  тексте событиях возникает у ребенка только благодаря тому, что контекст этих событий является его личным достоянием (Е.Л. Гончарова,1993).

      Для восприятия же контекстной речи, которая  « открывает для ребенка возможность посредством чтения расширять свой личный опыт за счет присвоения зафиксированного в речи опыта действий и наблюдений других людей», требуется формирование у слепоглухих детей таких компонентов читательской деятельности, которые позволят этот «чужой» опыт сделать своим личным.

      Внешней по форме деятельностью, в которой  максимально отражены коммуникативный характер чтения и его познавательная направленность, является сотрудничество читателя и автора текста в воспроизведении в наглядном плане полной картины описанных в тексте событий.

      Программа планомерного формирования читательской деятельности состоит в том, чтобы сделать привычным способ освоения содержания текста посредством сотрудничества автора и читателя в воссоздании полной картины описанных в тексте событий сначала в наглядном плане, а потом в уме по ходу чтения. Это достигается в обучении путем создания необходимых условий для непосредственного сотрудничества автора текста и читателя, а затем целенаправленного усложнения условий общения между читателем и автором текста (Е.Л. Гончарова, 1993),  когда непосредственное сотрудничество автора текста и читателя постепенно превращается в опосредованный текстом «внутренний диалог» - «сотворчество понимающих» (М.М.Бахтин).

      Программа формирования читательской деятельности слепоглухих учащихся предусматривает  не только обучение чтению,  формированию у учащихся приемов и установок, необходимых для понимания прочитанного текста, понимания письменной речи вообще, но и большую работу по формированию экспрессивной стороны речи.  Порождение речевого высказывания и последующий анализ его с разных позиций (автор, читатель, герой) находятся в тесной взаимосвязи, развивают и совершенствуют речевые навыки детей через развитие умений описывать ситуацию, задавать вопросы к контексту, устранять неполноту текста, дополняя его, давать оценку поступкам героев и т.д. В процессе организованной работы по чтению, анализа разнообразного по содержанию и речевому оформлению материала создаются широкие возможности для работы по развитию разговорной и связной (устной и письменной) речи слепоглухих учащихся.

      Слепоглухие дети, прошедшие специальный курс обучения чтению, таким образом, ко второму классу уже готовы к тому, чтобы при чтении замечать неполноту текста, их внимание направлено на извлечение из текста содержания, выходящего за рамки их собственного опыта, что является важнейшим для начальной школы достижением, как в развитии речи, так и в читательском развитии детей, приближая уровень развития их речи к уровню нормальных детей- дошкольников.

      Содержание  обучения на подготовительном этапе
      На  примере слепоглухонемых  детей.
 

      Подготовительный  этап имеет целью формирование у  детей санитарно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, овладение мимико-жестикуляторной речью и элементами словесного языка в виде отдельных дактильных слов.

      Воспитание  и обучение ведется на протяжении всего времени бодрствования ребенка. Длительность обучения на этом этапе зависит от развития ребенка в момент поступления и от особенности заболевания, приведшего к инвалидности. Дети, получившие необходимую подготовку в условиях семьи, имели возможность начать обучение со школьного этапа или пройти подготовительный этап за один- два года. Педагогически запущенные дети могут проходить подготовительный этап за четыре и даже за пять лет.

      Начинается  обучение с возможно более раннего  возраста. Чем раньше начнется обучение ребенка, тем большие результаты будут достигнуты в его развитии. При определении программы обучения ребенка ориентируются не на его возраст, а на уровень его развития.

      К концу подготовительного этапа  обучения ребенок должен быть приучен к режиму , овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в пространстве, обучиться жестовой речи и элементам словесной речи в дактильной форме, уметь играть, лепить из пластилина, конструировать из конструктора простые по форме окружающие предметы, по возможности овладеть навыками коллективного самообслуживания, научиться делать утреннюю зарядку.

      В процессе обучения на подготовительном этапе у ребенка формируются образы окружающих его предметов, что является необходимым условием дальнейшего усвоения словесного языка и перехода к школьному этапу обучения.

      С детьми проводятся и специальные  дидактические занятия по группировке предметов по форме и размеру.

      План  работы с группой детей включает в себя:

    1. Приучение к режиму.
    2. Обучение ориентировке. Создать у детей правильное представление о расположении предметов, находящихся в комнате, коридоре, в туалетной и гардеробной, в столовой. Научить самостоятельно находить столовую, туалет. Научить дифференцировать свою и чужую одежду, знать свое место в столовой, за столом для занятий.
    3. Формирование и усовершенствование навыков самообслуживания. Научить пользоваться горшком, помогать взрослому при одевании и раздевании их, обучать самостоятельно мыть руки и умываться, правильно принимать пищу, убирать за собой посуду со стола.
    4. Обучение игре. Обучить детей соотносить игрушечные предметы с настоящими, научить обращению с игрушками.
    5. Развитие средств общения. Научить понимать и обозначать жестами режимные моменты (есть, спать, одеваться, раздеваться, идти, умываться, туалет), обучать жестами в процессе игры, сформировать понимание жестов-поручений (принеси что нибудь) , развивать активное пользование жестами в дидактических играх ( например, игра ‘’ какой игрушки не стало’’) , научить называть детей и воспитателей первыми буквами их имен (дактильными).
    6. Сенсомоторное развитие. Обучать нанизывать кольца на стержень башенки, собирать и разбирать матрешку, группировать кубики, палочки, раскладывая их по разным коробочкам. Научить нанизывать бусины на нитку. Начать специальную сенсомоторную пропедевтику, готовящую детей к овладению брайлевской и дактильной формами общения ( учить выкладывать на брайлевской колодке грибки по образцу, обучать подражанию дактильным конфигурациям, научить группировке карточек с наклеенными на них кружочками в виде брайлевских букв. Обучить лепить простейшие предметы. Развивать движение в подвижных играх и специальных упражнениях.
 

Содержание  школьного этапа  обучения.

На  примере слепоглухонемых  детей. 

На школьном этапе обучения слепоглухонемые учащиеся овладевают словесным языком, общеобразовательными знаниями и навыками работы в одной из мастерских.

  Обучение  воспитанников на школьном этапе  ведется на основе материалов и программ обучения  по речевому развитию, предметным урокам, математике, труду, физическому воспитанию, разработанных лабораторией обучения и воспитания слепоглухонемых детей. Материалы  к программам  составлены с расчетом на обучение детей, получивших подготовительное воспитание в детском доме для слепоглухонемых, и в условиях семьи. В программах предусматривается девятилетний срок обучения, в течение которого воспитанники овладевают словесным языком, получают общеобразовательную подготовку в объеме начальной школы, физическую и трудовую подготовку, дающую возможность перехода к обучению одному из видов профессионального труда.

  Учебные  занятия проводятся не только  в утренние часы, часть их переносится на время после дневной прогулки и на вечер. Многие уроки, особенно предметные, проводятся в форме экскурсий и прогулок.

Рассмотрим  основное содержание материалов к программам обучения слепоглухонемых по речевому развитию, по предметным урокам и по арифметике.

Речевое развитие

 

  Чрезвычайно  важным в обучении слепоглухонемого  ребенка является овладение им средствами общения. Первыми специальными средствами общения для него являются жесты. Жестами ребенок обозначает предметы, их функции, действия, элементы поведения. Овладение жестами- необходимый этап речевого развития ребенка.

  Следующий  за жестами этап усвоения средств  общения- формирование у ребенка словесной речи. Словесная речь в дактильной форме является надстройкой над жестовой речью, возникает внутри нее как ее вариант, а в дальнейшем развивается в самостоятельную и доминирующую форму речи.

  Происходит  это таким путем. Жесты, обозначающие хорошо знакомые и часто встречаемые предметы, заменяются пальцевыми словами. Для ребенка эти обозначения также являются жестами, но только жестами другой конфигурации. Жестом ему показывается, что данный предмет можно обозначать по–другому. В дальнейшем он обозначает предмет, показанный ему, новым для него жестом, даже не подозревая, что уже владеет словом, составленным из букв, так, как зряче-слышащий ребенок, научившийся говорить на втором году жизни, не знает, что он говорит побуквенными словами.

Информация о работе Развитие и обучение при слепоглухоте