Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:26, реферат
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Введение…………………………………………………………………………...1
Глава 1. Теоретические основы формирования фонетико-фонематической стороны речи
1.1 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе…………………………………………………………………….........3
1.2 Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР…………………………………………………………...6
1.3 Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребенка……………………………………………………………………………..8
Глава 2. Методика развития фонематического восприятия
2.1 Основные направления логопедической работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ФФН……….........................11
2.2 Логопедическая работа по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей в старшей группе детского сада……………………….12
2.3 Логопедическая работа по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей в старшей группе детского сада……………………….16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21
Приложение………………………………………………………………………22
Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим — до 16—20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.
Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:
§ недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
§ недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;
§ глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.
Наряду
с нарушенным звукопроизношением у
детей с фонетико-
Слоговая структура слова — это количество и порядок слогов внутри слова.
Звуконаполняемость — количество и порядок звуков внутри каждого слога.
Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам). При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и наменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил — крокодил, батуретка — табуретка, голопед — логопед, киртити — кирпичи, тоита — строительство, вадавося — водопроводчик и т.п.
Итак,
характер описанных нарушений указывает
на недостаточность фонематического слуха
и восприятия у детей с ФФН. Без специального
коррекционного воздействия ребенок не
научится различать и узнавать фонемы
на слух, анализировать звуко-слоговой
состав слов, что приведет к появлению
стойких ошибок при овладении письменной
речью.
Глава 2. Методика развития фонематического восприятия
2.1
Основные направления
Преодоление
фонетико-фонематического
Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе ( Т.В.Филичева, Г.В. Чиркина).
Коррекционное
логопедическое воздействие осуществляется
в двух возрастных группах: старшей
— для детей шестого года жизни
и подготовительной — для детей
седьмого года жизни, в соответствии
со специальной программой обучения
и воспитания детей с фонетико-
2.2 Логопедическая работа по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей в старшей группе детского сада
Индивидуальные подгрупповые занятия
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:
а)
закрепление и автоматизацию
навыков правильного
б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами, Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука л ставится звук ж, от б – д от д – т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки нескольких звуков. относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям.
Постановке
звуков предшествует работа по выработке
подвижности и
В
работе над произношением выделяется
два этапа — собственно постановка
звука при изолированном
При
отработке звука в сочетании
с другими звуками
а) в открытых слогах (звук в ударном слоге):
са – сани
су – сук
со – совы
сы - сын
б) в обратных слогах: ос — нос;
в) в закрытых слогах: сас — сосна;
г) в стечении с согласными: ста — станок, сту — стук, ска -миска;
д) в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге: маска, киска, миска.
Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности.
Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.
Дифференциация звуков осуществляется в следующей последовательности.
Например:
са — ша ша—са
саша шаса саш сош сашаса
саша шаса шас шос шасаша
В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может. Концентрация внимания детей на звуковой стороне языка, на отрабатываемых звуках воспитывает активность и осознанность фонематического восприятия.
К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях.
Фронтальное занятие включает в себя несколько этапов. Все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
I этап закрепления правильного произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.
Рекомендуется включать упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т.д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.
II этап дифференциации звуков (на слух и в произношении). Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивационно насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.
Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты.
2.3
Логопедическая работа по
В подготовительной группе, в отличие от старшей, гораздо больше внимания уделяется навыкам аналитико-синтетической деятельности, что определяется непосредственной подготовкой детей к школьному обучению. Так, если перед детьми шестого года жизни ставятся задачи анализа и синтеза ряда звуков, обратного и прямого слога, односложного слова (типа лак), а также задача выделения первого и последнего звука в слове, первого ударного гласного и т.д., то для детей седьмого года жизни эти задачи значительно усложняются.
Помимо вышеперечисленных навыков, дошкольники изучают слова двусложной слоговой структуры с открытыми слогами (косы), двусложные слова с закрытым слогом и со стечением согласных звуков (сумка).
Начиная с ноября дети в подготовительной группе уже овладевают полной звуко-слоговой схемой слова со следующими обозначениями: длинная полоска — слово, короткая — слог, красный кружок — гласный звук, синий — твердый согласный звук, зеленый — мягкий согласный.
Информация о работе Развитие фонематического восприятии у дошкольников с ФФН