Развитие фонематического восприятии у дошкольников с ФФН

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:26, реферат

Описание работы

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...1
Глава 1. Теоретические основы формирования фонетико-фонематической стороны речи
1.1 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе…………………………………………………………………….........3
1.2 Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР…………………………………………………………...6
1.3 Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребенка……………………………………………………………………………..8
Глава 2. Методика развития фонематического восприятия
2.1 Основные направления логопедической работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ФФН……….........................11
2.2 Логопедическая работа по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей в старшей группе детского сада……………………….12
2.3 Логопедическая работа по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей в старшей группе детского сада……………………….16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21
Приложение………………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

курсовая осн.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     Введение:

     Актуальность  темы. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

     Теория  и практика логопедической работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

     Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексикограмматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и Т. д. , что так важно при формировании навыков чтения и письма.

     Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени-звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы( фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

     Цель: Изучить методы развития фонематического восприятия у детей с ФФНР .

     Объект  исследования: Фонематическое восприятие у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

     Предмет исследования: фонематические процессы у дошкольников с ФФНР .

     Задачи:

  1. Изучение специальной литературы по формированию фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе.
  2. Изучение фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР.
  3. Диагностирование особенностей фонематического восприятия дошкольников данной категории.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  основы формирования фонетико-фонематической стороны речи

     1.1 Развитие фонетико-фонематической  стороны речи в онтогенезе

     Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам.

     Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.

     Периферическим  отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат, куда входят:

     дыхательный аппарат, обеспечивающий энергетическую основу речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань);

     голосообразовательный аппарат, обеспечивающий образование  звука (гортань с голосовыми складками);

     артикуляционный аппарат, преобразующий звук, возникающий  в гортани, в разнообразные речевые  звуки (ротовая и носовая полости).

     В онтогенезе развитие и становление  фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно.

     В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Одновременно с развитием слуха у ребенка появляются голосовые реакции: разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги. В 2-3 мес. у ребенка возникает гуление, в 3-4 мес. - лепет.

     В данном возрасте происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему.

     К 6 мес. в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук а, среди согласных - п, б, м, к, т. В это время ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.

     К году ребенок хорошо произносит простые  по артикуляции звуки: гласные - а, у, и согласные - п, б, м, н, т, д, к, г.

     Развитие  и становление произношения у  всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число  звуков и более отчетливо, а другие - меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния  и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать.

     На  втором году жизни дети начинают активно  произносить звуки э, ы, и, но твердые  согласные у них звучат как  мягкие - ть. дь, сь, зь. У них возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других.

     К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять  в речи простые по структуре слова.

     На  третьем году жизни подвижность  артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ребенок пытается приблизить свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет простыми. Например, звук ц заменяется звуком ть или сь, звуки ч и щ - звуками ть и сь соответственно, звуки л и р - звуком ль или й, шипящие и твердые свистящие - ть, дь.

     К трем годам четко оформляется  артикуляция губно-зубных: ф, ем фь, вь. Фонематическое восприятие в это  время уже хорошо развито: дети почти  не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.

     На  четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более  координированными. В речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. В это время дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т.е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.

     На  пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные - л, р, ръ, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. В простых словах дети четко произносят данные группы звуков, а в сложных и малознакомых - заменяют. Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

     К шести годам дети способны правильно  произносить все звуки родного  языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения. Как правило, ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.

     Итак, к моменту поступления в школу  у ребенка сформировано звукопроизношение, хорошо развиты все стороны речи, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе. 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Особенности формирования фонематического  восприятия у дошкольников с  ФФНР

     Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение  процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

     Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

     По  данным Т.А. Ткаченко, развитие фонематического  восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

     Без достаточной сформированности фонематического  восприятия невозможно становление  его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные  элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

     Уровень развития фонематического слуха  детей влияет на овладение звуковым анализом. Выделяют первичные и вторичные  нарушения фонематического восприятия.

     При первичном нарушении фонематического  восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности навыков звуковго анализа ниже, чем при вторичном.

     Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых  кинестезий, имеющих место при  анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, ослабленное произвольное внимание.

     В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

    • недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно;
    • недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции речи;
    • при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. 

Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется  следующими особенностями:

  • замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки [с] и [ш] заменяются звуком [ф];
  • замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с] - мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] - нечто вроде смягчённого [ч]
  • искаженное произношение одного или нескольких звуков.
 

При наличии  большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных. Подобные отклонения в собственной  речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия. 
 

Несформированность  фонематического восприятия выражается в:

    • нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
    • неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
    • затруднениях при анализе звукового состава речи.

  У  детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием нередко имеется  определенная зависимость между  уровнем фонематического восприятия  и количеством дефектных звуков, т.е. чем больше количество  звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Но не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. 

  Детей  с ФФНР зачисляют с 5 лет  в старшую логопедическую группу  сроком на 1 год обучения и в  подготовительную группу на 1 год  обучения, если ребенку 6 лет. Ребенка зачисляют в группу детей с ФФНР, если у него нарушено произношение (не менее 5-6 звуков из 2 фонетических групп).

     1.3. Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребенка

     Речь  детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции (например, р заменяется л или в). При этом ребенок один и тот же звук может заменять разными звуками: лука — рука, ковова — корова и т.д. В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный (т.е. отдельный) звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его.

Информация о работе Развитие фонематического восприятии у дошкольников с ФФН