Развитие единого образовательного пространства на территории стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:07, реферат

Описание работы

Идея единого образовательного пространства в настоящее время практически сформирована в качестве актуальной и общезначимой во всех странах СНГ и активно обсуждается в разной форме и в разных инстанциях. Такое положение естественно связывается с реальными обстоятельствами жизнедеятельности государств Содружества, когда единое образовательное пространство становится потребностью и необходимостью, определяемыми комплексом причин.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Интеграция образовательных структур на территории СНГ……………5
Цели и принципы интеграции государств СНГ в единое образовательное пространство………………………………………………………………….....9
Заключение……………………………………………………………………...14
Литература………………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

     Цели  и принципы интеграции государств СНГ в единое образовательное пространство

     Интеграция государств – участников СНГ в единое образовательное пространство должна способствовать:

  • сохранению и развитию исторически сложившейся духовной общности народов государств Содружества;
  • свободному приобщению граждан к ценностям национальных культур государств – участников СНГ;
  • созданию условий и возможностей для формирования культуры межнационального общения;
  • расширению возможностей подготовки квалифицированных специалистов для различных отраслей экономики, науки, образования и социальной сферы;
  • развитию народных традиций, научных идей и педагогического опыта;
  • стабилизации межнациональных и иных социальных напряжений.

     Формирование  единого образовательного пространства имеет особое значение и для защиты образовательных интересов граждан, проживающих за пределами своих государств.

     Единому образовательному пространству как  сложному, многоуровневому процессу взаимосвязанных преобразований, в  результате которого возникает новое  качественное состояние системы, свойственны  следующие основные системные принципы:

  • принцип целостности – как определенная полнота, внутреннее единство рассматриваемого явления, выражающееся в его системности, структурности, устойчивости, самостоятельности целого, в его способе существования, в его специфическом качестве. Принцип целостности сложной организации педагогических явлений лежит в основе технологии системного подхода к их исследованию, моделированию и прогнозированию;
  • принцип взаимосвязи системы и окружающей среды. Для образовательного пространства взаимодействие, при котором формируются его свойства, отличается различными экономическими, социальными и культурными связями, общественно-политическими и правовыми институтами;
  • структурность как системный принцип, предоставляющий возможность описать рассматриваемую систему через выявление основных ее элементов, особенностей их взаимодействия и внутренних связей;
  • множественность описания единого образовательного пространства дает возможность представления его как сложной многоуровневой системы, включающей экономический, политический, идеологический, социально-культурный, правовой, информационный, собственно педагогический (содержательный), научно-методический уровни и, наконец, важнейший личностный уровень – единый образовательный стандарт, гарантирующий равные образовательные возможности. «Несрабатывание» – выпадение какого-либо уровня будет сказываться на обеспечении других уровней и влиять на целостность образовательного пространства.

     В сущности, образовательное пространство является полиструктурным, так как  внутри его существуют различные автономные, вполне самостоятельные структуры. Полиструктурность как ключевая категория описания образовательного пространства позволяет понимать образовательное пространство не как нивелировку под некий «заданный стандарт» – одинаковость, а как условие обогащения и развития одновременно и автономных структур, и всей развивающейся системы в рамках Содружества, как множество взаимодействующих разновеликих образовательных систем (пространств) различного уровня.

     Важное  значение для формирования единого образовательного пространства имеет выявление тенденций интеграционных процессов в образовании, которые в конечном итоге формируют новую область знания, выступают основой новой концепции развития образовательных систем в изменившихся социально-экономических условиях.

     Одной из наиболее важных тенденций развития интеграционных процессов в области  образования и педагогической науки, призванных объединить усилия педагогического  сообщества Содружества, является постепенный  переход в сторону комплексных областей педагогического знания, информационной педагогики и педагогической информатики. Наблюдается крен в сторону совершенствования массового образования. Наряду с развитием элитарного образования повышается его качество в учебных заведениях для большинства.

     Происходит  существенное усиление развития гуманитарной составляющей образования, гуманизации  последнего как стратегической линии  его развития. В непосредственной связи с гуманизацией образования  находится тенденция демократизации, проявляющаяся в практических шагах по созданию равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования, в его растущей дифференциации и индивидуализации как одном из способов удовлетворения разнообразных потребностей. Важными являются тенденция непрерывности образования как основополагающий, ведущий принцип развития образования, как ценностный фактор каждого индивида; разработка и закрепление обязательных государственных стандартов как необходимого условия повышения качества образования; расширение поиска новых и усовершенствование старых методов и технологий обучения, а также опытно-экспериментальной работы, освоение и педагогизация новейших технических средств; новые формы, масштабы обмена учащимися, студентами, учителями, преподавателями, содержательная сущность которых выстраивается с учетом рыночных отношений.

     Основными направлениями формирования единого  образовательного пространства являются:

  • научное обоснование и разработка предложений о создании законодательно-нормативной и информационно-источниковой базы, регулирующей вопросы интеграционных процессов в сфере образования;
  • постоянное отслеживание и выявление тенденций развития образования;
  • научно-педагогическое и организационно-методическое обеспечение коррекции образовательных стандартов;
  • научно-организационное обеспечение взаимного признания и эквивалентности документов, выданных выпускникам образовательных учреждений разного уровня;
  • расширение информационного обмена по вопросам образования путем создания научных советов, служб маркетинга по выявлению образовательных потребностей населения сотрудничающих государств Содружества;
  • разработка согласованных критериев мониторинга состояния и качества образования в государствах – участниках СНГ, механизмов его совместного проведения;
  • научно-организационная, научно-методическая и информационная поддержка существующих и вновь открываемых русскоязычных образовательных учреждений, в которых преподавание ведется на языках народов СНГ.

     Исходя  из основных целей, принципов и направлений  формирования единого образовательного пространства и учитывая различные уровни состояния экономики, науки и образования, можно выделить следующие этапы формирования единого образовательного пространства стран СНГ (имеется в виду, что это неравномерный и многоуровневый процесс):

     I этап (1998 г.) – разработка концепции непрерывного образования в едином образовательном пространстве государств – участников СНГ;

     II этап (1998 – 1999 гг.) – анализ уже согласованных законодательных актов в области образования государств Содружества в целях формирования единого образовательного пространства. На этом этапе предполагается разработка научно-методических и организационных аспектов межгосударственной и национальных программ сотрудничества на основе принятых типовых модельных законодательных актов, регулирующих отношения в сфере образования, научное обоснование социально-педагогических условий формирования единого образовательного пространства;

     III этап (1999 – 2001 гг.) – создание системы социально-педагогических и научно-организационных механизмов межгосударственного сотрудничества в сфере образования (в общей системе социально-экономических механизмов) на основе уже согласованных принципов обмена информацией по вопросам образования. При участии межгосударственного фонда поддержки интеграционных процессов в сфере образования предполагается разработка согласованных критериев качества образования;

     IV этап (2001 – 2005 гг.) – углубление интеграции в сфере образования стран Содружества, обеспечивающей развитие единого образовательного пространства.

     Заключение

     Таким образом, для всего образовательного пространства стран Содружества  еще недавно была единая система  образования, регулируемая едиными  нормативными актами. Это обуславливает органическую целостность того самого образовательного пространства, которое определяло функционирование системы как целостности. Разделившись в процессе государственных преобразований на ряд самостоятельных образовательных систем, образование тем не менее в любой из стран Содружества развивается, имея сходные стартовые позиции и в русле неотвратимых единых прогрессивных процессов развития, отвечающих общемировым тенденциям глобализации и всемирной интеграции. Совершенно очевидно, что разделение образовательного пространства на отдельные составные части не могло отменить их инвариантности по состоянию развития, по перспективам и возможностям изменчивости, по общности исторических судеб и т.п. Можно с уверенностью утверждать, что, перестав быть целостным, образовательное пространство в значительном числе своих характеристик сохраняет черты единства для отдельных, ныне самостоятельных частей.

     В настоящее время системы образования  на постсоветском пространстве переживают период огромных материальных трудностей. Однако именно в это трудное время  ведется активный поиск не только структурных изменений образовательных систем (новых организационных форм и образовательных структур), но и осуществляется движение в сторону взаимного сближения и взаимодействия этих систем, синхронизация интеграционных тенденций, теоретическая разработка интеграционных объединений в образовании. 
 
 
 
 
 
 

     Литература:

  1. Белоруссия: Путь к новым горизонтам / под общей редакцией Е.М. Кожекина. – М., 1996.
  2. Бондырева, С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. – Воронеж, 2003.
  3. Бондырева, С.К. Социально-психологические основы развития единого образовательного пространства СНГ. – М., 1999.
  4. Интеграционные процессы в образовании стран СНГ в контектсе новых социальных измерений / под редакцией В. А. Мясникова. – М., 1998.
  5. Мясников, В.А. Развитие единого образовательного пространства стран СНГ // Образование и общество. – 2003. – № 3. – с. 26 - 30

Информация о работе Развитие единого образовательного пространства на территории стран СНГ