Развитие единого образовательного пространства на территории стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:07, реферат

Описание работы

Идея единого образовательного пространства в настоящее время практически сформирована в качестве актуальной и общезначимой во всех странах СНГ и активно обсуждается в разной форме и в разных инстанциях. Такое положение естественно связывается с реальными обстоятельствами жизнедеятельности государств Содружества, когда единое образовательное пространство становится потребностью и необходимостью, определяемыми комплексом причин.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Интеграция образовательных структур на территории СНГ……………5
Цели и принципы интеграции государств СНГ в единое образовательное пространство………………………………………………………………….....9
Заключение……………………………………………………………………...14
Литература………………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ 
 

Реферат

Дисциплина: Личностная и поведенческая изменчивость подростков в полиэтническом образовательном континууме

На тему: «Развитие единого образовательного пространства на территории стран СНГ» 
 
 
 

                Выполнила:

                Студентка 3 курса группы Б

                Специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология»

                Киселёва  Ольга

                Проверила:

                К. п. н., доцент

                Калашникова Виктория Александровна 

Ставрополь, 2011 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Интеграция  образовательных  структур на территории СНГ……………5

Цели  и принципы интеграции государств СНГ в единое образовательное пространство………………………………………………………………….....9

Заключение……………………………………………………………………...14

Литература………………………………………………………………………15

 

Введение

     Идея  единого образовательного пространства в настоящее время практически сформирована в качестве актуальной и общезначимой во всех странах СНГ и активно обсуждается в разной форме и в разных инстанциях. Такое положение естественно связывается с реальными обстоятельствами жизнедеятельности государств Содружества, когда единое образовательное пространство становится потребностью и необходимостью, определяемыми комплексом причин.

     Во-первых, это обусловливается потребностью углубления отношений взаимодействия субъектов, в объективно возникшем  стремлении которых к расширению экономических, политических, культурных и других связей формирование образовательного пространства играет важную роль, так как оно наиболее открыто для многоплановых контактов и именно в нем создается особая психологическая ситуация взаимопонимания и глубже осмысливаются общие задачи, определяемые тенденциями развития современного общества. В этом плане исключительную (пока еще недостаточно изученную) роль играет психологическая готовность (осознанная и неосознанная) населения, многие десятилетия находившегося в рамках единого государства, пользовавшегося единым языком общения и обучения, при ориентации на большое многонациональное пространство отношений и действия.

     Во-вторых, восстановление, расширение и углубление отношений взаимодействия стран СНГ стимулируется одной из наиболее важных тенденций развития современного общества – увеличением роли субъектного фактора в организации всех сфер их жизнедеятельности. Это связано не только с проблемой саморазвития, самоопределения общества, но и с проявлениями многопланового кризиса в социально-экономической, экологической, демографической и других областях, уменьшение действия и ликвидация соответствующих показателей которого требуют роста ответственности всех членов человеческого сообщества, их активной позиции и объединения в решении наиболее острых проблем. 

     В-третьих, создание единого образовательного пространства диктуется теми объективными процессами, которые происходят ныне в мировом сообществе, предполагающими  необходимость интеграции всех сил в освоении информационных, технологических, экономических и других пространств, что становится важным, системообразующим элементом дальнейшего прогресса. Так, интенсивное распространение телекоммуникаций, Интернета и других средств, явлений, как бы закрепляя реальность взаимодействия в сфере знаний (в широком их определении), является характерной особенностью сегодняшнего дня и отражает четко наметившиеся тенденции и потребности формирования больших интеллектуальных пространств, что напрямую связано с развитием образовательного пространства.

     В-четвертых, построение на новом качественном уровне и развертывание межгосударственных связей стран СНГ определяется целесообразностью  и необходимостью поиска социально-психологических  условий воссоздания позитивных моментов разрушенной единой системы образования, обеспечивавшей достаточно высокие уровни, устойчивые нормы и принципы организации учебно-воспитательного процесса на территории бывшего СССР. Выделение в целях освоения значительной совокупности обязательных знаний при задаче сохранения общего культурного уровня и обеспечения возможностей активного постижения культурных достижений человечества, аккумулируемых представителями разных культурно-исторических традиций, предполагает поиск путей и средств развития систем образования, создающих для подрастающих поколений широкие возможности получения знаний соответствующего объема и характера, развернутое пространство творческих исканий, выбора профессии и т. д.

     В данном реферате рассмотрены цели, задачи и способы интеграции единого образовательного пространства на территории СНГ. Перечислены основные этапы формирования единого образовательного пространства. 
 
 

    Интеграция  образовательных  структур на территории СНГ

     В научных исследованиях последнего времени возникла устойчивая тенденция – обозначать интеграционные процессы в различных областях как формирование, развитие определенного пространства: экономического, информационного, образовательного, придавая ему значение взаимодействия субъектов общественной деятельности (социальных институтов) в определенных границах, – города, района, области, региона, республики, страны, группы стран, объединенных общими историческими, культурными, образовательными традициями в глобальном масштабе – мировое пространство.

     Можно констатировать, что понятие «образовательное пространство» принадлежит, с одной стороны, к числу наиболее употребляемых и, с другой, наименее ясных по своей сути. Этим, собственно, и определяется научная и практическая потребность обозначать пространство (в данном случае мы имеем в виду образовательное пространство государств – участников СНГ) как своеобразное явление в общественных отношениях Содружества Независимых Государств, как один из элементов в его политической структуре. Оно есть специфическое качество единства политики и социальных отношений. Его целостность обусловлена единством и взаимодействием социальных качеств политики и политических сторон социальной жизни.

     Совокупность  всех видов образовательных структур является зоной конкретного взаимодействия национальных образовательных систем и их отдельных звеньев. Взаимное использование конкретных особенностей одной страны в образовательном пространстве других стран создает схожие образовательные ситуации в этих странах и способствует развитию дальнейшей интеграции. Интеграции, которая является результатом предшествующего этапа развития образования в этих странах и доведения ее до уровня интеграции национальных образовательных систем в рамках государств – участников СНГ. Особенностями такой интеграции становятся: согласованная образовательная политика, взаимное сближение и взаимодополняемость национальных образовательных систем, синхронизация действий, достигаемая на основе их регулирования возникающими наднациональными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач образования будущего.

     Структурно  это пространство может быть представлено различными агентами, субъектами, различными уровнями действий: отдельных учреждений образования, отдельных региональных межгосударственных и негосударственных образовательных структур (союзы, ассоциации, конгрегации, фонды и т.п.), международной деятельностью национальных государств, составляющих высший уровень – основу международных отношений и связей, основу интеграции в сфере образования.

     Речь  идет об интеграции на принципиально  иной «мягкой основе». То есть о добровольном восстановлении связей в области образования (естественно, только тех из них, которые в свое время себя оправдали) на условиях сохранения суверенитета, равенства и взаимной выгоды.

     При оценке последствий интеграционных (а также дезинтеграционных) процессов  в странах Содружества приоритетным, на наш взгляд, должен быть их анализ с позиций социальности. Иными словами, точкой отсчета любого развития в контексте такого подхода должен быть Человек, его благосостояние и самочувствие в широком смысле слова. Любая другая ориентация, игнорирующая «социальную цену» или «социальный эффект» проводимой интеграции в области образования, не может считаться морально оправданной.

     Взаимосвязь и взаимозависимость стран Содружества  можно по-разному интерпретировать, недальновидно лишь отрицать их и  тем более противостоять им. Чтобы быть убедительными, приведем мнение европейских ученых и аналитиков (Эвальда Бельке, Хорста Граберта, Франка Уигера, Андреаса Вера и др.), которые убеждены, что социальные, экономические и исторические взаимосвязи на постсоюзном пространстве в конечном итоге приведут к восстановлению его политико-экономического единства. Ибо бывший Советский Союз имел гораздо большую плотность экономических связей между своими республиками по сравнению со странами, принадлежащими к экономическому ядру ЕС.1

     Они считают, что будущая консолидация постсоюзного пространства является объективным  и неизбежным процессом. Они не отрицают легитимность интересов России в  бывших союзных республиках и  допускают, что в условиях экономического подъема Россия может стать мотором новой интеграции государств, объединенных на несколько иных основаниях.

     Интеграционные  процессы в образовании нами рассматриваются  в свете общей методологии  социального познания. Сама по себе интеграция в единое образовательное  пространство выступает как проявление и отображение реальных связей, имеющих место в объективном процессе образования и воспитания как одном из аспектов развивающегося общественного организма, стремящегося к целостности и гармоничности всех своих элементов и подсистем.

     При этом необходимо подчеркнуть, что интеграция в единое образовательное пространство – это не простая ассимиляция, тем более не поглощение сильным (в каких-то отношениях) сообществом  слабого, а добровольное взаимовыгодное движение к такой целостности, которая воплощает в себе лучшие характеристики интегрируемых субъектов.

     Тем самым становится возможным появление  новых качеств интегрированной  большой системы (пространства), не сводящейся к простой сумме интегрируемых  частей, но иного содержания и порядка.

     Экономическая интеграция сдерживается рядом причин: структурная неоднородность и неоднотипность экономик стран Содружества; «разноскоростность»  и разрыв в уровнях экономического развития; различная степень зрелости реформ в государствах – участниках СНГ, которые, являясь своего рода «реформаторским романтизмом», отличаются непоследовательностью, разными темпами, формами, методами и осуществляются по неодинаковым направлениям. При всем же различии условий педагогической деятельности в странах Содружества, при всей специфике проведения самостоятельной образовательной политики, следует считаться с наличием в образовательной сфере многочисленных инвариантных характеристик, единых закономерностей и принципов, единых научных и методических подходов к образованию и воспитанию.

     Речь  идет не об унификации образовательных  систем или их «гармонизации», а  о необходимости их большей ориентации на потребности быстро меняющегося  и все более взаимозависимого развития. Это не просто умножение  связей или увеличение числа стран, вовлеченных в данный процесс, а интенсификация этих связей, концентрация научно-педагогического потенциала, телекоммуникационных сетей, баз данных, переработка и передача информации образовательного характера, оперативное использование в сфере образования последних достижений науки и техники, ликвидация с помощью новейших технологий неграмотности, в том числе и функциональной, гуманизация процесса обучения и воспитания, развитие дистанционного образования, создание обучающих систем, реализация системы непрерывного образования.

     Анализ  современного состояния образовательных  систем разных государств – участников СНГ позволил выявить ряд факторов, подтверждающих интеграцию:

  • менталитет народов бывшего СССР. Особенно это касается славянских народов – русских, белорусов и украинцев. Глубокие родственные связи. К примеру, на Украине каждый пятый житель – русский;
  • становление и развитие образования во всех бывших республиках Советского Союза на протяжении нескольких десятков лет осуществлялось на единой методологической, организационно-структурной и методической основе. На этой же основе происходит становление теперь уже национальных систем образования во всех странах Содружества;
  • важным фактором интеграции является язык общения. Далеко не все граждане стран Содружества знают западные языки, но практически все они в той или иной степени владеют русским языком. Эта тенденция имеет перспективу, о чем свидетельствует лишь один факт: в Республике Беларусь в 1997/1998 учебном году 68% первоклассников избрали для учебы классы с русским языком обучения;
  • ход интеграционных процессов во многом предопределяется главным действующим лицом образования – педагогом. В силу этого на первый план выдвигаются вопросы его подготовки. Изучение данной проблемы (Российская Федерация, Украина, Республика Беларусь, Республика Казахстан и др.) дает основание сделать вывод о том, что в реформировании педагогического образования, обновлении его концептуальных основ есть много общего: введена многоуровневая система подготовки педагогических кадров, осуществляется дифференциация в подготовке учителя для различных типов школ, сделан акцент на личностный подход в обучении, увеличилась доля самостоятельной работы студентов по самообразованию и самовоспитанию, важное значение придается второй специальности будущих учителей, так как она расширяет их профессиональные возможности;
  • творческие связи, обмен практическим опытом. Если в первые годы распада СССР автоматически прекратили свою деятельность многие совместные научные школы и лаборатории, сокращался обмен всевозможной информацией, что не замедлило сказаться на развитии образования и педагогической науки практически во всех бывших республиках СССР, то в последние два года наблюдается тенденция возрождения и развития научного сотрудничества и контактов в области образования (РФ, Республика Беларусь, Украина и др.)2, все большим взаимным спросом пользуется монографическая, методическая и другая литература, издаваемая в РФ и других странах Содружества, появляются новые каналы распространения интенсивно развивающихся технологий связи и коммуникаций, средств массовой информации.

Информация о работе Развитие единого образовательного пространства на территории стран СНГ