Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:40, курсовая работа
Цель курсовой работы: Проанализировать разнообразные формы проведения учебных занятий.
Поэтому задачи данной работы следующие:
• Раскрыть сущность понятия «форма организации обучения», представить разные подходы к классификациям форм организации обучения.
• Проанализировать особенности классно - урочной системы обучения
§ все содержание обучения делится на отдельные дисциплины;
§ весь период обучения делится на учебные годы (курсы), семестры (полугодия), учебные дни, каникулы; а занятия ведутся по единому плану и расписанию;
§ контроль осуществляется, в основном, в конце каждого семестра в виде зачетных и экзаменационных сессий.
Различие между классно-урочной и лекционно-семинарской системой обучения состоит в различной организации изучения учащимися программного материала.
Комбинированный урок включает в себя обязательные этапы:
- изучение нового материала;
- закрепление;
- контроль знаний.
При лекционно-семинарской системе обучения каждый этап комбинированного урока выносится в отдельный урок:
- урок подачи нового материала(урок-лекция);
- закрепление(урок-практикум, урок-консультация);
- контроль знаний(урок-зачет).
Лекционно-семинарская система обучения в профессиональном образовании
Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике высшего и послевузовского образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные умения и прежде всего умение самостоятельного приобретения знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и других.
Лекционно-семинарская система рассчитана на более высокий уровень интеллектуального развития обучающихся – студентов и отличается большей степенью самостоятельности студентов. Лекционно семинарская система обучения
1 2 3
В вузах России на лекции отводится 50-60% учебного времени по гуманитарным специальностям, 40-50% - по техническим и сельскохозяйственным специальностям.
Разновидностью лекционно-семинарской (курсовой) системы является предметно-курсовая система обучения, которая чаще всего применяется при заочном и очно-заочном обучении. Она предполагает такую организацию учебного процесса, при которой дисциплины учебного плана и соответствующие им итоговые зачеты и экзамены распределяются по годам обучения (курсам) с соблюдением преемственности, а зачеты и экзамены в пределах одного курса сдаются учащимися и студентами по мере индивидуальной готовности. На основе этой системы организуется чаще всего высшее заочное образование, а также обучение в вечерних (открытых) общеобразовательных школах.
Лекционно-семинарская система обучения в школе
Использование лекционно-семинарской система обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ:
§ осознанность школьниками процесса учения;
§ возможность активного включения в него;
§ планирования ими своей деятельности;
§ возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности;
§ возможность широко использовать нетрадиционные формы обучения (см. таблицу 1) и т.д.
Таблица 1.
Конкретные формы обучения –ведущие цели Формирование
знаний Закрепление и систематизация знаний Формирование умений и навыков Повторение и систематизация знаний Контроль за усвоением знаний, умений, навыков
Лекция конференция экскурсия предваряющая консультация. семинар заключительная конференция экскурсия. Учебно- практическое занятие
практическое занятие практикум обзорная лекция
конференция
экскурсия консультация Зачёт собеседование
учебно-практическое занятие экзамен
олимпиада практикум
Лекционно-семинарская система вводится, как правило, в старших лицейских или гимназических классах с последующим принятием индивидуальных зачетов по каждой теме. Также активно используется в вечерних и сменных школах. Школьная лекция адаптирована к условиям школы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.
В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Она может занимать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его (например, по истории, географии, химии, физике), поэтому она требует записи.
В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо указывать, что записывать, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи.
Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений, учить дополнять материал лекций, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.
Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащихся к восприятию. Это может быть повторение необходимых разделов программы, выполнение наблюдений и упражнений и т.п.
Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.
Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка. Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Структурно семинары довольно просты. Они начинаются с краткого вступления учителя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомились с содержанием сообщений.
Особой формой семинара является семинар-диспут. Его отличие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-диспут имеет и особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.
Практикумы, или практические занятия, применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Это могут быть измерения на местности, сборка схем, ознакомление с приборами и механизмами, проведение опытов и наблюдений и т.п. Практикумы во многом способствуют решению задач политехнического образования и трудовой подготовки школьников.
Лекции читаются одновременно всем параллельным классам. Контакты между лектором и слушателями, естественно, слабее, чем контакт хорошего учителя с каждым из учеников в ходе обычного урока. Тем не менее, жанр лекции оказывается более выигрышным, когда дается обобщающий или обзорный материал, где важно поддерживать цельность изложения. Лекции лучше приспособлены для демонстраций. Лекционная форма приучает школьников к ведению конспектов, что делает более плавным предстоящий им переход к вузовской форме обучения. Заменяя урочную систему обучения в школе на лекционно-семинарскую, учитель должен ставить перед собой цель - приблизить условия учебного труда старшеклассников к ВУЗовским условиям обучения; формировать творческую личность, способную рационально организовывать свой труд; подготовить учащихся 10-11 классов не только к полноценному включению в трудовую жизнь, но и к продолжению образования в средних специальных или высших учебных заведениях.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1) Реализовать через лекционно-семинарскую систему обучения принципы педагогики сотрудничества т. к. именно этот принцип лежит в основе взаимоотношений учитель-ученик. Взаимоуважение, демократический стиль общения - основа успешного труда и учителя и ученика старшей школы.
2) Оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
3) Создать благоприятные условия не только для обучения, но и для развития и воспитания старшеклассников в процессе обучения. Показателями развития учащихся являются сознательное и уверенное применение ими знаний; самостоятельное установление предметных и межпредметных связей; высокий уровень умений самостоятельной умственной деятельности и т. д.
4) Использовать дифференцированную и индивидуальную работу с учащимися, учитывая целенаправленность старшеклассников.
Основополагающими принципами учебно-воспитательного процесса старшей школы в условиях лекционно-семинарской системы обучения являются:
-принцип тематической концентрации учебного материала; именно он позволяет высвободить время для реализации следующего принципа:
-принцип обучения на оптимальном уровне сложности; его реализация способствует организации учебного труда старшеклассника с учетом его индивидуальных способностей.
-принцип поэтапного рассмотрения учебного материала на разных уровнях познания; этот принцип позволяет многократно на разных уровнях строить процесс обучения по уже сказанной схеме.
Первый уровень познания- урок-лекция, на котором учащиеся коллективно воспринимают, осмысливают, усваивают новый материал.
Второй уровень познаний - урок-практикум, на котором учащиеся не только осмысливают, но и применяют свои знания.
Третий уровень познания - урок-семинар, на котором происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков.
Четвертый уровень познания - урок-консультация, на котором происходит не только применение знаний, умений и навыков, но и их коррекция.
Пятый уровень познания - урок-зачет, на котором учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме.
-принцип постоянного и многократного контроля за качеством и глубиной усвоения учебного материала и уровня сформированности учебных умений.
Таким образом, лекционно-семинарская система организации учебного процесса дает возможность ученику многократно, на разных уровнях познания, поработать над изучаемым материалом. Выполняемые на уроках действия прежде всего помогают интенсифицировать процесс обучения, обеспечивают всестороннее и прочное усвоение знаний каждым учащимся в соответствии с его индивидуальными возможностями и развитием.
Информация о работе Разнообразие форм проведения учебных занятий