Разнообразие форм проведения учебных занятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Проанализировать разнообразные формы проведения учебных занятий.
Поэтому задачи данной работы следующие:
• Раскрыть сущность понятия «форма организации обучения», представить разные подходы к классификациям форм организации обучения.
• Проанализировать особенности классно - урочной системы обучения

Работа содержит 1 файл

Бейсембаева Н..doc

— 173.00 Кб (Скачать)


Тема: «Разнообразие форм проведения учебных занятий».

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали  формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко,  Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм  процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски  новых форм обучения и анализируются традиционные с целью создания высокого уровня образования учащихся. 

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих  качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и  к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все  то, что обеспечивает достижение этой цели. Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных форм. Я думаю поэтому моя работа будет актуальна для общества. В практике работы, возникают проблемы, что не все учителя стараются использовать различные формы проведения учебных занятий, строят однотипные уроки. А что бы детям было интересно на занятиях, что бы они лучше усваивали материал их нужно разнообразить, сделать занятия  интересными. На данный момент мало кто из учителей реализует это. Помимо тех форм проведения учебных занятий, которые активно используются в практической деятельности, в своей курсовой работе я дополню менее используемые формы проведения учебных занятий. Данная работа может представлять интерес учителей, а особенно для студентов.  Им должно быть интересно ,как разнообразить свою работу и работу обучающихся.

Объектом исследования данной работы является процесс обучения в школе

Предметом - формы проведения учебных занятий

Цель курсовой работы: Проанализировать разнообразные формы проведения учебных занятий.

Поэтому задачи данной работы следующие:

•              Раскрыть сущность понятия «форма организации обучения», представить разные подходы к классификациям форм организации обучения.

•              Проанализировать особенности классно - урочной системы обучения

•              Раскрыть особенности современного урока как формы организации обучения, его структуру и типы.

•              Дать характеристику отдельным формам проведения уроков, лекционно – семинарские занятия, нестандартные уроки.

В процессе  обучения и его организации мы видим чёткую направленность на реализацию ведущих компонентов содержания образования: знаний, способов деятельности (умений и навыков), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Умелый выбор формы процесса обучения позволяет осуществить данную направленность наиболее результативно.

 

Оглавление курсовой работы:

Глава 1.

1.1            Понятие форм организации процесса обучения

1.2            Исторический аспект использования различных форм обучения

1.3            Классно – урочная система обучения

Глава 2. .  ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНООБРАЗИЯ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

2.1  Урок – как основная форма организации обучения.

2.2 ???

2.3 Использования  лекционно – семинарских занятий в процессе обучения.

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК СОСТАВНОЙ КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

1.1 Понятие форм организации процесса обучения

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы организации обучения», какова их сущность?

В современной дидактике  сложилось парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.), что даже специалисты в области дидактики затрудняются сказать, что такое форма организации учебной работы и чем она отличается от метода обучения. В традиционной дидактике форма как бы оторвалась от содержания,  так как определяется по внешним в отношении содержания образования признакам. Так в одном из учебных пособий  указано, что формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы: «Латинское слово форма означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает  внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а  также порядком его осуществления». По мнению И. М. Чередова, форма организации обучения – это особая конструкция звена  или совокупности звеньев учебного процесса.

В. К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством».

Общение происходит между взаимодействующими преподавателем и учащимися.  В зависимости от структуры учебного общения В. К. Дьяченко классифицирует  общие формы на индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Понятие «организация» в «Философской энциклопедии» трактуется как «упорядочение, налаживание, привидение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположение  соотношение  частей какого либо объекта». Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано. Оно происходит и существует, прежде всего, в определённых формах его организации. Организационные формы обучения составляют материальную основу обучения. 

Итак, форма обучения представляет собой  целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающе -воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у школьников системные знания и личностные качества. Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп. Содержание науки и возрастные особенности школьников требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм.

Существуют различные классификации форм организации учебного процесса, но все они сводятся к структуре учебного общения или дидактическим целям и задачам. Все формы можно разделить на общие и конкретные.

  В. А. Сластёнин даёт следующую классификацию форм обучения, в зависимости от структуры педагогического процесса .Достоинством этой классификации является определение места проведения процесса обучения, чего нет в других классификациях.

Схема №1 ( по Сластёнину)

 

                           

 

 

                                         

 

                                 учебная работа              внеучебная работа

 

                                              формы обучения

          

    

                              оснвная         дополнительные        вспомогательные

                          

                                урок                    лекции                         кружки

                                                    домашняя работа               и клубы

                                            экскурсии                   по интересам

                                  консультации и т. п.           факультативы

 

 

 

реализуются в формах

 

 

                       массовые                   групповые                 индивидуальные        

             внеучебная работа     учебная           внеучебная    внеучебная                           

                       утренники                     урок                    кружки           консультации

                       школьные вечера       лекция                   клубы             дополнительные

                       праздники                   семинар                 спортивные   занятия

                       конкурсы                    лабораторно-        секции           репетиторство

                       олимпиады                практическое

                       конференции             занятие

                       субботники                экскурсия

 

 

 

 

   Распространёнными являются классификации   В. К. Дьяченко и И . М. Чередова, основанные на структуре  учебного общения.

 

Таблица №1. Общие формы учебной работы (В. К. Дьяченко)

Индивидуальная

Парная

Групповая

Коллективная

Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми.

(ученик-книга, ученик-тетрадь).

Работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит,   один слушает.

(ученик-ученик, учитель-ученик).

Одного говорящего слушает  либо несколько человек (бригадные, звеньевые занятия), либо весь класс (общеклассные занятия).

(ученик-ученики).

Каждый ученик по очереди работает с разными членами коллектива и наоборот, все работают с каждым учеником.

(ученик-ученики, ученики-ученики).

 

 

Таблица №2. Общие формы учебной работы учащихся (И. М. Чередов)

Фронтальная

 

Групповая

Индивидуальная

Управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жёстком контроле учителя.

Сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с менее жёстким контролем учителя:

       Звеньевые

       Бригадные

       Кооперированно-групповые

       Дифференцированно-групповые.

Самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учётом степени целеустремлённости, работоспособности, интересов, склонностей:

       Индивидуализированные

       Индивидуализированно-групповые.

 

 

 

 

 

  На протяжении длительного времени в педагогической литературе было общепринятым деление всех организационных форм на:

1. Общеклассные или фронтальные учебные занятия;

2. Групповые (бригадные или звеньевые);

3. Индивидуальные. 

  В первом случае учитель одновременно работает со всеми учащимися класса, во втором – в классе работает несколько групп учащихся и каждую небольшую группку обучает кто-то из учеников, в третьем – каждый ученик выполняет работу индивидуально, без чьей-либо помощи. Такая классификация является неполной. Во-первых, отсутствуют парные и коллективные учебные занятия. Во-вторых, в классификации члены деления не исключают друг друга, так фронтальные занятия являются частным случаем групповых. Остаётся неясным признак, по которому производится такое деление, обычно это признак одинаковости или неодинаковости заданий.  Если в классе все учащиеся выполняют одну и ту же работу, то такие занятия следовало бы считать фронтальными, но  в действительности каждый ученик на этих занятиях работает индивидуально, обособленно друг от друга, даже без помощи учителя. То же самое можно сказать и о занятиях, на которых производится контрольная работа. А если на уроке самостоятельная работа по карточкам – одни ученики имеют одинаковые задания, а другие разные? Получается, что в классе проводится групповая работа, на самом деле все ученики работают индивидуально (ученики изолированы друг от друга). А если ученики работают в группах, но все группы имеют одинаковые задания? Это не фронтальная работа, а групповая. Следовательно, такое деление форм обучения является неправильным, неполным???

Информация о работе Разнообразие форм проведения учебных занятий