Размышление о педагогической оценке и школьной отметке

Автор: P***************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 13:43, статья

Описание работы

Что там говорить о рядовом учителе средней школы, ведь даже в педагогической литературе зачастую термины «оценка» и «отметка» употребляются как синонимы. Хотя, всем известно, что существует исторический аспект (развитие системы оценки знаний учащихся от иезуитских школ 16-17 веков до настоящего времени), документы по обновлению общего образования, изданные Министерством образования РФ, в которых неоднократно подчеркивались основные недостатки существующей контрольно-измерительной системы с точки зрения основных принципов, целей, задач основной школы. Сегодня в школе и на страницах педагогической печати продолжается обсуждение данного вопроса. Радует тот факт, что на всех уровнях (даже школьники!) все чаще преобладает мнение о необходимости решительно развести отметку и оценку знаний, сделать более гибким соотношение между ними.

Работа содержит 1 файл

Размышление о педагогической оценке и школьной отметке Иванова И.Л. г. Белоярский.doc

— 40.50 Кб (Скачать)

Иванова И. Л., заместитель директора

 по  научно-методической работе

МОСШ  №3 г. Белоярский  ХМАО-Югра 

«Размышление  о педагогической оценке и школьной отметке»

      Оценка  и отметка – так ли уж важно  различать эти понятия в школе? В чем  их сходство и отличие? Что важнее для ученика и учителя?

      В современной школе много проблем, требующих срочного и  серьезного решения. Среди них особое место  занимают проверка и оценка знаний учащихся. От их правильной постановки во многом зависит эффективность  и качество обучения.                                                                                        

      Что там говорить о рядовом учителе  средней школы, ведь даже в педагогической литературе зачастую термины «оценка» и  «отметка» употребляются как  синонимы. Хотя, всем известно, что существует исторический аспект (развитие системы оценки знаний учащихся от иезуитских школ 16-17 веков до настоящего времени), документы по обновлению общего образования, изданные Министерством образования РФ, в которых неоднократно подчеркивались основные недостатки существующей контрольно-измерительной системы с точки зрения основных принципов, целей, задач основной школы.  Сегодня в школе и на страницах педагогической печати продолжается обсуждение данного вопроса. Радует тот факт, что на всех уровнях (даже школьники!)  все чаще преобладает мнение о необходимости решительно развести отметку и оценку знаний, сделать более гибким соотношение между ними.

       Термины «оценка» и  «отметка»  необходимо различать. Оценка  – это мнение учителя об уровне усвоения школьником единообразной государственной программы, образовательного стандарта. Она эмоциональна. Отметка – обозначение оценки знаний, знак; подчеркнуто формализована. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект –                                                                                                                                                 оценку знаний, умений и навыков деятельности школьника. При этом оценка не всегда становится отметкой, не адекватна отметке и остается повседневным инструментом учебного процесса.

      В начале 21 века в русле общего процесса модернизации российского образования  оценка и отметка педагога становятся не единственным мерилом: важнейшие  составляющие - самооценка обучающегося, взаимооценка, общественная оценка, внешняя экспертная оценка.

      Несколько слов хочется сказать и о постепенном  отказе от традиционной системы оценивания образовательной деятельности школьника. Уверена, что  каждому думающему  педагогу понятно, что                  существующая традиционная  пятибалльная система контроля знаний имеет                                                                                                                                                                                                                                     ряд недостатков (недостаточный индивидуальный подход,  дефицит ближайших ориентиров и стимулов в обучении между триместрами,  элементы случайности в оценке знаний при сдаче экзаменов и зачетов) и мало мотивирует  учебную деятельность  современных  школьников.  

          Мне видится (в большинстве  школ России уже начался) постепенный поэтапный переход от традиционной системы оценивания образовательной деятельности школьника к комбинированной системе, предусматривающей ступень обучения (возможно, в ближайшем будущем школы-ступени), профиль обучения, требования ЕГЭ и стандартов нового поколения.                                                                                                                                                                                                   

      В начальной школе  скорее всего  разумно распространить содержательную оценку знаний - существующий уже 45 лет успешный опыт группы педагогов и психологов под руководством Ш.А. Амонашвили – систему обучения, не предусматривающую вообще отметок.

      В 10-11-ых классах в рамках профильной школы скорее всего приживется накопительно-рейтинговая система, вот уже три года достаточно успешно применяемая в Белоярском районе  в рамках сетевой организации профильного обучения.   Использование накопительно-рейтинговой системы

является  обязательным для учителей, ведущих профильные предметы, и желательным для педагогов, ведущих учебные занятия на базовом уровне. Для отдельных учебных предметов базового уровня возможна традиционная и безотметочная система  образовательных достижений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

      Труднее всего прогнозировать изменение шкалы отметок в 5-9 классах. В целом представляется, что привычная пятибалльная система может трансформироваться в наиболее популярную десятибалльную систему. Возможна и органичная корреспонденция десятибалльной шкалы со стобальной  шкалой ЕГЭ.

      Таким образом,  актуализация содержательной и эмоциональной педагогической оценки, сочетание оценки педагога с самооценкой, взаимооценкой обучающихся, общественной и экспертной оценками позволят достичь развивающих и  образовательных целей, которые  учитель ставит перед собой в практической деятельности.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Информация о работе Размышление о педагогической оценке и школьной отметке