Автор: P***************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 13:43, статья
Что там говорить о рядовом учителе средней школы, ведь даже в педагогической литературе зачастую термины «оценка» и «отметка» употребляются как синонимы. Хотя, всем известно, что существует исторический аспект (развитие системы оценки знаний учащихся от иезуитских школ 16-17 веков до настоящего времени), документы по обновлению общего образования, изданные Министерством образования РФ, в которых неоднократно подчеркивались основные недостатки существующей контрольно-измерительной системы с точки зрения основных принципов, целей, задач основной школы. Сегодня в школе и на страницах педагогической печати продолжается обсуждение данного вопроса. Радует тот факт, что на всех уровнях (даже школьники!) все чаще преобладает мнение о необходимости решительно развести отметку и оценку знаний, сделать более гибким соотношение между ними.
Иванова И. Л., заместитель директора
по научно-методической работе
МОСШ
№3 г. Белоярский ХМАО-Югра
«Размышление о педагогической оценке и школьной отметке»
Оценка и отметка – так ли уж важно различать эти понятия в школе? В чем их сходство и отличие? Что важнее для ученика и учителя?
В
современной школе много
Что там говорить о рядовом учителе средней школы, ведь даже в педагогической литературе зачастую термины «оценка» и «отметка» употребляются как синонимы. Хотя, всем известно, что существует исторический аспект (развитие системы оценки знаний учащихся от иезуитских школ 16-17 веков до настоящего времени), документы по обновлению общего образования, изданные Министерством образования РФ, в которых неоднократно подчеркивались основные недостатки существующей контрольно-измерительной системы с точки зрения основных принципов, целей, задач основной школы. Сегодня в школе и на страницах педагогической печати продолжается обсуждение данного вопроса. Радует тот факт, что на всех уровнях (даже школьники!) все чаще преобладает мнение о необходимости решительно развести отметку и оценку знаний, сделать более гибким соотношение между ними.
Термины «оценка» и «отметка»
необходимо различать. Оценка
– это мнение учителя об уровне
усвоения школьником единообразной государственной
программы, образовательного стандарта.
Она эмоциональна. Отметка – обозначение
оценки знаний, знак; подчеркнуто формализована.
Взаимосвязь состоит в том, что у них общий
объект –
В начале 21 века в русле общего процесса модернизации российского образования оценка и отметка педагога становятся не единственным мерилом: важнейшие составляющие - самооценка обучающегося, взаимооценка, общественная оценка, внешняя экспертная оценка.
Несколько
слов хочется сказать и о
Мне видится (в большинстве
школ России уже начался) постепенный
поэтапный переход от традиционной системы
оценивания образовательной деятельности
школьника к комбинированной системе,
предусматривающей ступень обучения (возможно,
в ближайшем будущем школы-ступени), профиль
обучения, требования ЕГЭ и стандартов
нового поколения.
В начальной школе скорее всего разумно распространить содержательную оценку знаний - существующий уже 45 лет успешный опыт группы педагогов и психологов под руководством Ш.А. Амонашвили – систему обучения, не предусматривающую вообще отметок.
В 10-11-ых классах в рамках профильной школы скорее всего приживется накопительно-рейтинговая система, вот уже три года достаточно успешно применяемая в Белоярском районе в рамках сетевой организации профильного обучения. Использование накопительно-рейтинговой системы
является
обязательным для учителей, ведущих
профильные предметы, и желательным для
педагогов, ведущих учебные занятия на
базовом уровне. Для отдельных учебных
предметов базового уровня возможна традиционная
и безотметочная система образовательных
достижений.
Труднее всего прогнозировать изменение шкалы отметок в 5-9 классах. В целом представляется, что привычная пятибалльная система может трансформироваться в наиболее популярную десятибалльную систему. Возможна и органичная корреспонденция десятибалльной шкалы со стобальной шкалой ЕГЭ.
Таким
образом, актуализация содержательной
и эмоциональной педагогической
оценки, сочетание оценки педагога
с самооценкой, взаимооценкой обучающихся,
общественной и экспертной оценками
позволят достичь развивающих и
образовательных целей, которые
учитель ставит перед собой в практической
деятельности.
Информация о работе Размышление о педагогической оценке и школьной отметке