Различные подходы к проблеме психологии отклоняющегося поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен и тем, что требует индивидуального подхода к каждому родителю , работающему с ребенком, необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной психологии, физиологии, превентивной педагогике, социальной педагогике и психологии, юриспруденции.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы проблемы девиантного поведения. 4
1.1.Различные подходы к проблеме управления поведением. 4
1.2.Мотивация поведения и система ценностей личности. 5
1.3. Отклоняющееся поведение. 6

1.3.1. Целеполагание и особенности проявления поведенческих 7
реакций в деятельности.

1.4. Взаимоотношения с родителями. 9


1.5.Реабилитация детей с отклоняющимся поведением. 11

1.5.1.Характеристика различных форм отклоняющегося 11
поведения.
1.5.1.1.Классификация отклоняющегося поведения. 13

1.6. Патологические и непатологические формы отклоняющегося 29
поведения

Вывод 42

Литература.

Работа содержит 1 файл

курсовая псих.откл. поведен..docx

— 83.44 Кб (Скачать)
  • дезадаптация к требованиям школы;
  • дезадаптация к требованиям жизни в семье;
  • дезадаптация к требованиям нормальной сферы общения.

 
     Различают две степени акцентуации  характера: явную и скрытую.  Явная акцентуация отличается  наличием у подростка определенных  постоянных черт характера. С  началом пубертатного возраста  эти особенности характера заостряются  и могут приводить к нарушениям  поведения. Скрытая акцентуация  в привычных для подростка  условиях может не проявляться.  Однако она проявляется ярко  и порой неожиданно под влиянием  факторов среды, в которую попадает  ребенок. Такие подростки всегда  испытывают внутренний дискомфорт, если при них хвалят кого-то  другого, прибегая при этом  к любым средствам морального  унижения "соперника". Их успехи  в учебе определяются тем, ставят  ли их в пример другим. Наиболее  часто отклоняющееся поведение  встречается при следующих ниже  приведенных акцентуациях характера.  
     Подростки с истероидной акцентуацией используют различные формы поведенческих нарушений для привлечения к себе внимания.  
    Главная черта истероидного характера - демонстративность, ненасыщаемая потребность во внимании окружающих, их восхищении и сочувствии, эгоцентризм. С ней связаны другие черты - внушаемость, лживость и кажущаяся эмоциональность. Нередко это выражается в вызывающе развязном поведении в общественных местах, их самооценка необъективна. Как правило, делинквентность носит несерьезный характер. Это прогулы и нежелание учиться, в худшем случае -  мошенничество. Алкоголизм встречается редко; как правило, подростки пьют немного, но любят похвастаться огромным количеством выпитого. Самым сильным потрясением для них является публичное осмеяние их необоснованных претензий, способностей, их истинных возможностей. Это создает непереносимые для них ситуации с развитием острых, демонстративных реакций, нередко с суицидальными демонстрациями. Причем способы самоубийства оказываются или безопасными ( порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки), или расчитанные на быструю помощь и предотвращение (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под машину на глазах у присутствующих).  
     Реакцией эмансипации может быть обусловлен демонстративный поклоноформизм - напоказ выставленное отрицание принятых норм поведения, взглядов и вкусов.  
     Подростки с не устойчивым типом акцентуации с детства отличаются своим непослушанием, непоседливостью, не могут усвоить элементарных правил поведения. Они трусливы, бояться наказаний и легко подчиняются сверстникам с волевыми качествами личности. Глубокой привязанности у них не возникает, к чужим бедам они равнодушны. Такие подростки легко оказываются послушным орудием для лидеров асоциальных групп. Главная черта – неустойчивость поведения, слабоволие. Они тянутся к развлечениям, удовольствию, безделью. Учеба для них в тягость, при безнадзорности забрасывают ее, быстро угасает интерес к школьным занятиям. Вообще, никакой труд для них не привлекателен. Любят гулять, включаются в уличные компании. Если они остаются без пристального внимания воспитателей, то часто, попав в асоциальную группу, вовлекаются в криминальную деятельность.  
     Основная проблема – делинквентность, связанная с желанием развлечься. Характерны кражи, угон мотоциклов, автомашин, хулиганство. В компаниях рано начинают пить (с 12-14 лет). Кроме алкоголизма неустойчивым подросткам свойственно использование других дурманящих средств: в поисках необычных впечатлений они могут прийти к токсикомании или наркомании. Пытаясь избежать неприятностей или просто из стремления к "свободной жизни", часто убегают из дома или интерната.  
     К родителям относятся с равнодушием, безразличием, рассматривают их как источник средств для развлечений. Не способны на преданную дружбу и романтическую влюбленность.  
     При комфорном типе акцентуации основная отличительная особенность - думать и поступать "как все", стараться, чтобы все было, "как у всех". Главная черта этого типа – постоянная, чрезмерная конформность к своему непосредственному окружению. С конформностью связаны некритичность, консерватизм, нелюбовь к новому, отсутствие инициативы.  
     Такие подростки – продукт своей микросреды. В благополучном окружении ничем не выделяются, им несвойственны нарушения поведения. Попав в другую среду, они первоначально тяжело к ней адаптируются, но затем усваивают все ее обычаи, привычки, манеру поведения.  
    Они отказываются от любых проявлений индивидуальных наклонностей и взглядов. Они бояться хоть чем-то отличаться от норм, принятых в их непосредственном окружении. С трудом воспринимают новое, т.к. не могут к нему безболезненно приспособиться. Им очень нелегко привыкнуть к новой обстановке, новым правилам поведения. Конформные подростки дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью в этой группе. Если такой подросток отвергнут привычной для него компанией, это оказывается для него самой сильной психической травмой. Они консервативны во всем, во взрослом состоянии эти качества сглаживаются и даже становятся привлекательными, эти люди не шарахаются из стороны в сторону, а вполне устойчивы к требованиям среды.  
     Главной чертой подростков с эпилептоидной акцентуацией является напряженность потребностей и вязкость, инертность мышления, эмоциональности, других личностных сфер, постоянная, ничем не мотивированная склонность к затяжным периодам злобно-тоскливого настроения. Они сами создают конфликт, чтобы сорвать зло. Никакие усилия, никакая доброжелательность, никакая готовность окружающих пойти навстречу не могут предупредить появление у них периодических взрывов злобного аффекта. Такие аффекты вспыхивают по любому поводу и отличаются продолжительностью, часто сопровождаясь вербальной и физической агрессией. Их привлекает роль диктатора в группе сверстников, в семье. В школе они могут быть угодливы, заискивать перед учителями, но нет гарантии, что внезапно они не проявят грубость и агрессию. Общими чертами этих подростков являются инертность, вязкость, соблюдение собственных интересов и пренебрежение чужими. Скрытая акцентуация эпилептоидного типа проявляется при малейшем конфликте, связанном с ущемлением их интересов, ограничением их возможности проявить деспотическую власть. Наступает состояние злобного аффекта с дезадаптацией личности.  
     Редко приводит к состояниям дезадаптпции психастенический тип акцентуации. Подростки с этим типом характера –прирожденные пессимисты, которые постоянно опасаются чего-то и ждут неприятностей. Принять решение, сделать выбор - самая трудная для них задача. Периодом наибольшего проявления этих характерологических особенностей являются первые классы школы, когда к чувству ответственности предъявляются серьезные требования. Их отличает постоянный мелочный самоанализ, они вновь и вновь проверяют правильность принятых решений. Их тревожная мнительность часто является предметом насмешек в классе. Положительной чертой этих подростков является выполнение ими после долгих колебаний принятых решений.  
     Из других типов акцентуаций следует отметить лабильный тип, который встречается почти у 20% подростков и характеризуется обостренным восприятием окружающего. Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения. Любое замечание, шутка и похвала способны изменить настроение подростка в ту или иную сторону. Недооценка этого воспитателями может спровоцировать развитие бурных реакций дезадаптации и глубокие депрессивные переживания.  
     От сиюмитнуного настроения зависят самочувствие, сон и аппетит, работоспособность, поиски общения или стремление к одиночеству. При плохом настроении будущее представляется серым и унылым, прошлое кажется цепью неудач, ошибок и несправедливостей, а окружающие люди наделяются массой недостатков. Резкий подъем настроения расцвечивает будущее самыми радужными красками, прошлое складывается из приятных воспоминаний и те же самые знакомые оказываются милыми и интересными людьми. Лабильным подросткам свойственны глубокие чувства и привязанности. Они отзывчивы и ценят доброе к себе отношение, участие и заботу. С любящими родственниками их связывает эмоциональная близость, несмотря на мимолетные ссоры. Они становятся преданными друзьями для тех, кто способен им сопереживать.  
     При этом типе акцентуации глубоко переживаются упреки, нотации, осуждения. Самыми тяжелыми ситуациями оказываются утрата близких, вынужденная разлука с ними, отвержение со стороны значимых людей. Возможны острые аффективные реакции, неврозы депрессии.  
     Для гипертимных подростков характерны -общительность, болтливость, склонность к озорству. Всюду, где они появляются - много шума. При поступлении в школу оказываются недисциплинированными, неусидчивыми, легко отвлекаются от занятий. Поэтому, несмотря на свои способности, учатся неровно, их дневники пестрят замечаниями и всеми возможными отметками.  
     В подростковом возрасте их главной чертой становится приподнятое настроение. Оптимизм в сочетании с кипучей энергией и часто обаянием дает основание называть такой характер солнечным. Гипертимные подростки очень общительны, в компаниях оказываются лидерами, "заводилами". Эти подростки плохо переносят одиночество и жесткий контроль со стороны взрослых. Оказавшись в условиях строгого режима, дают вспышки раздражения и гнева, могут оттуда сбежать. В семье борются за самостоятельность; побеги из дома встречаются нечасто, но есть склонность к самовольным отлучкам, более или менее продолжительным. У них легко возникают конфликты не только с родителями, но и с учителями в школе.  
     Из острых подростковых проблем им свойственны -делинквентность и алкоголизация. Оказавшись в неблагоприятной среде, гипертимные подростки становятся участниками или даже вдохновителями групповых правонарушений. Пьют тоже всегда в компаниях с приятелями; могут попробовать и другие дурманящие средства. Для них характерны ранние сексуальные связи.  
     Подростки циклоидного типа в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. В начале или при завершении полового созревания наступает длительное снижение настроения (субдепрессивная фаза). Появляются аппатия, раздражительность, все валится из рук, ощущается упадок сил. Учиться становится труднее, шумные компании сверстников больше не привлекают – бойкие подростки превращаются в унылых домоседов.  
     Обычно состояние меняется через 1-2 недели. Но по мере развития акцентуации периоды подъема, полные общения и наверстывания упущенного в учебе, случаются реже и становятся не такими яркими, как прежде.  
     В периоды подъема циклоидные подростки плохо переносят одиночество, однообразную размеренную жизнь, кропотливую работу. Им свойственны те же проблемы, что и гипертимным.  
     В субдепрессивной фазе тяжело переживаются изменения привычного образа жизни, в частности переход в другую школу. Остро воспринимаются мелкие неприятности и неудачи в учении, неизбежные из-за падения работоспособности. Повышается чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям, а серьезные неудачи и нарекания могут усилить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию. В последнем случае возможны суицидные попытки.  
     Главной чертой астено-невротического типа является повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость проявляется особенно сильно при умственных нагрузках, что сказывается на учебе. Раздражение по малейшему поводу тут же изливается на окружающих – тех, кто оказался рядом; но аффективные вспышки несильны и продолжительны, они легко сменяются раскаянием и слезами. Ипохондричность проявляется в том, что подростки постоянно прислушиваются к своим телесным ощущениям (мальчики чаще всего – к работе сердца), любят проходить обследования и лечиться, охотно укладываются в постель. В их мыслях о будущем центральное место тоже занимают заботы о собственном здоровье.  
     На основе этой акцентуации может начаться невротическое развитие. Ни делинквентность, ни побеги из дома, ни алкоголизация здесь не встречаются.  
     Подростки сензитивного типа с детства пугливы, застенчивы и послушны, это – "домашние" дети. Школа сначала пугает их скопищем сверстников, шумом и драками на переменах, но затем, привыкнув к одному классу, они стремятся остаться в нем, даже когда им досаждают одноклассники. Учатся обычно старательно. Бояться вызовов к доске, контрольных и экзаменов.  
     Главные черты – высокая чувствительность и чувство неполноценности. "Слабым местом" при таком характере оказывается отношение окружающих. Крайне тяжела, иногда непереносима для сензитивных подростков ситуация, в которой они становятся объектом насмешек или подозрений, когда на их репутацию падает хоть малейшая тень. У них рано формируется чувство долга, ответственности, они усваивают моральные нормы поведения и принимают духовные ценности старшего поколения. Высокие этические требования предъявляются и к окружающим и, прежде всего, к самим себе. В себе видят много недостатков, пытаются с ними бороться или их маскировать, их жизнь полна укоров и самобичевания.  
     К родственникам такие подростки сохраняют детскую привязанность, подчиняются их опеке. В семье упреки и наказания вызывают обычно не протест, а угрызения совести, слезы и даже отчаяние. Сверстники их часто пугают грубостью, цинизмом, жестокостью. Они не отгораживаются от подростковой среды, но предпочитают близкого друга большой компании. Им свойственны романтические влюбленности. Однако свои чувства подростки и старшеклассники или скрывают , или выражают так неудачно, что любовь остается безответной. Это еще больше обостряет чувство собственной неполноценности.  
     При этой акцентуации нехарактерны ни алкоголизация, ни любое другое токсиманическое поведение, ни делинквентность. Если сензитивный подросток проявил по отношению к кому-то грубую агрессию, эту отчаянную реакцию нельзя расценивать как хулиганство: ее наверняка вызвала целая серия глубоких обид. Прогулы или отказ ходить в школу тоже всегда бывают вызваны тяжелой для подростка ситуацией в классе – насмешками сверстников, "изводящих" его, или несправедливыми оценками кого-то из учителей.  
     Когда сензитивный подросток попадает в полосу неудач, разочарований или когда ему предъявляются серьезные несправедливые обвинения, появляются депрессивные реакции. Бывают попытки самоубийства.  
     Черты шизоидного типа проявляются раньше, чем особенности всех других характеров. С детства ребенок обращает на себя внимание холодностью, избеганием сверстников, играми в одиночестве. С наступлением полового созревания с особенной яркостью выступают такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать эмоциональные контакты.  
     Внутренний мир подростков богат только при высоком интеллекте, но в любом случае он полон фантазий и увлечений, тщательно скрывается от посторонних. Как правило, духовное одиночество не тяготит их, но чаще они страдают от отсутствия друга, неумения общаться со сверстниками. Их неспособность к общению связана с недостатком интуиции ("Я никогда не знаю, любят меня или ненавидят, если об этом мне прямо не скажут") и отсутствием сопереживания другим. Недоступность внутреннего мира, в который погружены подростки, и их сдержанность в проявлении чувств делают многие их поступки неожиданными и непонятными для окружающих.  
     Алкоголизация среди шизоидных подростков встречается редко, так как опьянение не вызывает у них подъема настроения. Иногда принимаются небольшие дозы спиртных напитков, чтобы "побороть застенчивость", "свободно чувствовать себя в школе". Наиболее острая проблема – использование других дурманящих веществ, усиливающих фантазии, делающих их более красочными и чувственными.  
     Делинквентность нечасто, но встречается, причем правонарушения совершаются в одиночку (хорошо продуманные кражи, сексуальная агрессия и др.).  
    Как уже говорилось, ни один из типов акцентуации характера не является симптомом болезненных расстройств. Смысл выявления акцентуации состоит в том, что позволяет заранее предсказать, в каких ситуациях у подростка возможен психологический срыв.  
     Трудновоспитуемость или микросоциальная запущенность также характеризуется стойким изменением поведения. К микросоциально-педагогической запущенности могут привести различные причины. Среди них большое место занимает воспитание ребенка в семьях примитивных родителей, в условиях эмоционального отвержения ребенка, в конфликтных семьях, воспитание в чужой семье, там, где создаются условия безнадзорности. Поведение педагогически запущенного ребенка изменчиво и находится в тесной зависимости от среды и ситуации. Поведение формируется в силу неправильного педагогического подхода взрослых, несправедливого порицания и приводит к образованию различных реакций протеста, имитации. В основе микросоциальной запущенности лежит социальная незрелость личности. Отсутствие или недостаточная сформированность интеллектуальных интересов, потребность в труде, недостаточность чувства долга, ответственности, искаженное понимание нравственности ведут к отклонениям в поведении, отказу от посещения школы, нежеланию учиться, пренебрежению обязанностями. Микросоциальная педагогическая запущенность и нарушения школьной адаптации могут возникнуть у детей с потенциально сохранными интеллектуальными способностями, но с проявлениями патологии поведения как следствия конституциональных или приобретенных нарушений формирующейся личности и характера. Интеллектуальная недостаточность у этих детей и подростков проявляется в выраженном недостатке объема знаний, представлений, навыков, которые должны быть у ребенка данного возраста. При этом сохраняется способность к обобщению, умению использовать помощь, ориентироваться в повседневной жизни. Педагогическая запущенность сопровождается недоразвитием интеллектуальных интересов, бедным словарным запасом, бедностью эмоциональных реакций, недостаточностью высших потребностей и установок личности. У детей и младших подростков с их недостаточной зрелостью усвоение асоциальных форм поведения при неправильном воспитании может возникнуть и быстро закрепиться как привычка к определенному стереотипу поведения. В отличие от отклоняющегося поведения детей с болезненно измененной психикой, при трудновоспитуемости имеется более выраженная избирательность форм поведения. Педагогически запущенный ребенок проявляет симпатии к избранным, чаще всего сверстникам, и в тоже время может быть груб, циничен, агрессивен со взрослыми. Не характерны для трудновоспитуемых подростков соматовегетативные расстройства, астенические истерические, аффективные колебания настроения.  
     Особо следует сказать о суицидальном поведении. Если в детском возрасте покушения на самоубийство встречаются редко, то в 14-15 лет они стоят в ряду типичных нарушений поведения подросткового периода. Необходимо иметь в виду, что конфликтная ситуация ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, ситуаций, которые порождают чувство безысходности, неразрешимости конфликта, отчаяния и одиночества. Это объясняется неумением предвидеть последствия своих поступков и отсутствием жизненного опыта. У детей и подростков формальные знания о смерти, так как большинство из них не осознают необратимости смерти. Ребенок считает, что можно умереть и наблюдать собственные похороны и раскаяния своих обидчиков. Дети нередко прибегают к наиболее калечащим способам покушения на жизнь и не отдают себе отчета в крайней опасности для жизни даже демонстративно-шантажных попыток или угроз. Поэтому все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные.

                                           

                                                         Вывод    

 Опираясь на представленный  материал, можно сделать общий  вывод: агрессивность, непослушание, девиантное поведение, запаздывание социальной зрелости, неуверенность, робость, неспособность устанавливать прочные эмоциональные контакты – все это как черты личности ребенка формируется вследствие воздействия деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей.  
     Важно также отметить, что стиль взаимоотношений подростка с родителями лишь отчасти обусловлен социальным положением семьи.  
     Сопоставление данных о самоуважении подростков с условиями их семейной жизни показывает, что у тех подростков, которым родители не уделяли внимания и которыми пренебрегали, уровень самоуважения ниже, чем у других.  
      
 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

  Литература  
 
    1. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами.- М., 1983.  
    2. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. О ситуационных реакциях у подростков в суицидологической практике// Журнал неврапоталогии и психиатрии им. С.С.Корсакова.-1985.-№10.  
    3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1986.  
    4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – С.-П.: Питер, 1998.  
    5. Демьянов Ю.Г. Основы пихопрофилактики С.-П.:Паритет, 1999.  
    6. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков.М., 1998.  
    7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М: Просвещение, 1986.  
    8. Игры: обучение, тренинг, досуг/Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.  
    9. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание// Вопросы психологии.- 1992, № 2.  
    10. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 1979.  
    11. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М.: Медицина,1985.  
    12. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Педагогика, 1989.  
    13. Кулагина И.Ю. Личность школьника. М.: Творческий центр, 1999.  
    14. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аддиктивной среде. - М., 1988.  
    15. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1985.  
    16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. – Л.: Медицина,1983.  
    17. Мольц М. Я – это Я, или как стать счастливым, 1994.  
    18. Наш проблемный подросток, С.-Петербург, 1999.  
    19. Осицкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений у учащихся// Вопросы психологии. – 1994.-№3.  
    20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, М.: Владос, 1996.  
    21. Романова О.Л., Иванникова И.В. Опыт применения программы профилактики отклоняющегося поведения для психологической коррекции "трудного класса" // Вопросы психологии.-1994.-№6.  
    22. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.  
    23. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993.  
    24. Руководство практического психолога /под ред. Дубровиной И.В. М.,1995.  
    25. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – Киев,1981.  
    26. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. – М., 2000.  
    27. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998.  
    28. Чижакова Г.И., Новикова Л.А. Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков. –Красноярск,1997.

 


Информация о работе Различные подходы к проблеме психологии отклоняющегося поведения