Раскрытие сущности изодеятельности в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства необходимо раскрыть значение эстетического воспитания, раскрыть формы и задачи развития, дать определение понятия «эстетического воспитания». В научном плане недостаточно полно изучены особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, как средства развития эстетических чувств. Нуждаются в изучении и технологические аспекты данного процесса.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… С. 3-4
Глава Ӏ. Теоретические аспекты изобразительной деятельности, как средства развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
1.1 Сущность эстетического воспитания ………………………………С. 5-6
1.2. Значение и задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.…………………… С.7-12
1.3. Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, как средство развития эстетических чувств.…………………………………………………………………….. С.13-14
Заключение …………………………………………………………….......С.15
Список литературы ……………………………………………………… С. 16-17

Работа содержит 1 файл

Курсовая Изодеятельность.docx

— 44.72 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………… С. 3-4

 

Глава Ӏ. Теоретические аспекты  изобразительной деятельности, как  средства развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного  возраста.

1.1 Сущность эстетического воспитания ………………………………С. 5-6

1.2. Значение и задачи  эстетического воспитания детей  старшего дошкольного возраста.……………………  ……………………………... С.7-12

1.3. Особенности  изобразительной  деятельности детей старшего  дошкольного возраста, как средство  развития эстетических  чувств.…………………………………………………………………….. С.13-14

 

Заключение …………………………………………………………….......С.15                                                                                      

 

Список литературы ……………………………………………………… С. 16-17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время стал актуальным аспект изучения эстетического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста, как важнейшего средства умственного и нравственного  воспитания, а так же формирования отношения к действительности,  то есть как средства формирования всесторонне развитой личности.

О развитии эстетических чувств у детей старшего дошкольного  возраста писали в своих трудах отечественные  и зарубежные педагоги и психологи. Среди них, такие как  Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая, М.Д. Таборидзе и др.

 Многие писатели, педагоги, деятели культуры отмечают (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно там закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст является наиболее важным  этапом развития и воспитания детей. Этот период обуславливается его начальной социализацией, приобщения ребенка к познанию мира вокруг себя. В этом возрасте активизируется любознательность, самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей.

Поэтому  особую актуальность приобретает осознание детьми старшего дошкольного возраста чувства прекрасного, воспитание у них художественного  вкуса, формирование  творческих умений. Призвание эстетического воспитания научить видеть прекрасное вокруг себя.

Изобразительная деятельность является одним из средств развития эстетических чувств детей  старшего дошкольного возраста. Развитием  детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

Тем не менее, аспект изобразительной  деятельности, как средства развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым. Это связано с тем, что стремительно меняются мнения относительно художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология развития эстетических чувств.

Актуальность выбранной  темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому  воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства необходимо раскрыть значение эстетического воспитания, раскрыть формы и задачи развития, дать определение понятия «эстетического воспитания». В  научном плане недостаточно полно изучены особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, как средства развития эстетических чувств.  Нуждаются в изучении и технологические аспекты данного процесса.

В этой работе мы рассмотрим процесс развития эстетических чувств средствами изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – теоретическое  обоснование  изобразительной деятельности, как средства развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного  возраста.

Объект исследования –  процесс развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного  возраста.

Предмет исследования –  процесс продуктивной деятельности эстетического воспитания детей  старшего  дошкольного возраста.

Гипотеза исследования включает в себя ряд предположений: решение проблемы может быть осуществлено на основе системного и акмеологического подходов, которые обладают значительным теоретико-методическим потенциалом для выявления особенностей изобразительной деятельности, как средства развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста, способствуя обновлению форм, методов и содержательных аспектов данного процесса.

В соответствии с целью  и гипотезой определены задачи исследования:

1.  Провести теоретико-методический анализ литературы по теме исследования.

2. Охарактеризовать виды, формы и задачи эстетического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста.

3. Выявить и теоретически  обосновать особенности изобразительной  деятельности детей старшего  дошкольного возраста, как средства развития эстетических чувств.

Курсовая работа состоит  из введения, одной главы, разделенной  на параграфы, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

Глава Ӏ. Теоретические  аспекты изобразительной деятельности, как средства развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного  возраста.

1.1 Сущность эстетического воспитания .

 

   Дети старшего  дошкольного возраста умеют более  осознанно выделять эстетические  качества предметов. Изобразительная  деятельность играет большую  роль в воспитании эстетических  чувств ребенка. Специфика занятий  рисованием предоставляет широкие  возможности для познания прекрасного,  для развития у детей эмоционально-эстетического  отношения к действительности. Изобразительная  деятельность раскрывает перед  ребенком  мир существующей красоты,  окружающей маленьких гениев, формирует  убеждения, влияет на поведение. 

Эстетическое  воспитание, как известно,  берет начало из глубокой древности. В наше время  одной из важнейших задач стала  проблема эстетического воспитания детей, развития личности ребенка, формирования эстетической культуры. В анализируемой  нами литературе имеется множество  различных определений понятия  «эстетическое воспитание».

В кратком словаре по эстетике «эстетическое воспитание» определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование  в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать  прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [8, c.65]. Таким образом, эстетическое воспитание должно помочь выработать у детей старшего дошкольного возраста умения  воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

Б.Т Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты".[14, с.58] Здесь подчеркивается ведущая роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка, как личности. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к искусству, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Влияние эстетических  явлений жизни и искусства на ребенка тем самым эстетически развивают его. Но при этом ребенок не осознает  эстетической сущности предметов, а развитие часто обусловлено стремлением к развлечению и играм, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, идеалах, ценностях. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [14, 98].

В учебнике по дошкольной педагогики, автором которого является З.В. Стадник [18, с.25], эстетическое воспитание определяется как процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знании и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.

Для того чтобы выделить основное положение, говорящее о  сущности эстетического воспитания мы рассмотрели различные определение  этого понятия, и следовательно, выделили основные:

  •   процесс целенаправленного воздействия на ребенка извне, с целью привить любовь к искусству;
  •  формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;
  •  задача эстетического воспитания- формирование эстетических вкусов и идеалов личности;
  •   развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Сущность эстетического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста содержится в приобщении детей  к искусству, к умению преподнести  и раскрыть все прелести окружающей нас действительности. Эта ответственная  задача лежит в руках высококлассных, талантливых, темпераментных и любящих  свою работу педагогов дошкольного  образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Значение и  задачи эстетического воспитания  детей старшего дошкольного возраста 

Как известно все яркие  и необычные предметы  вызывают у детей заинтересованность, чувство  удовольствия. Слово «красивый» очень  рано входит в словарный запас  и в жизнь детей. Искусство, являясь  неотъемлемой частью окружающей действительности, одновременно становится источником их радостных переживаний.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы звуков, красок, линий и содержания. И только когда восприятие становится эмоционально окрашенным, оно является эстетическим.

 Эстетическое восприятие, несомненно, связано с чувствами и переживаниями. Отличительными  особенностями эстетических чувств является душевное волнение, бескорыстная радость, возникающая от встречи с прекрасными предметами и явлениями.

 Взрослые должны организовать  переход  ребенка от восприятия  красоты  к ее пониманию,  формированию эстетических представлений.  Научить оценивать красоту с  разных ее сторон. Это работа  кропотливая, требующая умение  систематически, ненавязчиво пропитать  жизнь ребёнка красотой.

Задачи  эстетического  воспитания дошкольников, исходя из его  цели, представляются двумя этапами.

Первый этап решения задач  направлен на формирование эстетического  отношения детей к окружающей действительности. На этом этапе рассматривается развитие умения видеть красоту в природе, искусстве, поступках, воспитывается художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Второй этап решения  задач решает задачи формирования художественных умений в области разных видов искусств. На данном этапе прослеживается обучение детей рисованию, лепке, конструированию.

 Названные этапы решения   задач дадут положительный результат  лишь тогда, когда будут тесно  взаимодействовать друг с другом.

Основными методами первого  этапа решения задач являются пример взрослого, показ, анализ, наблюдение. Показ, являющийся методом эстетического воспитания, используется при первом знакомстве детей с предметом.

При использовании этих методов  очень важно, чтобы взрослый умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Во втором этапе решения  задач в качестве ведущих методов  требуются практические: показ, объяснение, упражнение, метод поисковых ситуаций.

 Общим принципом отбора методов является  нахождение различных методов и приемов, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, украшать, рисовать, мастерить), а так же участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания на занятиях с детьми.  Они должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Часто дети старшего дошкольного возраста не владеют навыками рисования, они не могут создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительного к детям дошкольного возраста. Потому методы прямого обучения необходимы при показе, обследовании предметов, упражнениях, описаниях предметов и явлений. Следовательно обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество. А творческие задания в обучении являются  развивающими[5, с.34].

Для реализации задач эстетического  воспитания детей дошкольного возраста необходимы следующие условия:

  • Окружающая среда (помещение, игрушки, одежда);
  • Насыщенность быта произведениями искусства;
  • Самостоятельная активная деятельность детей;
  • Осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку, не зависимо от степени вовлеченности.

Информация о работе Раскрытие сущности изодеятельности в процессе обучения