Ранняя диагностика различных аномалий развития речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи в дошкольном возрасте важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная им медико-педагогическая помощь. К группе риска относятся дети первых двух лет жизнь, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом, а часто и медицинском воздействии. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.

Содержание

1. Ранняя диагностика различных аномалий развития речи.
2. Виды речевых нарушений и их причины (Ринолалия)
3. Упражнения (2-3) для развития речевого дыхания.
4. Анализ игр и упражнений по подготовке к обучению грамоте.

Работа содержит 1 файл

моя контрольная по речи.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

«Подуть через трубочку». 
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка. 
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались. 

«Сдуть  снежинку». 
Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка. 
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

 «Вырастим  большими». 
На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

4. Анализ игр  и упражнений по подготовке к обучению грамоте.  

При подготовке к обучению грамоте  важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

Игровой материал по использованию игровых приемов рассматривается в 3 направлениях:

  1. Формирование фонематического анализа и синтеза слов, слогового анализа.
  2. Ознакомление детей с буквами и формирование первоначальных навыков чтения.
  3. Ознакомление со словесным составом предложения. Анализ предложений.

 

1. направление: Формирование фонематического и слогового анализа и синтеза.

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей  ориентировки в звуковой системе  языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Фонематический  анализ и синтез - это  способность  расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков.

В процессе развития элементарных форм фонематического  анализа необходимо учитывать, что  умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, от положения  в слове, а так же от произносительных особенностей звукового ряда.

Ударные гласные узнаются значительно лучше, чем безударные. Они выделяются значительно легче из начала слова, чем из конца и середины.

Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные. Щелевые легче  выделяются из начала слова, а взрывные - из конца.

Исходя из этого  последовательность  овладения звуковым анализом будет следующая:

        • Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.
        • Выделение ударного гласного в начале слова.
        • Анализ звукового ряда из 2 - 3 гласных.
        • Выделение глухого согласного в конце слова, анализ обратного слога.
        • Определение гласного после согласного в середине слова.
        • Выделение первого согласного в слове.
        • Полный звуковой анализ и синтез 3-х звукового слова типа МАК.
        • Выделение гласного звука в конце слова.
        • Полный звуковой анализ двусложного слова.

При формировании сложных форм фонематического анализа  необходимо учитывать принцип поэтапного формирования умственных действий.

  1. Составление предварительного представление о задании (ориентировочная основа будущего действия),
  2. Освоение действия с предметами, это формирование фонематического анализа с опорой на внешние действия: схемы, пустые клеточки, фишки.
  3. Выполнение действий в плане громкой речи. После освоения действий звукового анализа  со схемами, задания выполняются без предметов, но проговаривая слово вслух.
  4. Перенос действий во внутренний план. Проговаривание слова в плане шепотной речи, постепенный переход во внутренний план.
  5. Окончательное становление внутреннего действия.

На этапе выделения звука из ряда звуков, слогов и слов можно использовать следующие игровые приемы по типу "Услышишь звук - подай сигнал":

«Берегись автомобиля» 

Услышав звук (Р), ребенок показывает красный кружок.

«Светофор», «Чуткие ушки»

Ребенок поднимает  соответствующий звуку кружок.

«Кораблик в тумане»

Услышав звук Л, ребенок зажигает фонарик, показывая дорогу кораблю.

«Горшок каши»

Услышав, что  каша кипит (звук Ш), ребенок звонит в колокольчик.

«Поймай комара»

Услышав звук З, ребенок хлопает в ладоши.

«Поймай жука»

Услышав звук Ж, дети хлопают в ладоши.

«Поймай звук в ладошки»

«Подними символ»

«Умная машина», «Умный паровоз», «Умный самолет»

Эти транспортные средства перевозят пассажиров или  грузы с определенным звуком в  названии. Дети должны отобрать соответствующие  картинки.

 

Выделение первого и последнего звука в словах

«Магазин»

Заплатить первым или последним звуком в названии покупки.

«Поймай слово за хвост»

«Я начну, а ты закончи»

«Звукоед» 

Звукоед съел первый (последний) звук в слове, назови какой.

…адуга, …акета, …убаха.

 

Определение места звука в слове.

 «Соберем вещи»

В одну сумку  положим вещи, в названии которых  звук находится в начале слова, в  другую - в середине и в третью - в конце.

 «Разложи вещи»

Уберем одежду в комод, в соответствии с местом расположения звука в слове: в  верхний ящик, в средний и в нижний.

Рубашка, сарафан, свитер.

«Новоселье в зоопарке» 

Расселить животных по клеткам в соответствии с расположением  звука в слове:

Лошадь, волк, осел.

Рысь, корова, бобер.

«Подбери картинки к схеме»

Использование раздаточных карточек

Звуковой  анализ и синтез

«Живые звуки»

Дети, изображающие звуки встают в определенной последовательности

«Разбросаем звуки», «Рассыплем слово  по звукам»

Логопед называет детям слово, а дети называют звуки 

 «Позовем звуки домой»

Первый звук, второй и третий…

«Подбери схему к картинке»

Выставляется  картинка и набор схем. Дети находят  ту схему, которая подходит к данной картинке.

«Подбери картинку к схеме»

Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.

«Кубик»

Каждый из детей  бросают кубик, и подбирает картинку в соответствии с количеством звуков или звуковой схемой.

«Слово рассыпалось», «Поймай звуки»

Логопед называет, «бросает» звуки, а дети составляют слово и называют его.

 «Прочитай» слово по первым  звукам картинок»

Логопед предлагает детям ряд картинок, определив первый звук в названии картинок можно составить слово.

«Цепочка звуков»

Дети стоят  в кругу. Логопед называет слово, а дети, передавая мяч, называют звуки  по порядку,  ребенок назвавший  последний звук в слове поднимает  мяч и отдает ведущему.

«Волшебные часы»

«Слово рассыпалось»

Логопед называет звуки в разбивку. Дети составляют слово из предложенных звуков.

Слоговой  анализ.

«Слогоцветик»

Дети собирают цветок, в соответствии с количеством  слогов в слове.

«Магазин»

Чтобы купить товар, дети должны заплатить такое количество «монет», сколько слогов названии этого предмета.

«Поезд»- Рассадить пассажиров  в соответствии с количеством слогов в слове.

«Собираем урожай»

В одну корзину  положим овощи, в названии которых  два слога, а в другую - три слога. Свеклу, салат, морковь, горох,  а в другую - баклажан, картошка, помидор.

«Картинки-половинки»

Перед ребенком на столе лежат разрезанные на половину картинки, с изображением предметов с названиями состоящими из 2 слогов. Логопед называет первый слог и показывает на картинку, ребенок находит вторую половинку и произносит второй слог. Ребенок повторяет слово, показывая на каждую часть, называя количество слогов.

2 направление:  Знакомство с буквами, первоначальные навыки чтения.

В процессе работы над звуками происходит формирование звукобуквенных связей и  закрепляется графический образ буквы.

«Подними букву»

Эту игру используют для закрепления звукобуквенных связей.

Услышав слово  с соответствующим звуком, дети поднимают  букву.

 «Сложи букву»

Конструирование буквы из элементов, из различных  материалов, составление разрезного изображения. Для закрепления зрительного  образа составление буквы можно  предложить по образцу и по памяти.

«Чудесный мешочек»

Используются  пластмассовые буквы. Дети узнают их на ощупь.

«Отгадай по описанию» 

Две палочки, наверху  перекладина. (П)

Три палочки, внизу  перекладина, справа хвостик. - Щ

Палочка в середине - по бокам полуовалы - Ф.

Палочка - посередине вверху перекладина - Т

«Слово рассыпалось»

Дети оставляют  слово из предложенных букв разрезной азбуки: Р, К, А.

«Замени букву»

Преобразование  слов.

МАК - БАК - ЛАК - ЛУК - СУК - СОК 

«Волшебные тучки»

«Путешествие по морю»

Дети учатся сливать слоги, сначала обратные, затем прямые.

«Разложи предметы по величине»

При составлении слов из букв, дети выполняют задания, опираясь  на размер предмета с изображенной на нем буквой. Детям предлагаются плоскостные фигуры, на которых располагаются буквы. Разложив их по величине, можно будет прочитать слово.

«Путаница»

Дети выделяют начальные звуки в названиях предложенных картинок, вписать буквы в соответствующие клетки и прочитать полученное слово.

3 направление:  Анализ предложений.

Работу над  предложением следует проводить  в два этапа.  Сначала дети учатся вычленять предложений из текста и подсчитывать их количество. Затем детей знакомят со словесным составом предложения.

На этапе анализа предложений 

«Живые слова»

Слова изображают дети, им предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения.

«Подружим слова»

Дети восстанавливают  грамматическую форму слов в предложении.Мама, завязывать, девочка, бант

«Разбери завал»

Дети разбирают  «бревнышки». На каждом бревнышке деформированное  предложение, правильность которого дети восстанавливают.

«Исправь ошибки Незнайки»

Дети вставляют  пропущенный или неправильно  вставленный  предлог.

«Подбери предложение к схеме»

«Исправь  ошибку» 

Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении  предложения. Правильно ли Незнайка записал предложение? Согласны ли вы с ним?

«Какое слово убежало?»

На доске  схема предложения совместно  составленная детьми. Дети закрывают  глаза, логопед убирает одну полоску  на схеме предложения. Дети называют слово.

«Волшебный кубик»

На гранях кубика схематическое изображение предлога. Бросив кубик, дети составляют предложение с соответствующим предлогом.

Игра для  ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая  ситуация требует от каждого, включенного  в нее, определенной способности  к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Педагог, работающий с детьми с нарушениями речи, должен заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать  ее  с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых приемов в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками с нарушениями речи и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.

 

Упражнения  по совершенствованию навыков звукового  анализа    и  обучению грамоте.

Упражнение №1

 

Содержание: произнести слова по одному, выделяя голосом звук У, затем определить — в конце или в начале слова слышится этот звук. При затруднениях использовать зрительную опору в виде схем, которые позволяют детям наглядно представить позицию звука в слове, а также быстрее запомнить изучаемую букву.

 

Примечание: 3 части прямоугольника обозначают начало, середину и конец слова, количество звуков в котором может быть любым.

 

Утка, усы, отойду, зову, удочка, указка, узор, утренник, удав, крашу, прошу, пляшу, удар, укротитель, удобный, кричу, урожай, улетел, уплыл, ускакать, слышу, поверну,

 


    

 

Упражнение №2

 

Содержание: проговорить слова, выделяя голосом звук А, затем определить — в начале слова или в конце слышится этот звук и показать соответствующую схему. (Взрослый контролирует осознанность выбора ребёнком позиции звука).

 

Август, альбом, стена, крыша, река, кошка, абрикос, адрес, апрель, арбуз, вышла, труба, бочка, Айболит, аист, дочка, кочка, мышка, астры, крышка, печка, рыба.

 

В заключении упражнения ребенку предлагается самостоятельно назвать по 5 слов со звуком А в начале и в конце.

Информация о работе Ранняя диагностика различных аномалий развития речи