Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:56, контрольная работа
Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи в дошкольном возрасте важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная им медико-педагогическая помощь. К группе риска относятся дети первых двух лет жизнь, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом, а часто и медицинском воздействии. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.
1. Ранняя диагностика различных аномалий развития речи.
2. Виды речевых нарушений и их причины (Ринолалия)
3. Упражнения (2-3) для развития речевого дыхания.
4. Анализ игр и упражнений по подготовке к обучению грамоте.
1. Ранняя
диагностика различных
Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи в дошкольном возрасте важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная им медико-педагогическая помощь. К группе риска относятся дети первых двух лет жизнь, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом, а часто и медицинском воздействии. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.
Тяжелые формы общего
недоразвития речи обычно возникают на
фоне органического поражения центральной
нервной системы, то первой важной задачей
врача является диагностика не только
тяжелых, но и более легких форм повреждений
мозга. Особое внимание обращается на
детей, родившихся от матерей с неблагоприятным
акушерским анамнезом, перенесших асфиксию,
родовую травму, длительную желтуху, а
также на недоношенных, маловесных и незрелых
при рождении детей. При осмотре детей
группы риска уже в первые месяцы жизни.
У них можно обнаружить признаки отставания
психомоторного развития, общее беспокойство,
нарушения сна, соматическую ослабленность.
В настоящее время разработаны критерии
диагностики нарушений психомоторного
развития детей первого года жизни.
В целях предупреждения общего недоразвития
речи необходимо. Разработать рекомендации
для родителей детей, относящихся к группе
риска, а также детей с различными отклонениями
в физическом или психическом развитии.
Матери следует знать о влиянии эмоционального
общения с ребенком на становление его
речи. Кроме того, логопед и психолог должны
обучить мать основным приемам работы
по стимулированию психического развития
ребенка.
Ранняя
диагностика отклонений довербального
и вербального поведения
I стадия, длящаяся
от рождения до 8 недель (2 месяца) - характеризуется
рефлекторным криком и рефлекторными
звуками. Звуки сопровождают в основном
соматические реакции ребенка. В крике
преобладают гласноподобные звуки, имеющие
носовой оттенок. Иногда звуки крика как
бы очень приближенно напоминают согласные
г, к, н, но, так как эти звуки носят рефлекторный
характер, они не рассматриваются как
предшественники фонем.
Оценка крика ребенка имеет важное диагностическое
значение. У здорового новорожденного
крик громкий, чистый, с коротким вдохом
и удлиненным выдохом. У детей с органическим
поражением центральной нервной системы,
у которых в дальнейшем выявляются расстройства
речи, крик может быть пронзительным или
очень тихим, в виде отдельных всхлипываний
или вскрикиваний, которые ребенок обычно
производит на вдохе, или может отсутствовать
вообще.
II стадия характеризуется качественным
изменением крика, появлением гуления
и смеха. Ее продолжительность от 8 до 20
недель (2—5 месяцев). С 3 месяцев начинается
развитие интонационной характеристики
крика: крик видоизменяется в зависимости
от состояния ребенка. Ребенок по-разному
сигнализирует матери о болевом ощущении,
чувстве голода, дискомфорте в связи с
мокрыми пеленками и т.д. У детей с органическим
поражением центральной нервной системы
крик обычно остается однообразным, без
интонационной выразительности. Начиная
с 12 недель у большинства здоровых детей
частота крика снижается, исчезают примитивные
звуки кряхтения и т. п., появляется начальное
гуление („гуканье"). Звуки гуления
возникают на улыбку и разговор взрослого
с ребенком, т. е. на этой стадии осуществляется
переход от рефлекторных звуков к коммуникативным.
Подтверждением этому является то, что
ребенок активнее гулит в присутствии
взрослых. К 6—8 неделям появляется „социальная"
улыбка, которая пока еще недифференцирована
и адресована всем лицам, общающимся с
ребенком. В гулении преобладают гласные
звуки, но к концу II стадии появляются
и редуцированные согласные. Звуки гуления
произносятся на выдохе, т. е. гуление представляет
собой своеобразную тренировку речевого
дыхания. Гуление обычно выступает в качестве
составляющего элемента комплекса оживления.
В период гуления интенсивно развивается
интонационная система языка, звуки, в
него входящие, начинают постепенно приближаться
к стандартным фонемам. На этой же стадии
появляется и первый смех — повизгивание
в ответ на эмоциональное общение с окружающими
взрослыми, к 16 неделям смех становится
продолжительным.
Симптомами риска речевых нарушений у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы на этой стадии являются отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления; однообразные, редкие и тихие звуки гуления, сопровождаемые хаотическими движениями в конечностях; отсутствие смеха; преобладание назализованных звуков крика. Основным приемом коррекционной работы, направленной на предупреждение нарушений речевого развития на первых двух стадиях, является нормализация процесса кормления. Несмотря на трудности кормления грудью некоторых детей с органическим поражением мозга, рекомендуется не отрывать их от груди, а помогать им в захватывании соска и тем самым тренировать у них функцию сосания. В этих условиях создаются необходимые артикуляционные предпосылки для произнесения звуков. Наряду с нормализацией кормления следует развивать у ребенка потребность в общении со взрослыми, формировать зрительную фиксацию и способность следить за движущимся предметом, слуховое внимание и умение локализовать звук в пространстве.
Особая роль отводится занятиям по активизации голосовых реакций, которые следует проводить через 20—30 минут после пробуждения. Перед занятиями необходимо создать у ребенка эмоционально-положительный настрой. При проведении занятий большое значение имеет разговор с ребенком. Например, можно несколько раз эмоционально, с изменением громкости и высоты голоса, повторить имя ребенка или короткие рифмованные строки.
III стадия характеризуется появлением
лепета. Ее длительность от 16—20 до 30 недель
(4—7,5 месяца). На этой стадии отмечается
постепенное исчезновение цепочек гласных
звуков и возвращение к произношению однослоговых
сегментов, в которых постепенно удлиняются
звуки, похожие на гласные или согласные.
Согласные звуки начинают все больше продуцироваться
в передних отделах полости рта. Ротовая
полость к этому времени увеличивается
в объеме, что создает благоприятные условия
для более разнообразных движений языка.
К концу этой стадии ребенку доступны
разнообразные Звуковые комплексы с длительным
произнесением отдельных их сегментов,
в которых постепенно появляются еще нечетко
артикулируемые слоги с окончаниями на
гласных звуках.
К 5—6 месяцам здоровый ребенок начинает
произносить сочетания губных и язычных
согласных с гласными (бааа, мааа, тааа,
лааа]. К этому возрасту появляется первый
слог ба или лад, это Начало лепета, представляющего
собой повторное произнесение Необходимо
подчеркнуть, что все мероприятия по предупреждению
отставания речевого развития носят комплексный
характер и обязательно включают в себя
общую стимуляцию психомоторного развития,
а при необходимости — и специальное лечение.
Ранняя диагностика нарушений речевого
развития — основа эффективности лечебно-педагогических
профилактических мероприятий. При оценке
доречевого развития с выявлением симптомов
риска на каждом этапе важное значение
имеет определение степени отставания
в овладении речью.
2. Виды речевых нарушений и их причины (Ринолалия)
Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Нарушения устной речи
Нарушения письменной речи
Психолого-педагогическая классификация
Нарушения речи
в данной классификации подразделяются
на две группы: нарушения средств
общения и нарушения в
Нарушения средств общения
Нарушения в применении средств общения
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды.
Выделяют следующие причины речевой патологии.
1. Внутриутробная
патология (тяжелый токсикоз
2. Патология
во время родов (родовая
3. Различные
заболевания в первые годы
жизни ребенка — вирусные, инфекционные,
соматические, что приводит к
ослаблению или замедлению
4. Наследственные
факторы имеют определенное
5. Различные
неблагоприятные влияния
Каждая из названных
причин, а нередко и их сочетание
могут вызвать нарушения
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, т.к. ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Ринолалия
В зависимости
от причины возникновения может
быть органической (механической)
и функциональной; врожденной и приобретенной.
Открытая ринолалия —
патологическое изменение тембра голоса
и искаженное произношение звуков речи,
возникающее, когда мягкое небо при произнесении
звуков сильно отстает от задней стенки
глотки, оставляя значительную щель (укорочение
мягкого неба) или при механических дефектах
твердого и мягкого неба, когда значительная
часть воздуха попадает в носовую полость.
Открытая ринолалия может быть органической (механической)
и функциональной.
Органическая (механическая) ринолалия
бывает врожденной или приобретенной.
Наиболее частой причиной врожденной
открытой ринолалии является врожденное
расщепление мягкого или твердого неба,
укорочение мягкого неба.
Приобретенная открытая ринолалия может
возникнуть при перфорации твердого или
мягкого неба, при рубцовых изменениях,
парезах и параличах мягкого неба.
Открытая функциональная ринолалия чаще
всего обусловлена гипокинезом мягкого
неба.
Одна из функциональных форм — «привычная»
открытая ринолалия. Она наблюдается часто
после удаления аденоидных разращений
или, реже, в результате постдифтерийного
пареза, из-за длительного ограничения
подвижности мягкого неба.
Закрытая ринолалия обусловлена
направленностью речевого выдоха только
через рот при всех звуках, в результате
чего страдает артикуляционная и акустическая
характеристика носовых звуков м, н, м’,
н’ и тембр голоса.
Различают две формы закрытой ринолалии:
органическую (механиче-скую) и функциональную.
При органической (механической) форме
речевое нарушение связано с анатомическими
дефектами областей зева, носа, носоглотки
(аденоиды, по-липы, искривление носовой
перегородки).
При функциональной форме наблюдается
гиперфункция мягкого неба: мягкое небо
всегда приподнято и преграждает в той
или иной степени путь воздушной струе
в нос.
Смешанная ринолалия —
состояние, когда при носовой непроходимости
имеется также недостаточный небно-глоточный
затвор. На произношение это отражается
понижением носового резонанса, главным
образом для носовых фонем, при одновременном
искажении остальных фонем, тембр которых
становится как при открытой ринолалии.
Смешанная ринолалия может быть органической
(механической) или функциональной.
Наиболее распространенной формой ринолалии
является органическая (механическая)
открытая ринолалия, возникающая при врожденном
дефекте твердого и мягкого неба — расщелине.
Ринолалия при расщелинах неба характеризуется
своеобразным комплексом симптомов:
Основным проявлением
открытой механической ринолалии является
патологическое изменение тембра голоса,
который оказывается избыточно назализованным
и искаженное произнесение всех звуков
речи. Нарушение звукопроизношения обусловлено
нарушением артикуляционной моторики,
патологической позой языка, нарушением
речевого дыхания, деформацией зубо-челюстной
системы.
Хотя в структуре речевой деятельности
при открытой ринолалии ведущим является
нарушение фонетических и просодических
элементов речи, однако в ряде случаев
первичное нарушение накладывает отпечаток
на формирование других компонентов речи,
т. е. приводит к общему недоразвитию речи.
Обусловленность общего недоразвития
речи у детей различна: сужение социальных
и речевых контактов из-за грубого нарушения
артикуляции звуков, позднее ее начало,
осложненность дефекта проявлениями дизартрии
или алалии, снижение слуха и т. д.
По состоянию психического развития дети
с расщелинами составляют весьма разнородную
группу: дети с нормальным психическим
развитием, с задержкой умственного развития,
с олигофренией (разной степени выраженности).
У некоторых детей имеются отдельные неврологические
микрознаки: нистагм, легкая асимметрия
глазных щелей, носогубных складок, повышение
сухожильных и перистальных рефлексов.
Кроме того, частые отиты, нередко принимающие
хроническое течение, служат причиной
понижения слуха.
В ряде случаев ринолалия отрицательно
влияет не только на формирование личности
ребенка, но и на формирование высших уровней
познавательной деятельности.
Ринолалия, обусловленная врожденными
расщелинами губы и неба, представляет
собой серьезную проблему для различных
отраслей медицины и логопедии. Она является
предметом внимания хирургов-стоматологов,
ортодонтов, детских оториноларингологов,
психоневрологов и логопедов.
3. Упражнения для развития речевого дыхания.
Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
«Загнать
мяч в ворота».
Цель: вырабатывать
длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно
дуть на ватный шарик, лежащий на столе,
пытаясь загнать его в «ворота» между
двумя кубиками. Загонять шарик следует
на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная
струя была прерывистой. Следить, чтобы
щеки не надувались; для этого их можно
слегка прижать ладонями.
Информация о работе Ранняя диагностика различных аномалий развития речи