Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:43, реферат
Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.
Если мы сравним функции, выполняемые классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом, то они во многом сходны. Различие заключается лишь в объеме реализации. В отличие от классных руководителей, даже освобожденных, которые практически всегда имеют в школе учебную нагрузку, у социального педагога и школьного психолога на первом месте не обучающая и не образовательная функция.
Классный руководитель является связующим звеном между учащимся, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.
Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Остановимся на том, какой же информацией о ребенке и классе в большей степени владеют специалисты.
Социальные педагоги обладают большей, чем классный руководитель, информацией о жизни ребят вне школы, порой являющейся мощным фактором, влияющим на ребенка и объясняющим его поведение и поступки в школе и дома. Причем социальный педагог не только выдает информацию о жизнедеятельности ребенка вне стен школы, но может продолжить в микрорайоне начатую в школе работу с конкретным учеником. Он предоставляет классным руководителям социальный «портрет» микрорайона, изучает его педагогический потенциал. Социальный педагог может включить в этот «портрет» и положение семей в данном микрорайоне, что позволит более эффективно планировать взаимодействие с семьей в ходе воспитательного процесса в школе.
Психолог на более высоком профессиональном уровне владеет методами продуцирующей диагностики. Классный руководитель может успешно справиться с задачей изучения учащихся и коллектива класса, но более широкую и полную информацию о ребенке, его адаптации в классе, взаимоотношениях детей, проблемах класса и, соответственно, оказание психологической помощи может дать только психолог.
Взаимодействуя с классным руководителем и отвечая на его запрос, он выделяет приоритетные сферы психологического контроля, комплектует пакет диагностического минимума для каждой возрастной группы, выделяет круг проблем.
Круг этих проблем затрагивает практически все стороны школьной жизни. Это трудности в усвоении программы, сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями, в том числе конфликтного характера, вопросы, связанные с адаптацией детей, особенно новичков, в школе и классе, эмоциональные и личностные нарушения учеников, становящиеся причинами школьных неудач; это также задачи, касающиеся выявления и развития интересов, склонностей, потенциальных способностей учащихся.
Анализируя опыт взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов в школах, мы считаем возможным выделить следующие общие проблемы, решаемые классными руководителями и специалистами:
—организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;
— выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей — с другой.
— своевременное решение
— оказание социальной помощи и поддержки учащихся;
— способствование реализации прав и свобод детей и подростков, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;
— обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;
— развитие демократических основ жизни детских коллективов;
— поддержание партнерских
— взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве: с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации;
— участие в разработке социально-образовательных программ школы.
Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы. Таковыми, на наш взгляд, могут являться: совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психологической и психологической диагностики как отдельных учащихся, так и класса в целом; проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей; совместное проведение родительских собраний; посещение социальным педагогом и школьным психологом учебных занятий и наблюдения за учащимися на уроке, за чем следует коллективный анализ информации, полученной специалистами и классным руководителем; проведение совместных мероприятий для учащихся и т. д.
Таким образом, говоря о взаимодействии классного руководителя, социального педагога и психолога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирования его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем учащегося, его семьи и классного коллектива.
Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание — та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя, социального педагога и психолога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.
Список литературы
1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М., 1978. – 271 с.
2. Болдырев Н.И.
Методика работы классного
3. Вульфов Б.З.
делать маленькое дело с
4. Ганекин Ш.И. Классный наставник и его воспитательная работа // Классный руководитель: сборник статей. – 1939. – 109 с.
5. Дружинин И.Н. Заботы и радости классного руководителя. – М., 1978. – 262 с.
6. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Пед. соч., том 3. – М., 1965. – 312 с.
7. Концепция деятельности классного руководителя школ Ярославской области // Ярославский педагогический вестник. – 1997. – № 3.
8. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. – 256 с.
9. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. Том V. – М., 1978. – 265 с.
10. Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания. Соч. Том VI. – М., 1982. – 280 с.
11. Педагогическая практика. Методические рекомендации для студентов и преподавателей. Вып. 2. – Пенза: ПГПУ, 2000. – 46 с.
12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов. – М., 2000. Кн. 2. Процесс воспитания. – 340 с.
13. Рожков М.И. и др. Индивидуальный стиль деятельности учителя: Диагностика и формирование. Методические рекомендации. – Ярославль, 1995. – 280 с.
14. Рожков М.И. и др. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2001. – 256 с.
15. Степанов Е. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2003. – № 7.
16. Тимофеева И. Школьный консилиум // Воспитание школьников. – 2002. – № 2.
17. Шереги Ф.Э. Хорчева В.Г. Сериков В.В. Социология образования. – М., 1997. – 330 с.
Костанайский государственный педагогический институт
Реферат
Тема: Работа классного руководителя
с учителями-предметниками и
Выполнила: Абиева А. 26 АР
Проверила: Сеитова Р.С.
2013 год