Работа классного руководителя с учителями-предметниками и школьными специалистами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:43, реферат

Описание работы

Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.

Работа содержит 1 файл

срсп№8.docx

— 33.91 Кб (Скачать)

 

 Взаимодействие  классного руководителя с учителями-предметниками

Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического  процесса в классе. В работе с  ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие  образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.

Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности  действий педагогов, работающих с учениками  конкретного класса.

Каждый педагог  заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который  можно повысить, если объединить ил скоординировать свои усилия с действиями коллег. Центром этой координации  и организации учебно-воспитательного  процесса является классный руководитель, который во взаимодействии с учителями-предметниками  решает следующие задачи:

- изучение личностных  особенностей педагогов, их возможностей  в организации воспитательной  работы с детьми;

- изучение особенностей  преподавательской деятельности  учителя его контактов, отношений  с детьми;

- регулирование  отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между  педагогами и родителями;

- определение общих  целей, организация совместной  деятельности по их достижению;

- педагогически  целесообразное использование возможностей  педагогов в организации воспитательной  работы с детьми и родителями.

Классный руководитель организует работу всех учителей по обоснованию  общих целей и задач в работе с ученическим коллективном и  отдельными учащимися, определению  путей, основных педагогических средств, обеспечивающих достижение намеченного, привлекает учителей класса к внеучебной воспитательной работе, координирует действия педагогов в проведении учебных занятий, в работе с коллективом и отдельными учащимися.

Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:

- взаимная информированность  о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах  учебно-воспитательного процесса;

- взаимопомощь, взаимная  поддержка в решении сложных  проблем;

- заинтересованность  в успешной работе класса и  каждого ученика;

- совместный поиск  путей решения педагогических  проблем, совместные усилия, совместная  работа по реализации намеченных  задач;

- совместный анализ  проведенной работы, решаемых педагогических  проблем, полученных результатов;

- совместное определение  перспектив в работе классным  коллективом, отдельными учащимися.

На первый взгляд реализация всех этих совместных действий может показаться нереальной, однако многое осуществляется классным руководителем  и учителями в повседневном общении  и требует наибольших затрат времени, окупающихся значительным повышением качества педагогической работы. При  этом обе стороны, помогая, друг другу, помогают и себе.

Классный руководитель организует изучение учащихся их образовательных  возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с учителями он может составлять и оформлять различные диагностические  карты. Оценка ряда учебных способностей у детей осуществляется родителями, детьми и учителями. В этом случае важно сопоставить, проанализировать различные данные, ознакомить педагогов  с результатами. С одной стороны, классный руководитель использует различную  информацию, которую получает о детях  от учителей, в своей деятельности, учитывает ее при организации  воспитательной работы; с другой –  обогащает представления учителей о ребенке, предлагая им неизвестные данные, которые могут отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.

Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для  изучения детей и коллектива, эффективности  воспитательного процесса, т.к. учителя  могут дополнить их содержания, имея свои проблемы в работе с классом. Было бы правильным согласовывать с  учителями весь процесс педагогической диагностики, тем более что некоторые  вопросы могут и должны касаться учебного процесса, повышения его  эффективности учителями и их отношений с детьми, преподавания отдельных предметов.

Классный руководитель знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками  поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной  деятельности, его самореализацию на уроке и во внеурочное время.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его  трудностях и достижениях, об изменении  ситуации в семье. В случае затруднении, связанных с обучением, стремится  привлечь учителей к обсуждению путей  преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с  особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способностями педагогического  влияния на них.

Классный руководитель регулирует отношение учителей и  родителей ребенка. Он информирует  педагогов о состоянии воспитанника, особенностях семьи, организует встречи  родителей с учителями-предметниками  с целью обмена информацией, оказания помощи родителям в организации  домашней работы с учащимися.

Особенно важно  привлечь учителей к целеполаганию, планированию воспитательной работы в  классе. Классный руководитель на этапе  перспективного планирования, поиска идей и конкретных форм их реализации предлагает учителям ответить на следующие вопросы.

1. Какие проблемы  в классе требуют первоочередного  решения?

2. Какие мероприятия  целесообразно провести с целью  решения этих проблем?

3. Какие дела, формы  работы могут быть организованы  с вашим участием?

4. Какая внеурочная  работа по вашему предмету  может быть проведена с учащимися?

5. Какие проблемы  целесообразно обсудить с родителями  детей?

Материалы, полученные в процессе обсуждения этих вопросов, классный руководитель использует при  коллективном планировании, стремится  согласовывать предложения учителей с детскими интересами, ненавязчиво  привлечь внимание учащихся к предложениям педагогов. Было бы замечательно, если бы учителя класса приняли участие  вместе со школьниками в коллективном планировании.

Когда составлен  план работы ученического и родительского  коллективов, классный руководитель предлагает учителям найти возможности, формы  участия, в реализации намеченного, определить дела, которые будут проводиться  с привлечением педагогов класса. Это могут быть познавательные мероприятия, общественные смотры знаний, родительские собрания и лектории.

Каждый период совместной работы (совместное мероприятие, четверть, учебный год) завершается подведением  итогов и анализом. Особенно полезно  привлечь учителей к коллективному  анализу в классе.

Классный руководитель изучает стиль, основные методы и  приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку  ребенку, установить сотруднические отношения  с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, поставленные проблемы.

Особое внимание необходимо уделить новым педагогам, которых важно познакомить с  особенностями классного коллектива, отдельных учеников, требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем к  педагогам класса.

Какие могут быть формы взаимодействия классного  руководителя и учителей-предметников?

К формам совместной работы могут быть отнесены различные  конкурсы по предметам.

Учитель заинтересован  в развитии интереса к предмету, поднятии его престижа, поэтому проведения мероприятий в интересной и увлекательной  во внеучебное время с участием педагога-предметника будет способствовать решению образовательных и воспитательных задач. Осуществлял совместную работу, классный руководитель и учитель должны четко обозначить свои функции, распределить обязанности, договориться о единых требованиях. Учитель помогает отобрать содержание материала и определяет роль каждого учащегося в зависимости от его интереса к предмету и способностей. Классный руководитель обеспечивает привлечение учащихся к планированию мероприятия, организует подготовительную работу, совместно с учителем контролирует ход подготовки. Педагоги помогают каждому найти свое место в коллективной работе.

Покажем организацию  совместной работы классного руководителя при проведении общественного смотра знаний, суть которого в следующем.

Общественный смотр  знаний проводится по наиболее важной основополагающей теме. Задачи смотра: систематизировать знания, добиться более глубокого, прочного усвоения материала всеми учащимися; развить  навыки коллективной работы; повысить ответственность не только за собственные  знания, но и за успехи в учебе  своих товарищей, всего коллектива.

Подготовка смотра включает создание групп (звеньев, бригад) во главе с руководителем (консультантом), составление вопросов, заданий, которые  сообщаются за 7-10 дней до смотра; приглашение  гостей, родителей, выборы жюри, оформление кабинета, составление групповых  и индивидуальных заданий. К подготовке и проведению смотра в младших и средних классах в качестве руководителей групп могут привлекаться старшеклассники. В практике используются различные формы проведения смотра. По очереди каждая группа групповые и индивидуальные задания, остальные участвуют в обсуждении ее работы, либо смотр проводится в виде путешествия, движения по станциям, где группа за каждый вид работы получают оценку. Возможны самооценка и взаимооценка внутри микроколлективов, которые фиксируются на специально оформленных местах учета знаний.

Педагоги могут  распределить работу по подготовке и  проведению этого мероприятия, следующим  образом. Классный руководитель помогает сформировать группы, спланировать их подготовку, обеспечивает приглашение  родителей и гостей, участвует  в работе жюри. Учитель готовит  руководителей групп к работе, составляет задания, сам смотр. Оба  педагога по ходу подготовки регулируют отношения между детьми.

В завершении оба  педагога организуют подведение итогов, анализируя решение образовательных  и воспитательных задач, определяют способы закрепления положительного опыта детей и решения выявленных проблем.

Познавательные  дела могут быть организованы с участием многих учителей класса.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к  работе с родителями, способствует формированию уважительных доверительных  отношений между ними. Этому могут  способствовать вечера вопросов и ответов, совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях. Чаще всего  учителя приходят на собрание, чтобы  высказать свои требования, познакомить  с особенностями программы, предложить возможные способы оказания помощи детям по изучению предмета. Однако более продуктивным было бы совместное выявление проблем, трудностей обучения детей и совместный поиск путей решения этих проблем, преодоления трудностей.

Классный руководитель обеспечивает взаимодействие родителей  и педагогов для решения учебных  проблем детей. Взаимодействие классного  руководителя с учителями-предметниками  имеет особо важное значение в определении позиций и требований к конкретным ученикам. В школе № 66 г. Ярославля это выражается в составлении программ индивидуального развития учащихся, в которых отражены задачи в работе с ребенком, реальные и перспективные показатели его индивидуальных особенностей, характеристик, перечень конкретных действий, обеспечивающих успешность его развития.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и  способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получает информацию о  его психическом, физическом, умственном развитии, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем распределяют функции в работе с ребенком. Так, например, в ряде школ в завершении четверти проводится педагогический консилиум с участием всех учителей по оказанию педагогической поддержки учащимся, которые испытывают трудности в учебе общении со сверстниками; осуществляется анализ этих трудностей, определяются способы коррекции деятельности педагогов по отношению к каждому ученику, намечается программа действий по реабилитации подростков, определяется роль каждого учителя, особенно тех, кто имеет особое личное влияние на ребенка.

Полезно организовать посещение учебных занятий с  последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному  ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

Основной формой работы с учителями-предметниками  являются индивидуальные беседы. Они  должны быть спланированы так, чтобы  не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы. В ряде случаев бывает необходимо организовать индивидуальную консультацию учителя со специалистами.

Формы взаимодействия классного руководителя с учителями  могут быть самыми разнообразными. Многое зависит от личных контактов, заинтересованности в успехе обеих  взаимодействующих сторон. 

Взаимодействие  классного руководителя с психологом и социальным педагогом 

 
    

Необходимость обсуждения вопроса, касающегося взаимодействия классного руководителя, социального педагога и школьного психолога, обусловлена прежде всего тем, что их работа связана с самим ее объектом — это человек, учащийся, воспитанник в социальной среде.    

Информация о работе Работа классного руководителя с учителями-предметниками и школьными специалистами