Пути повышения воспитательно-образовательной роли прогулок в дошкольном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступ¬ным средством закаливания детского организ¬ма. Она способствует повышению его выносливости и устойчи¬вости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Содержание

1. Значение прогулок, как средства воспитания детей………………………3
2. Время прогулок в режиме дня………………………………………………5
3. Участок детского сада и его оборудование………………………………..6
4. Подготовка к прогулке. Содержание деятельности детей на прогулке….7
5. Целевые прогулки и их значение ……………………………………………10
Задание…………………………………………………………………………...11
Список использованной литературы…………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

Прогулка.doc

— 64.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

по курсу 

«ДОШКОЛЬНАЯ  ПЕДАГОГИКА» 

тема  №6 

«Пути повышения воспитательно-образовательной  роли прогулок в дошкольном учреждении» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Советский 

План 

1. Значение  прогулок, как средства воспитания  детей………………………3

2. Время  прогулок в режиме дня………………………………………………5

3. Участок  детского сада и его оборудование………………………………..6

4. Подготовка  к прогулке. Содержание деятельности  детей на прогулке….7

5. Целевые  прогулки и их значение ……………………………………………10

Задание…………………………………………………………………………...11

Список  использованной литературы…………………………………………..13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Значение прогулок, как средства воспитания  детей

      Пребывание  детей на свежем воздухе имеет  большое значение для физического  развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

      На  прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

      Прогулка  способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или  на улице дети получают много новых  впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

      Прогулки  дают возможность решать задачи нравственного  воспитания.  Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.

      Малыши  трудятся в цветнике — сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них  воспитывается трудолюбие, любовь и  бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика —все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

      Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Время прогулок  в режиме дня

      Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день.

      Летом это время значительно увеличивается.

      Режим дня детского сада предусматривает  проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

      В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время  с момента прихода в дошкольное учреждение, в помещение заходят лишь для приема пищи и сна.

      В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов. Только температура воздуха  ниже -15° или ветреная погода, вьюга  могут служить поводом для  сокращения прогулки или отмены ее.

      Воспитатель осуществляет основную работу с детьми. В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель, начиная рабочий  день (до приема детей), внимательно  осматривает весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов и т.д. В летнее время могут быть грибы, незнакомые ягоды в укромных уголках площадки, палки с шипами и заостренными концами и пр.

      Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности. 
 
 
 
 
 

3. Участок детского  сада и его оборудование

      Для осуществления задач всестороннего  развития создаётся участок на территории  детского сада    для организации  разнообразной деятельности детей.

      Большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

      На  участке должно быть оборудование для  развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей.

      Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в  соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются  дорожками, по которым дети могут  кататься на велосипедах, автомобилях.

      Помимо  игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.

      В зимнее время на участке следует  устроить горку, ледяные дорожки  и снежные сооружения, каток (если позволяют условия). 
 
 

4. Подготовка к прогулке. Содержание деятельности детей на прогулке

      Чтобы дети охотно собирались на прогулку, детей  к прогулке воспитатель заранее  продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

      Одевание  детей нужно организовать так, чтобы  не тратить много времени и  чтобы им не приходилось долго  ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и стульчиков, чтобы ребенку было удобно сесть, одеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.

      Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они одевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут.

      Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т.п.).

      Когда большинство детей оденется, воспитатель  выходит с ними на участок. За остальными детьми следит няня, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

      Содержание  детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

      Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

      Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

      Игры  с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

      Во  время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

      Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

      Помимо  подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения -(упражнения). Летом — это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема), зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

      Во  время прогулки необходимо уделять  внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации  зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.

      Трудовые  задания должны быть посильны детям  и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

      Большое место на прогулках отводится  наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

      Окружающая  жизнь и природа дают возможность  для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

      Во  время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

      Примерно  за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу. 

5. Целевые прогулки  и их значение 

      Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и  за пределами участка. С этой целью  организуются целевые прогулки.

Информация о работе Пути повышения воспитательно-образовательной роли прогулок в дошкольном учреждении