Пути формирования творческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:55, реферат

Описание работы

Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей — овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей. Твоpческий климат создается не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандаpтным pешениям. Необходимо воспитывать готовность к воспpиятию нового, стpемление использовать и внедpять твоpческие достижения дpугих людей. Для обучения творческому мышлению необходимо владеть знаниями о нем. Итак, целью данной работы является изучение такого явления, как «творческое мышление».

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 45.34 Кб (Скачать)

      2.1  Формирование творческого мышления

      Творческое  мышление

      Творчество  – это процессы объективного развития мира, происходящие в системе человеческой (или иной разумно-субъективной) деятельности и определяющиеся материальными  и духовными потребностями и  социально-культурными ценностями его субъектов; осуществляющиеся путем  целенаправленного разрешения диалектических противоречий в ее процессе и реализации оптимальных для человека и общества (в соответствии с их целями) возможностей развития объекта творчества.

      В процессе творческой деятельности у  человека формируется и развивается  творческое мышление. Что такое творческое мышление? В психологии доказано, что  личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие  группы логических операций: комбинировать  системы и их элементы, определять причинно-следственные связи, выполнять  исследовательские операции. Развитие творческого мышления должно осуществляться в процессе обучения методам решений творческих задач, с помощью которых у обучающихся формируются и развиваются логические умения по каждой группе. Творческая задача - это задача, для выполнения которой требуется изменение изученных правил или самостоятельное составление новых правил и в результате решения которой создаются субъективно или объективно новые системы - информация, конструкции, вещества, явления, произведения искусства. В теории творчества наряду с понятием творческая задача, существует и понятие исследовательская задача. Исследовательская задача - это творческая задача для решения которой необходимо выполнить одну или несколько исследовательских операций.

      Таким образом, для развития у учащихся творческого мышления необходимы не отдельные творческие задачи, а системы  творческих задач. Системы творческих задач должны быть основой обучающей  деятельности. 

      Итак, критерии творческого мышления:

      1.Творческой  называется такая деятельность, которая приводит к получению  нового результата, нового продукта.

      2. К критерию новизны продукта  обычно добавляют критерий новизны  процесса, с помощью которого  этот продукт был получен (новый  метод, прием, способ действия).

      3. Процесс или результат мыслительного  акта называют творческим только  в том случае, если он не  мог быть получен в результате  простого логического вывода  или действия по алгоритму.  В случае подлинного творческого  акта преодолевается логический  разрыв  на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции.

      4. Творческое мышление связывают  обычно не столько с решением  уже поставленной кем–то задачи, сколько со способностью самостоятельно  увидеть и сформулировать проблему.

      5. Важным психологическим критерием  творческого мышления является  наличие ярко выраженного эмоционального  переживания, предшествующего моменту  нахождения решения.

      6. Творческий мыслительный акт  обычно требует устойчивой и  длительной или более кратковременной,  но очень сильной мотивации.

      Г.Гельмгольц, А.Пуанкаре и ряд других авторов выделили четыре фазы любого творческого решения: фаза собирания материала, накопления знаний, которые могут лечь в основу решения или переформулирования проблемы; фаза созревания или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью; фаза озарения или инсайта, когда решение часто совершено неожиданно и целиком появляется в сознании; фаза контроля или проверки, которая требует полной включенности сознания.   
 

      2.2. Методы изучения творческого мышления

      Эмпирическое  изучение творческого мышления в  современной психологии проводится с использованием следующих методов.

      Анализ  процесса решения так называемых малых творческих задач, или задач  на смекалку, требующих, как правило, переформулирования задачи или выхода за пределы тех ограничений, которые субъект сам на себя накладывает.

      Использование наводящих задач. В этом случае изучается  чувствительность человека к подсказке, содержащейся в наводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена по тому же принципу и  поэтому может помочь в решении  основной.

      Использование «многослойных» задач. Испытуемому  дается целая серия однотипных задач, имеющих достаточно простые решения. Не очень творческий человек будет  просто решать такие задачи, каждый раз заново находя решения. Творческий человек проявит «интеллектуальную инициативу» и попытается открыть более общую закономерность, лежащую в основе  каждого отдельного решения.

      Методы  экспертных оценок для определения  творчески работающих людей в  той или иной области науки, искусства  или практической деятельности.

      Анализ  продуктов деятельности для определения  степени новизны и оригинальности.

      Некоторые шкалы личностных опросников и  проективных тестов могут давать информацию о выраженности творческого начала в мышлении человека.

      Специальные тесты креативности, основанные на решении задач так называемого  открытого типа, т. е. таких, которые  не имеют какого–то одного правильного  решения и допускают неограниченное число решений.  

        2.3 Обучение творческому мышлению 

        Парадигмы обучения

      В педагогической психологии на современном  этапе выделяются две парадигмы  обучения:

      ·                    авторитарная

      ·                    личностно–ориентированная.

      Эти два противоположных направления  в образовании находятся в  разных системах морально–психологических координат. С одной стороны неличностный, бездушный подход, с другой –  вера в доброе начало в человеке, терпимость, такт. Цели педагогической деятельности в контексте авторитарной педагогики определяются господством  дидактической задачи, а не личности.

      Альтернативой авторитарной педагогике является педагогика гуманизма, во главу угла ставящая личность обучаемого. Один из основателей гуманистической  психологии К. Роджерс характеризует личностно–ориентированное обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Преподавание при этом должно носить характер не трансляции информации, а активизации и стимуляции учения.

      Рассмотрение  авторитарной парадигмы обучения при  размышлении над темой формирования и обучения творческому мышлению не является целесообразным, так как  творчеству нельзя научить, креативную личность можно только воспитать, создав условия для самовоспитания личности 

      2.4 Заключение

      Проблема  творческого мышления имеет долгую и спорную историю, и породила много дискуссий. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. История ее изучения насчитывает более двух тысяч  лет. О глубоком интересе к этому  предмету можно судить по уходящему  в глубь веков стремлению создать "теорию творчества", вернее, по многократным попыткам ее построения. Попытки эти не были строго научным воспроизведением законов объективной действительности, не представляли собой логически завершенной системы знаний. В большинстве случаев они охватывали, описывали действительность на уровне поверхности явлений. Вечность этой проблемы заключается в самом динамизме становления реальных человеческих способностей, в их бесконечно многообразных формированиях, проявлениях и применении. Отсюда творчество должно рассматриваться как составная часть комплексных социально-экономических и духовных проблем общественного развития.

      Вследствие  всего этого становится очевидной  необходимость поиска средств, позволяющих  развивать творческое мышление - способность, которой, пусть в разной степени, обладает каждый человек. 
 

      2.5 Литература: 
 

      1.                  Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.

      2.                  Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.

      3.                  Дьюи Д. “Психология и педагогика мышления”. – М., 1997.

      4.                  Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.

      5.                  Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – М., 1960

      6.                  Пономарев Я.А. Психология творчества. – М., 1976.

      7.                  Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1976

      8.                  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1940.

      9.                  Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. – М., 2001.

      10.             Шаталов В. Ф. Соцветие талантов. – М., 2001.

          11. Б. И. Франкштейн.

        Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3;           Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Бинэ А., Механизм мышления, пер. с англ., Од., 1894; Психология мышления, СПБ, 1914 (Новые идеи в философии, в. 16); Леви-Брюль Л., Первобытное мышление, пер. с франц., М., 1930; Валлон А., От действия к мысли, пер. с франц., М., 1956; Выготский Л. С., Мышление и речь. Избранные психологические исследования, М., 1956; Рубинштейн С. Л., О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Пономарёв Я. А., Психология творческого мышления, М., 1960; Зейгарник Б. В., Патология мышления, [М.], 1962; Психология мышления, сб. пер., М., 1965; Тихомиров О. К., Структура мыслительной деятельности человека, М., 1969; Пиаже Ж., Психология интеллекта, в его кн.: Избранные психологические труды, [пер. с франц.], М., 1969; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Ach N., Über die Begriffsbildung, Bamberg, 1921; Koffka K., Bemerkungen zur Denkpsychologie, "Psychologische Forschung", 1927, Bd 9, [H. 1,2]; Hartley D. M., Observation on man, his frame, his duty and his expectations, 6 ed., L., 1934; A study of thinking, N. Y., 1956. 

Информация о работе Пути формирования творческого мышления