Пути формирования правильного беглого и выразительного чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 07:46, реферат

Описание работы

Необходимость овладения детьми навыком оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям? Для решения этой задачи я веду работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.

Работа содержит 1 файл

Пути формирования правильного беглого и выразительного чтения.docx

— 44.51 Кб (Скачать)

2. Опиши предмет  (показать и убрать).

3. Опиши движущийся  предмет (взять в руку — поднять и опустить).

4. Повтори, что  сказал учитель (шесть слов  попарно, сходных чем-то по  звучанию).

Бочка точка, бабушка бабочка, кошка ложка.

5. Выбери слова  на данный звук (чтение четверостишия,  предложений, текста).

6. Придумай названия  продуктов на данный звук, из  которых можно приготовить обед.

Вторая  группа —упражнения со словами.

1. Чтение слов, отличающихся одной буквой. Мел — мель мыл мыль — мал мял;

мышка мошка мишка миска.

2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст стук, сосна насос, мех смех, мышка камыш, марка рамка, марш шрам, масло смола, мошкара ромашка.

3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки,  окончания. 

Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев: красное, белое, голубое, черное, жёлтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.

4. Чтение “перевертышей”.

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

5. Словарная  работа (выяснение лексического  значения слов перед чтением).

6. Предварительное  послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

III. Упражнения для  развития выразительности  чтения

1. Чтение слова  с разными оттенками интонации. 

2. Чтение фразы  с интонацией, соответствующей конкретной  ситуации.

3. Прочитать,  передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.

4. Чтение по  ролям, в лицах.

Виды  чтения.

Жужжащее  чтение. Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.

Ежеурочные  пятиминутки чтения (монгольский  метод). Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, каждый свою любимую книгу.

Чтение  перед сном. Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Режим щадящего чтения. Ребенок читает одну-две строки и отдыхает, затем повторяется такое же чтение (диафильмы).

Орфографическое чтение. Дети проговаривают все как написано.

Чтение  – канон. Дети читают за хорошо читающим учеником.

Чтение  по ролям.

Чтение  цепочкой. Прерывать нельзя.

Чтение  на время. Самозамер скорости чтения. В конце каждого урока оставляем три-четыре минуты, чтобы произвести самозамер. Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения.

Многократное  обращение к тексту, перечитывание его  каждый раз с новым  заданием. Этот прием обеспечивает развитие навыка чтения. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.

Чтение  “спотыкаясь о  камушки”. Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки).

Ввод в игру. Представьте себе – течет ручеек. На его пути встречается камушек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш  голос – это ручеек. Что же будет тогда камушками? Камушки  – это все знаки препинания, которые встречаются в тексте. Нетрадиционные упражнения для формирования навыков чтения у младших школьников

В каждом классе есть несколько учеников, которые  постоянно не укладываются в предусмотренные  нормативы. В общем-то, умея читать, они делают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и  часто без понимания прочитанного. Принимаемые учителем и родителями меры (упорные тренировки в чтении, систематические дополнительные занятия) не приводят к желаемому результату. Взрослые невольно фиксируют внимание ребенка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию эмоционально-отрицательного отношения  к процессу чтения и ко всей учебе  в целом, к неверию в успех  и скованности, вызванной страхом  допустить при чтении ошибку.

В этом случае развивать  навыки чтения следует иным путем, отличающимся от выполнения учебных заданий или  от изнурительных тренировок. Предлагаемый путь – различные, необычные, веселые  упражнения со словами и текстом.

Нетрадиционные  упражнения

1. Чтение “зашумленных слов” (Злая колдунья нарочно хочет запутать нас. Прочитать слова – лишить колдунью ее злой силы).

2. Чтение наложенных друг на друга слов. 3. Отделение слов от псевдослов. (Прочитать слова, найти псевдослово. Читать первое слово, сразу смотреть на второе, стараться его понять. Читать сначала медленно, затем быстро).

ГЛАЗИКИ         
ПЕРЕМЕНА         
ОДУВАНЧИК         
БАНКОЛОЖИС     
КОЛОКОЛЬЧИК
CCC ОСЛИК 
ЖИРАФЫ 
ЕЖЕВИКА 
НЕБРЕЖНО 
ЕНЫКВАЛОПА

4. Поиск смысловых несуразностей (Прочитай предложения, найди смысловую несуразность. Найди и прочитай дополнительное слово).

1. Распустились  первые весенние цветы. 

2. В гнезде  у кукушки бывает обычно от  двух до пяти птенцов. 

3. Весело перекликаются  звонкие ручейки. 

4. На ветках  березы свили гнезда грачи. 

5. Ласково пригрело  солнышко.

5. Складывание слов из половинок. (Составить слова, прочитать сначала медленно, затем нормально, потом в темпе скороговорки. Стараться читать без ошибок).

ПРА     
МОРОЗ     
КРИК     
ВОЛ     
СКАЗОЧ 
КОЛ
ссс  ЛЕЯ     
ВАНИЕ 
ЛЯТЬСЯ 
ЛИКИ     
РОЖНО 
ДУМАЛ
ссс ВИЛЬНО 
НАЯ         
ЛИВЫХ 
ШЕБНИК 
НЫЙ         
ДУНЬЯ
ссс АЛ 
ОЧАРО 
УДИВ 
КРО 
ОСТО 
ПО

6. Выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном. (Дается слово, нужно из 10-15 карточек найти подобные, прочитать слова). Слово – эталон “Освещение”

7. Восполнение пропусков букв в словах.

8. Прохождение словесных лабиринтов. (Найди слова на тему “Школа”).

Д И Р А Н О Ч И Т
У Р Е К Е Ц Т Е Е
Ч Е Б Т О Р Р Т Л
Ш М Н П Е Н А Д Ь
Т А И К Л А У Ь К
Е М А Т И К Р И С
О З А У Р А О К Т
В А К Ч Л Я И Р О
У Ч А К Н Е Ц У А

9. Упражнение на внимание. Какие слова одинаковые?

БЕЛКА РЫСЬ ОБЕЗЬЯНА
МЕДВЕДЬ БЕЛКА ЖИРАФ
ЗАЯЦ ЕНОТ БЕЛКА
БЕЛКА БОБР БАРСУК

Информация о работе Пути формирования правильного беглого и выразительного чтения