Пути формирования правильного беглого и выразительного чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 07:46, реферат

Описание работы

Необходимость овладения детьми навыком оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям? Для решения этой задачи я веду работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.

Работа содержит 1 файл

Пути формирования правильного беглого и выразительного чтения.docx

— 44.51 Кб (Скачать)

Пути  формирования правильного  беглого и выразительного чтения

Деркач  Ольга Валерьевна, учитель начальных классов

Статья  отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе  

Необходимость овладения детьми навыком оптимального чтения, как залогом успеха всего  дальнейшего обучения, понятна каждому  учителю. Как же помочь детям? Для  решения этой задачи я веду работу в следующих направлениях: отработка  навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения. Для  реализации поставленных целей я  использую систему тренировочных  упражнений, которые провожу как  обязательный этап каждого урока  чтения, занимающий 7-10 минут урока  и включающий в себя пять последовательно  выполняемых упражнений.

1. Дыхательная  гимнастика и подготовка голоса.

2. Чтение блоков.

3. Отработка  дикции.

4. Развитие оперативной  памяти.

5. Интонационная  разминка.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуйте свечку.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоит три маленьких  свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните  тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем  много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте  белье водой (в  один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

В цветочном магазине

Представьте, что вы пришли в  магазин цветов и  почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох  ртом (2-3 раза).

Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех  пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два  Егорка. . . (

и т. д. до полного  выдоха).

Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий  воздуха хватает на большее количество Егорок.

Медвежата

Представьте, что вы маленькие  медвежата и просите  у мамы-медведицы  кушать. Слова нужно  произносить протяжно, баском, чётко произнося [м]

Чтение  блоков.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для  упражнений – это наиболее часто  встречающиеся в русском языке  парные буквосочетания и слова с  такими буквосочетаниями. Он распределен  по группам таким образом, чтобы  строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных  мышц и развитию произвольного внимания. Запись блока производится непосредственно  во время урока с требованием  к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается  хором. 1

. Слитное прочтение  двух рядом стоящих букв (первая  группа блоков).  

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею

еу ад аж ай ам ап ар ах!ей ел ем

ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!

ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй!

Эх! юг юз юм юн яд як ял ям Ян яр

2. Чтение трехбуквенных  сочетаний и слов.

При отработке  чтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям  предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам. Фразы для чтения: Морж мерз, но полз. Майкл ел борщ и торт. На борт жал болт.

3. Чтение буквосочетаний  со стечением нескольких согласных  в конце слова. 

4. Чтение односложных  слов со стечением согласных  в начале слова. влип враз  врач вред втуз все Фразы  для чтения: Класс встал у парт. Мой друг щедр.  

5. Чтение наиболее  трудных односложных слов. вверх  взмах взмыл взнос вклад 

6. Чтение двусложных  слов.

7. Чтение слов  с твердыми и мягкими согласными. Сели-съели, Семка-съемка, приезд-съезд,  прием-объем, взял-изъял, веду-въеду. 

8. Чтение слов  и словосочетаний до трех слогов.

9. Чтение слов, словосочетаний и фраз без  ограничения возможных речевых  трудностей. эссенция обыкновенная  падчерица 

Отработка дикции

Умение отчетливо  выговаривать звуки и их сочетания  достигается в процессе работы над  скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного, отчетливого  проговаривания до максимально четкого, быстрого.

Сенька  с Санькой вез  Соньку на санках

Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять  новую. Для отработки четного  произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала  для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4 занятий  чтение скороговорки начинается со знакомого  ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. Называется такое чтение "с разбега". И ребята, "делая  разбежку" (читая знакомую часть  скороговорки), готовились в хорошем  темпе и без ошибок прочитать  и новую строчку.

От  топота копыт пыль по полю летит - едет баба из города, везет  вестей с три короба: мол, съел молодец  тридцать три пирога с пирогом, да все  с творогом; мол, пришел Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги  Пото играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто  приносит вести, тому бы день плетей на двести.

Маланъя-болтунья болтала, что тридцать три корабля лавировали (6 раз), да не вылавировали. Болтала-болтала, болтала-болтала, да так всего не выболтала; ложь ходит на гнилых ногах; кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Развитие  оперативной памяти

Установлено, что  развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной  памяти. Что это значит? Часто  можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее  из 6—8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Работа над  ее развитием ведется с помощью  зрительных диктантов, тексты которых  разработаны профессором И. Т. Федоренко. Предлагаю следующий вариант  проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения - чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке "ситуацию успеха". Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:

  • запишите предложения в обратном порядке;
  • запишите только второе и пятое предложения;
  • запишите предложения с третьего по шестое.

Интонационная разминка

Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель  не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие "выразительное чтение" - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального восприятия, глубины  чувств. И, конечно, в начальной школе  работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю правильным начать эту работу с формирования трех умений.

1. Различать  и придавать своему голосу  интонации: радостные и печальные,  ласковые и гневные, шуточные  и серьезные, насмешливые и  одобрительные, а также интонации  перечисления, завершения, противопоставления.

2. Выбирать нужный  темп чтения (быстрый, ритмичный  или плавный, размеренный или  же их сочетание).

3. Ставить логическое  ударение в предложении. 

Для развития осознанного, правильного, выразительного чтения использую  специальные упражнения, которые  включаю в каждый урок чтения.

1. Упражнения для  развития осознанного  чтения

Первая  группа - логические упражнения.

1. Что общего  в словах и чем они различаются?  мел мель, мал мяч, мыл мил

2. Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж; ножницы, клещи, молоток, пила, грабли

3. Какое слово  лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, жёлтый; минута, время, час; секунда; дорога, шоссе, тропинка, путь 4. Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, пачка, часы, лампа, стакан.

5. Путем перестановки  букв составь слово. 

у к л б о; с  н о а с; у  п к с.

6. Составь новое  слово, взяв у каждого из  данных только первый слог.

Колос, рота, ваза; кора, лото, боксёр; молоко, нерест, тарелка.

7. Составь новое  слово, взяв у каждого второй  слог.

Змея, рама; пуговица, молоток, лава; укор, бузина, тина; поворот, пороша, канава.

8. Составь новое  слово, взяв последний слог.

Мебель, ружьё; соломка, пора, мель; лиса, бельмо, полёт; смола, слеза, берет.

Вторая  группа — игры со словами.

1. Найди слово  в слове. 

Гроза газета  кустарник
поднос  шоколадка  
шутка щепка ярмарка

2. Подбери пару.

загар золотистый 
звонок  занимательный
забор знаменитый 
зубр  звонкий
задача  зрелый
земляника зелёный

3. Закончи предложение.

По  утрам у Айболита лечат зубы: з б  р е ы, у ы  з б р. и т  г ы р, в д  р ы ы, о ы  б б р.

4. Шарады.

Начало —  голос птицы,  
Конец — на дне пруда.  
А целое в музее  
Найдёте без труда. (Картина)

С буквой к живу в лесу.  
С буквой ч овёс пасу. (Кабан чабан)

5. Ребусы:

6. Загадки. (Любые,  которые подходят к теме урока. )

7. Найди животное  среди строк. 

Насос сосёт речную воду, И шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой. Здесь хорошо бродить  одной

П. Упражнения для формирования правильности чтения

Первая  группа — упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

1. Назови картинки  — 5 предметов (далее больше).

Картинки расположены  на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать  до трех, закрыть. Перечислить все  предметы. Найти, что изменилось, и  т. д.

Информация о работе Пути формирования правильного беглого и выразительного чтения