Публицистический стиль на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение стилистики публицистических текстов на уроках русского языка.
Задачами являются:
-рассмотрение особенностей публицистического стиля
-изучение лексических черт публицистических текстов
-изучение грамматических особенностей публицистических текстов
-анализ публицистических текстов.

Содержание

Введение
1. Публицистический стиль речи
1.1. Основные признаки публицистического стиля речи
1.2. Лексические особенности публицистического стиля
1.3. Синтаксические особенности публицистического стиля речи
2. Анализ публицистического текста
2.1. Особенности анализа текста публицистического стиля
2.2. Жанры публицистического стиля
2.3. Эссе как публицистический текст
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Изучение публицистического стиля на уроках русского языка.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

1) Затрагивая в эссе  свои личные качества или способности, спросите себя:

– отличаюсь ли я тем  или иным качеством от тех, кого я  знаю?

– в чем проявилось это качество? 

2) О деятельности, которой  вы занимались (занимаетесь):

– что заставило меня заняться этим видом деятельности?

– почему я продолжал(ю) заниматься этим?  

3) О каждом событии  вашей жизни, о котором вы  упомянули: 

– почему мне запомнилось  именно это событие?

– изменило ли оно меня как личность?

– как я на это отреагировал?

– было ли это откровением  для меня; тем, о чем я раньше не подозревал? 

4) О каждом человеке, которого вы упомянули: 

– почему я назвал именно этого человека?

– стремлюсь ли я стать  таким как он?

– какими его качествами я восхищаюсь?

– было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить  всю жизнь?

– пересмотрел ли я свои взгляды? 

5) О каждом из ваших  предпочтений и том, что вам  не нравится:

– почему мне это нравится или не нравится?

– повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою  жизнь? 

6) О каждой вашей  неудаче: 

– чему я в результате научился?

– что полезного я  вынес из этой ситуации? 

Можно выделить некоторые общие  признаки (особенности) жанра, которые  обычно перечисляются в энциклопедиях  и словарях: 

1. Небольшой объем 

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста. 

2. Конкретная тема и подчеркнуто  субъективная ее трактовка

Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много  тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает  ее. Это ответ на один вопрос. 

3. Свободная композиция - важная  особенность эссе.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".  

4. Непринужденность повествования 

Автору эссе важно  установить доверительный стиль  общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее  эссе может написать только тот, кто  свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.  

5. Склонность к парадоксам 

Эссе призвано удивить  читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. 

6. Внутреннее смысловое единство 

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора. 

7. Ориентация на разговорную  речь 

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно. 

Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе. 

 

Правила написания эссе

• Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

• Внутренняя структура  эссе может быть произвольной. Поскольку  это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут  быть включены в основной текст или в заголовок.

• Аргументация может  предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать  с окончательным выводом.

• В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По проделанной работе можно сформулировать итог.

На стилистику публицистической, прежде всего газетной, речи сильно влияет массовый характер коммуникации.

Неограниченность выбора тем газетно-публицистического стиля определяет необычайную широту и разнообразие его лексики.

Среди главных языковых особенностей публицистического стиля  следует назвать использование  специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка, использование и абстрактной, и конкретной лексики. Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, например употребление фразеологизмов и метафорических слов. Актуальность содержания заставляет журналиста искать актуальных форм его выражения, общепонятных и в то же время отличающихся свежестью, новизной.

Публицистика является основной сферой возникновения и  наиболее активным каналом распространения языковых новаторств: лексических, словообразовательных, фразеологических. Поэтому данный стиль оказывает существенное влияние на развитие языковой нормы. К сожалению, в случаях тиражирования небрежной, неточной речи это влияние оказывается отрицательным: люди с низкой речевой культурой воспринимают ошибки как норму.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Балли Ш. Французская  стилистика. - М., 2001, С. 281

2.Вакуров В.Н., Кохтев  Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика  газетных жанров. М., 1978.

3.Кожина М. Н. Стилистика  русского языка. - М.: Просвещение, 1983; 234 с.

4.Коньков В.И. Речевая  структура газетного текста. М., 1997. С. 11-12.

5.Костомаров Р. Г.  «Русский язык на газетной  полосе». МГУ, 1971 год.

6.Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987.

7.Материалы международной  научной конференции «Изменяющийся  языковой мир», Пермь, ПГУ, ноябрь, 2001 - 8.http://language.psu.ru/bin/view.cgi?m=002&lang=rus

9.Рождественский Ю.В.  Общая филология. М.,1996 С.249

10.Розенталь Д. Э.  «Стилистика газетных жанров».  МГУ, 1981 год.

11.Русский язык и  культура речи. Под ред. В. Черняк. - М.: Высшая школа, 2002; 127 с.

12.Солганик Г. Я.  Стилистика русского языка. - М.: Дрофа, 1996; 348 с.

13.Толковый словарь  русского языка: В 4-х т. /Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1994.

14.Шапошников В.Н. Русская  речь 1990-х. Современная Россия  в языковом отображении. - М., 1998.- С.209

15.Язык и стиль средств  массовой информации и пропаганды. - Москва, 1980 год.

 


Информация о работе Публицистический стиль на уроках русского языка