Публицистический стиль на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение стилистики публицистических текстов на уроках русского языка.
Задачами являются:
-рассмотрение особенностей публицистического стиля
-изучение лексических черт публицистических текстов
-изучение грамматических особенностей публицистических текстов
-анализ публицистических текстов.

Содержание

Введение
1. Публицистический стиль речи
1.1. Основные признаки публицистического стиля речи
1.2. Лексические особенности публицистического стиля
1.3. Синтаксические особенности публицистического стиля речи
2. Анализ публицистического текста
2.1. Особенности анализа текста публицистического стиля
2.2. Жанры публицистического стиля
2.3. Эссе как публицистический текст
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Изучение публицистического стиля на уроках русского языка.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение

3

1. Публицистический стиль речи

5

1.1. Основные признаки публицистического стиля речи

5

1.2. Лексические особенности  публицистического стиля

7

1.3. Синтаксические особенности  публицистического стиля речи

8

2. Анализ публицистического текста

9

2.1. Особенности анализа текста публицистического стиля

9

2.2. Жанры публицистического стиля

13

2.3. Эссе как публицистический  текст

24

Заключение

30

Список использованной литературы

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время  методика обучения русскому языку претерпевает значительные изменения. Большей частью это обусловлено введением новой формы итоговой аттестации – ЕГЭ. В текстах ЕГЭ для анализа и для выполнения открытого задания с развернутым ответом в части С (написания сочинения-рассуждения) предлагаются чаще всего тексты публицистического стиля, поэтому на уроках русского языка в 9–11-х классах посвящается ряд уроков тщательному изучению особенностей публицистического стиля.

Все записи на уроках развития речи в 10–11-х классах производятся учащимися в рабочих картах, которые распечатываются на каждого. Такие карты хранятся в отдельной папке, активно используются при написании сочинения-рассуждения, так как позволяют зафиксировать на уроке большую часть изучаемого материала (что значительно экономит время урока и сохраняет логику изучения темы).

Тексты для работы на уроке подбираются так, чтобы, с одной стороны, они стимулировали  обсуждение какой-то проблемы, с другой – предоставляли необходимый  фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.

Публицистический  стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью.

Этот стиль употребляется  в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для  узкого круга специалистов, а для  широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Цель работы - изучение стилистики публицистических текстов на уроках русского языка.

Задачами являются:

-рассмотрение особенностей публицистического стиля

-изучение лексических черт публицистических текстов

-изучение грамматических особенностей публицистических текстов

-анализ публицистических текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Публицистический стиль речи

1.1. Основные признаки публицистического стиля речи

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и  публицист (автор произведений на общественно-политические темы).  

Этимологически все  эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:

1) посетители, зрители,  слушатели; 

2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - общественно-экономические,  политические,  культурные отношения. 

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад. 

Для публицистического стиля речи характерны:

- логичность,

- образность,

- эмоциональность, 

- оценочность, 

- призывность 

и соответствующие им языковые средства.  

В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные  виды синтаксических конструкций. 

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем. 

Публицистические выступления  отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи. 

 

С другой стороны, для  публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем. 

У публицистического  стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи. 

Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков  В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.  

К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург.  

Известны своими публицистическими  статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.  

К публицистическому  стилю (как говорилось ранее) относится  речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

1.2. Лексические особенности публицистического стиля 

Для публицистического  стиля речи характерно широкое использование  общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др. 

В публицистическом стиле  часто используются слова: с приставками  а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве  своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений. 

К эмоциональным средствам  выразительности языка могут  быть отнесены эпитеты (в том числе  являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только..., но и; не только..., а и; не столько..., сколько). Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).  

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой  логической доказательностью, смысловым  выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания. 

В публицистическом стиле, особенно в газетных текстах, для  выразительности речи нередко используются термины в переносном их значении: баланс политических сил, инфляция совести, атмосфера доброжелательности, паразитировать на теле общества. 

Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.

1.3. Синтаксические особенности  публицистического стиля речи 

В публицистическом стиле  речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы. 

Для синтаксиса этого  стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.  

Образец текста публицистического  стиля 

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете)

2. Анализ публицистического текста

2.1. Особенности анализа текста публицистического стиля

Как известно, основное назначение публицистического стиля – влиять на общественное мнение, формировать его. Речевая структура публицистического стиля ориентирована на выражение социально значимых идей, активной гражданской позиции. Важнейшей функцией публицистического стиля является воздействующая функция. Публицист не только сообщает о каких-либо фактах социальной, культурной, духовной, экономической жизни, но и дает им интерпретацию, облекая текст в эмоционально-экспрессивную стилистическую форму. Таким образом, учащиеся при написании сочинения-рецензии должны четко представлять себе тот языковой арсенал, который обычно используется авторами публицистических текстов.

Языковые средства, организующие текст публицистического стиля, подчинены базовому признаку (стилевой доминанте), который определяется как социальная оценочность. Категория оценки ярче всего проявляется на уровне лексики. Перечислим основные лексические средства, выражающие оценку:

  1. слова с яркой экспрессивной окраской: патриот, вандал, бесчеловечный, гуманный, победоносный, судьбоносный;
  2. газетизмы, т. е. лексемы, приобретшие социально-оценочные свойства под влиянием публицистического контекста: боевики, путч, номенклатура, повстанцы, террористы;
  3. слова с суффиксами субъективной оценки: обывательщина, образованщина;
  4. публицистическая фразеология: гражданское согласие, кредит доверия, сильная рука, политическая кухня.

Следует обратить внимание на то, что лексика публицистического стиля характеризуется неоднородностью стилистической окраски: торжественные, книжные слова, призванные воздействовать на читателя, соседствуют со стилистически сниженными единицами, которые придают речи живость, непосредственность: Почти всегда оно (вдохновение) представляется невеждам в виде выпученных в непонятном восхищении, устремленных в небо глаз поэта… (К. Паустовский).

Особый интерес представляет собой процесс преобразования терминологической  лексики, которая употребляется  в расширенном метафорическом значении, приобретая социальную оценочность: идеологический вакуум, эпицентр событий и т.п.

Стилистические возможности  синтаксиса в публицистическом тексте также представлены целым набором языковых средств. К ним относятся:

  1. риторические вопросы: Нет веры – нет и добрых чувств. Откуда же им взяться?(С. Соловейчик);
  2. риторические восклицания, передающие чувства, эмоции автора, его отношение к изображаемому: Образующийся при нуле градусов лед еще легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство!(В. Чивилихин);
  3. вопросно-ответные единства, вовлекающие читателя в «диалог» с автором: Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному (Л. Павлова);
  4. неполные предложения и специфические экспрессивные конструкции, передающие интонации разговорной речи: Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении – легко в бою! (Г. Смирнов).

Информация о работе Публицистический стиль на уроках русского языка