Психосоциальная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:59, контрольная работа

Описание работы

Психосоциальная работа имеет место в большинстве на-правлений лечебной, воспитательной и исправительной дея-тельности:
· забота о здоровье матери и дитя,
· детские ясли,
· школы,
· система социальной зашиты,
· система уголовного исправле-ния,

Работа содержит 1 файл

контрольная 1.docx

— 28.30 Кб (Скачать)

В отечественной  методологии и практике социальной работы мысль синтеза психологического и общественного прослеживается на всех уровнях -- в формулировках  целей и задач социальной помощи популяции, в квалификационных требованиях  и обязано-стных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных эталонах подготовки профессионалов по социаль-ной работе. Соответственно, интегративный подход практически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как  

· оказание граж-данам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности воплощение консультирования;  

· помощь клиентам в  конфликтных и психотравмирующих  ситуациях;  

· расширение у клиентов спектра социально и личностно  приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих заморочек и преодо-ления имеющихся проблем;  

· помощь клиентам в  актуализации их творческих, интеллектуальных, личных, духовных и фи-зических ресурсов для выхода из кризисного состояния;  

      · стимули-рование самоуважения клиентов и их уверенности в себе. Функции психосоциальной работы. Информационно-коммуникативная функция, ее проявление в социальной работе. Регулятивно-коммуникативная функция, ее место в системе социальной регуляции социальной деятельности. Аффективно-коммуникативная функция и формы ее проявления. Функция организации совместной деятельности и ее роль в процессах внутригруппового и межгруппового взаимодействия. Функция формирования и развития межличностных отношений Функция корректировки личностных особенностей и эмоциональных состояний. Взаимосвязь диагностической, консультационной, коррекционной и  посреднической Функции психосоциальной работы: диагностическая, консультационная, коррекционная, посредническая.  

На  исторических этапах становления и  развития человеческого  общества совершенствование  социальной службы происходило  во всех сферах деятельности: юридической (правовой), медицинской, психологической, педагогической. 

Одним из направлений социальной службы является психосоциальная  работа по выявлению  и изучению негативного  воздействия психотравмирующих  факторов. Эта работа осуществляется на разных уровнях: социальном, соматическом, сомато-психическом, межличностном, включая семейные, производственные, сексуальные, национальные конфликты. На основе данных психодиагностических исследований разрабатываются соответствующие положения, требования и рекомендации по психопрофилактике отрицательного влияния на человека психотравмирующих факторов, приводящих к развитию расстройств когнитивных, эмоциональных, двигательно-волевых процессов, неврозов, психозов, нередко завершающихся суицидальными действиями и преступлениями; определяются выбор и применение адекватных психотерапевтических методов и средств по восстановлению, поддержанию психического здоровья различного контингента лиц, обращающихся к работникам социальных служб за оказанием необходимой социальной, медицинской, психологической, юридической и других видов помощи [82][1]. Профессиональные функции социальных работников включают широкий круг услуг населению, оказание различных видов помощи: юридической (правовой), материальной, медицинской, психологической, педагогической, реабилитационной, этической, нравственной, по трудоустройству и жилищным вопросам, по проблемам миграции и др. [3; 30; 63; 66]. 

Обслуживаемые социальными  работниками лица различных слоев  населения нуждаются в решении  достаточно сложных вопросов, связанных  с реальными возможностями служб, финансируемых государством. 

К социальным работникам обращаются: 

• пенсионеры; 

• лица с различными формами врожденных и приобретенных  заболеваний: 

• лица с дефектами  развития, хроническими соматическими  заболеваниями; 

• безработные; 

• инвалиды, лишенные прав собственности; 

• конфликтующие  члены семьи и их родственники; 

• бездетные; 

• лица, нуждающиеся  в санаторно-курортном лечении  и льготах в оплате жилья, лекарственных  средствах, операциях; 

• призывники, служащие и уволенные из рядов армии; 

• лица, ранее осужденные; 

• эмигранты, мигранты, репатрианты и др. 

В социальную службу за конкретной помощью обращаются также  больные с психическими расстройствами: 

• нарушениями познавательных процессов (искажение собственных  ощущений и восприятий окружающей среды, живой и неживой природы; с  деформациями осознания своих личностных потребностей, жалоб, представлений  и воображений, мотивов формирования планов деятельности по удовлетворению своих потребностей); 

• расстройствами эмоций, воли, мышления, связанными с неадекватным выбором стратегии организации, реализации планов различных сторон своей жизнедеятельности, с неправильной ее оценкой. При ярко выраженных проявлениях  неудовлетворенности личностных жизненно важных потребностей эти люди склонны  к антисоциальным поступкам. 

К таким поступкам  относятся: 

• организация или  активное участие в несанкционированных  демонстрациях; 

• развязывание межличностных  конфликтов в производственной и/или  домашней среде, неизбежно приводящих к увольнению с работы, разводам, потере жилья, миграции, беспризорности; 

• нанесение телесных повреждений, самоубийства и убийства; 

• употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ; 

• бродяжничество; 

• проституция; 

• воровство и  разбои; 

• распространение  социально опасных инфекций (вирусный гепатит, туберкулез, сифилис, СПИД и  др.). 

За последние 10 лет (1996–2005 г.) в России от СПИДа погибло 8000 человек. Десятки тысяч погибли от туберкулеза. Неизвестно точное число ВИЧ-инфицированных людей. В РФ 6,5 млн наркоманов, 730 тыс. детей лишены родительского попечения, 700 тыс. бездомных детей; 23 тыс. подростков отбывают наказание в исправительных колониях. Россия занимает второе место в мире (после США) по количеству заключенных. Этого можно избежать, если принять закон о ювенальной юстиции, который призван защищать подростков, а не наказывать их лишением свободы. 

Функциональные обязанности  социальных работников требуют получения  и учета не только юридических (правовых) и медицинских данных (решений, заключений), но и результатов психодиагностических исследований, выполненных специалистами  экспертной комиссии медико-психологической  службы государственных и негосударственных  учреждений. На основе этих материалов определяются средства, методы и приемы для оказания психотерапевтической, медико-социальной и социальной помощи [54]. 

Эффективность и  успешность профессиональной деятельности социального работника с клиентами (пациентами) обеспечиваются знанием  и выполнением норм, правил этики  и деонтологии. Сопереживание, моральная поддержка, милосердие, доброжелательность, выдержка, терпение, бескорыстие, самокритичность, чувство юмора (безобидного) являются важным средством переключения отрицательных эмоций на положительные в ситуации межличностного общения с клиентами. Социальным работникам приходится иметь дело с различным контингентом населения, с каждым человеком в отдельности и всегда проявлять искусство слушать, слышать и понимать другого человека [42]. 

Равнодушие, грубость, трусость, «святая» лживость, неисполнение обещанных и принятых решений  снижают результативность профессиональной деятельности социального работника, подрывают авторитет, доверие к  специалистам государственной социальной службы. 

Для раскрытия понятия  «психосоциальная работа» следует  обратиться к образованию и использованию  этого сложного определения. В таком  определении названия дисциплины обобщаются и вместе с тем расплываются содержание и название, само понятие и целевая направленность этой дисциплины. 

При рассмотрении обобщенного  названия «психосоциальные технологии»  выделяются в отдельности такие  развивающиеся в системе общих  психологических знаний структурные  образования и дисциплины, как: 

• психология, изучающая  процессы восприятия окружающей действительности, собственно-личностных состояний, мыслей и потребностей; эмоции, проявляемые  в результате реакции на объекты  восприятия; чувства; процессы мышления; психические свойства, качества и  способности личности; организацию  и реализацию планов деятельности с  оценкой результатов деятельности и т. д.; 

• психологизация наук, все более усиливающаяся во взаимодействии психологии с другими науками, в частности с социологией, с целью психологического обоснования принятых социальными сотрудниками решений; 

• психическая активность и саморегуляция, проявляющиеся в актах сознания, чувств, воли, мышления, направленных на преодоление препятствий на путях достижения целей удовлетворения социальных и личностных потребностей индивида; 

• психогения, исследующая  психические состояния, возникающие  в результате воздействия на сознание психотравмирующих факторов и психоактивных веществ; 

• психодиагностика, изучающая потенциальные психические  свойства, качества, способности, направленность деятельности конкретных личностей  или их типов; 

• психологическое  здоровье, обеспечивающее иммунитет  к негативному влиянию на сознание психотравмирующих факторов и собственного организма; 

• психологический  климат, исследующий особенности  таких массовых явлений, как групповое  сознание, коллективное выражение настроений, мнений, суждений, принятие решений  и деятельности; 

• социальная психология как самостоятельная отрасль  психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором включения  их в социальные группы, а также  психологические характеристики этих групп с акцентом на изучение каждого  субъекта общественных отношений; социальный психолог должен уметь выявлять, понимать эти закономерности и проблемы и  определять, в какой мере и в  каком направлении он может способствовать их решению; 

• факторы, определяющие условия жизнедеятельности (правовые, нравственные, материальные и др.); 

• статус личности, отражающий объективный статус роли и социальной значимости лица в обществе. 

Сфера обслуживания различных слоев населения социальными  работниками весьма обширна. Это лица, занятые в сферах политики, науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта, производства, бытового обслуживания, правоохранения, защиты отечества; инвалиды; дети; пожилые и старые люди, девиантные лица; бездомные люди; лица, освобожденные из мест заключения, и др. Все специалисты психосоциальной работы в ходе своей профессиональной деятельности должны развивать в себе понимание и знание экономических, социальных и политических сил, действующих в обществе

Информация о работе Психосоциальная работа