Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:59, контрольная работа
Психосоциальная работа имеет место в большинстве на-правлений лечебной, воспитательной и исправительной дея-тельности:
· забота о здоровье матери и дитя,
· детские ясли,
· школы,
· система социальной зашиты,
· система уголовного исправле-ния,
В отечественной
методологии и практике социальной
работы мысль синтеза психологического
и общественного прослеживается
на всех уровнях -- в формулировках
целей и задач социальной помощи
популяции, в квалификационных требованиях
и обязано-стных обязанностях социальных
работников, в государственных образовательных
эталонах подготовки профессионалов по
социаль-ной работе. Соответственно, интегративный
подход практически заложен и в нормативных
документах о деятельности социальных
служб и должностных обязанностях социальных
работников. Так, в них фигурируют такие
виды деятельности, как
· оказание граж-данам
квалифицированной социально-психологической
помощи, в частности воплощение консультирования;
· помощь клиентам в
конфликтных и
· расширение у клиентов
спектра социально и личностно
приемлемых средств для самостоятельного
решения возникающих заморочек и
преодо-ления имеющихся проблем;
· помощь клиентам в
актуализации их творческих, интеллектуальных,
личных, духовных и фи-зических ресурсов
для выхода из кризисного состояния;
·
стимули-рование самоуважения клиентов
и их уверенности в себе. Функции
психосоциальной работы.
Информационно-коммуникативная
функция, ее проявление
в социальной работе. Регулятивно-коммуникативная
функция, ее место в системе социальной
регуляции социальной деятельности. Аффективно-коммуникативная
функция и формы ее проявления. Функция
организации совместной деятельности
и ее роль в процессах внутригруппового
и межгруппового взаимодействия. Функция
формирования и развития межличностных
отношений Функция корректировки личностных
особенностей и эмоциональных состояний.
Взаимосвязь диагностической, консультационной,
коррекционной и посреднической Функции
психосоциальной работы: диагностическая,
консультационная, коррекционная, посредническая.
На
исторических этапах
становления и
развития человеческого
общества совершенствование
социальной службы происходило
во всех сферах деятельности:
юридической (правовой),
медицинской, психологической,
педагогической.
Одним
из направлений социальной
службы является психосоциальная
работа по выявлению
и изучению негативного
воздействия психотравмирующих
факторов. Эта работа
осуществляется на разных
уровнях: социальном,
соматическом, сомато-психическом,
межличностном, включая
семейные, производственные,
сексуальные, национальные
конфликты. На основе
данных психодиагностических
исследований разрабатываются
соответствующие положения,
требования и рекомендации
по психопрофилактике
отрицательного влияния
на человека психотравмирующих
факторов, приводящих
к развитию расстройств
когнитивных, эмоциональных,
двигательно-волевых
процессов, неврозов,
психозов, нередко завершающихся
суицидальными действиями
и преступлениями; определяются
выбор и применение
адекватных психотерапевтических
методов и средств по
восстановлению, поддержанию
психического здоровья
различного контингента
лиц, обращающихся к
работникам социальных
служб за оказанием необходимой социальной,
медицинской, психологической, юридической
и других видов помощи [82][1]. Профессиональные
функции социальных работников включают
широкий круг услуг населению, оказание
различных видов помощи: юридической (правовой),
материальной, медицинской, психологической,
педагогической, реабилитационной, этической,
нравственной, по трудоустройству и жилищным
вопросам, по проблемам миграции и др.
[3; 30; 63; 66].
Обслуживаемые социальными
работниками лица различных слоев
населения нуждаются в решении
достаточно сложных вопросов, связанных
с реальными возможностями
К социальным работникам
обращаются:
• пенсионеры;
• лица с различными
формами врожденных и приобретенных
заболеваний:
• лица с дефектами
развития, хроническими соматическими
заболеваниями;
• безработные;
• инвалиды, лишенные
прав собственности;
• конфликтующие
члены семьи и их родственники;
• бездетные;
• лица, нуждающиеся
в санаторно-курортном лечении
и льготах в оплате жилья, лекарственных
средствах, операциях;
• призывники, служащие
и уволенные из рядов армии;
• лица, ранее осужденные;
• эмигранты, мигранты,
репатрианты и др.
В социальную службу
за конкретной помощью обращаются также
больные с психическими расстройствами:
• нарушениями познавательных
процессов (искажение собственных
ощущений и восприятий окружающей среды,
живой и неживой природы; с
деформациями осознания своих личностных
потребностей, жалоб, представлений
и воображений, мотивов формирования
планов деятельности по удовлетворению
своих потребностей);
• расстройствами эмоций,
воли, мышления, связанными с неадекватным
выбором стратегии организации,
реализации планов различных сторон
своей жизнедеятельности, с неправильной
ее оценкой. При ярко выраженных проявлениях
неудовлетворенности личностных жизненно
важных потребностей эти люди склонны
к антисоциальным поступкам.
К таким поступкам
относятся:
• организация или
активное участие в несанкционированных
демонстрациях;
• развязывание межличностных
конфликтов в производственной и/или
домашней среде, неизбежно приводящих
к увольнению с работы, разводам,
потере жилья, миграции, беспризорности;
• нанесение телесных
повреждений, самоубийства и убийства;
• употребление алкоголя,
наркотиков, токсических веществ;
• бродяжничество;
• проституция;
• воровство и
разбои;
• распространение
социально опасных инфекций (вирусный
гепатит, туберкулез, сифилис, СПИД и
др.).
За последние 10 лет
(1996–2005 г.) в России от СПИДа погибло
8000 человек. Десятки тысяч погибли от туберкулеза.
Неизвестно точное число ВИЧ-инфицированных
людей. В РФ 6,5 млн наркоманов, 730 тыс. детей
лишены родительского попечения, 700 тыс.
бездомных детей; 23 тыс. подростков отбывают
наказание в исправительных колониях.
Россия занимает второе место в мире (после
США) по количеству заключенных. Этого
можно избежать, если принять закон о ювенальной
юстиции, который призван защищать подростков,
а не наказывать их лишением свободы.
Функциональные обязанности
социальных работников требуют получения
и учета не только юридических (правовых)
и медицинских данных (решений, заключений),
но и результатов
Эффективность и
успешность профессиональной деятельности
социального работника с
Равнодушие, грубость,
трусость, «святая» лживость, неисполнение
обещанных и принятых решений
снижают результативность профессиональной
деятельности социального работника,
подрывают авторитет, доверие к
специалистам государственной социальной
службы.
Для раскрытия понятия
«психосоциальная работа» следует
обратиться к образованию и использованию
этого сложного определения. В таком
определении названия дисциплины обобщаются
и вместе с тем расплываются содержание
и название, само понятие и целевая направленность
этой дисциплины.
При рассмотрении обобщенного
названия «психосоциальные технологии»
выделяются в отдельности такие
развивающиеся в системе общих
психологических знаний структурные
образования и дисциплины, как:
• психология, изучающая
процессы восприятия окружающей действительности,
собственно-личностных состояний, мыслей
и потребностей; эмоции, проявляемые
в результате реакции на объекты
восприятия; чувства; процессы мышления;
психические свойства, качества и
способности личности; организацию
и реализацию планов деятельности с
оценкой результатов
• психологизация наук,
все более усиливающаяся во взаимодействии
психологии с другими науками, в частности
с социологией, с целью психологического
обоснования принятых социальными сотрудниками
решений;
• психическая активность
и саморегуляция, проявляющиеся в актах
сознания, чувств, воли, мышления, направленных
на преодоление препятствий на путях достижения
целей удовлетворения социальных и личностных
потребностей индивида;
• психогения, исследующая
психические состояния, возникающие
в результате воздействия на сознание
психотравмирующих факторов и психоактивных
веществ;
• психодиагностика,
изучающая потенциальные
• психологическое
здоровье, обеспечивающее иммунитет
к негативному влиянию на сознание
психотравмирующих факторов и собственного
организма;
• психологический
климат, исследующий особенности
таких массовых явлений, как групповое
сознание, коллективное выражение настроений,
мнений, суждений, принятие решений
и деятельности;
• социальная психология
как самостоятельная отрасль
психологии, изучающая закономерности
поведения и деятельности людей,
обусловленные фактором включения
их в социальные группы, а также
психологические характеристики этих
групп с акцентом на изучение каждого
субъекта общественных отношений; социальный
психолог должен уметь выявлять, понимать
эти закономерности и проблемы и
определять, в какой мере и в
каком направлении он может способствовать
их решению;
• факторы, определяющие
условия жизнедеятельности (правовые,
нравственные, материальные и др.);
• статус личности,
отражающий объективный статус роли
и социальной значимости лица в обществе.
Сфера обслуживания
различных слоев населения