Психосоциальная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:59, контрольная работа

Описание работы

Психосоциальная работа имеет место в большинстве на-правлений лечебной, воспитательной и исправительной дея-тельности:
· забота о здоровье матери и дитя,
· детские ясли,
· школы,
· система социальной зашиты,
· система уголовного исправле-ния,

Работа содержит 1 файл

контрольная 1.docx

— 28.30 Кб (Скачать)

Литература: 

1. Барбру Леннер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь популяции. - М., 1998. - 232 С. 

2. Психология социальной  работы / Под ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с. 

3. Фирсов М.В., Шапиро  Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и способы психосоциальной  практики. - М., 2002. - 192 С. 

Введение в России социальной работы и подготовки социальных работников кардинально изменило концептуальные базы разных смежных дисциплин, изучающих  человека и общество, потребовало  нового содержательного заполнения социальных дисциплин, педаго-гики, экономики, права и, естественно же, психологии. Содержание этих дисциплин начало концентрироваться на болевых точках, на социаль-ном и личностном неблагополучии, которое может быть вызвано самыми разнообразными факторами и причинами, далеко не постоянно осознавае-мыми человеком.  

Потребность в социальном работнике и его помощи постоянно  возникает конкретно в таковых  кризисных ситуациях, когда от общественного  работника требуется, до этого всего, разобраться в проб-леме собственного пациента, найти источник его неблагополучия, ко-торый может носить самый разнообразный характер, - безработица, болезни, адаптация после пребывания в местах лишения свободы, се-мейные и служебные конфликты и т.Д.  

совсем разумеется, что дале-ко не постоянно социальный работник способен оказать нужную помощь и далеко не все трудности входят в пределы его компетенции, и в таковых вариантах он выполняет как бы диспетчерские функции, адре-суя, к подходящим специалистам. 

К таковым проблемам, требующим специальной профессиональной помо-щи относятся, непременно, и психологические, которые, кстати, имеют ту изюминка, что, по сути дела, сопровождают фактически хоть какое кризисное состояние, которое может быть вызвано не лишь причинами внутреннего психологического характера, но и внешними обстоятельствами, вызывающими личностные кризисы и социальную дезадаптацию, будь то безработица, заболевание, утрата близких, смена места жительства и т.Д.  

таковым образом, в  идеале психосоциальная работа, направленная на психологическую поддержку насе-ления в разных затруднительных вариантах, вызывающих психологи-ческий дискомфорт и эмоциональную нестабильность, обязана стать неотъемлемой частью социальной работы, так как психосоциальная помочь требуется при решении самого широкого круга заморочек 

1. мишень курса  «Содержание и методика психосоциальной  деятельности в системе социальной  работы»: 

формирование системных  представлений о содержании и  способах психосоциальной деятельности, выработка на данной базе психосоциального мышления применительно к особенностям социальной работы, овладение технологиями и навыками психосоциальной работы с различными субъектами и группами в разных социальных учреждениях  и сферах жизнедеятельности. Психосоциальная помощь является тем понятием, которое включает пограничную область меж психотерапией и социаль-ной работой. 

Психотерапия осуществляется, как правило, психолога-ми либо психиатрами и социальными работниками с допол-нительной терапевтической подготовкой. Лишь незначи-тельное число из них, но, работает с психотерапией в чистом виде. Точно также не все клиенты пригодны для психотерапии в традиционном смысле этого слова. Напротив, имеется много довольно огромных профессиональных групп, которые получают пользу от внедрения в собственной ра-боте отдельных частей психотерапевтических знаний и делают это более либо менее сознательно. Эти знания опреде-лялись в аналитической работе по психотерапии как «психотерапевтический характер (образ) отношений», но это определение, по мнению многих, было очень слабым. И в итоге пришли к необходимости делать различие меж психотерапией и социальной работой.  

Психосоциальная работа является для многих достаточ-но расплывчатым понятием. В докладе по психотерапии (1975) она определялась как «профессиональное занятие с ясным пониманием того, какое значение имеют социальная организация и формы человеческого общения для психичес-кого развития и благополучия индивида».  

Психосоциальная работа -- это направление в социальной ра-боте, которое уделяет особенное внима-ние психологическим аспектам трудной жизненной ситуации кли-ента.  

Понятие "психосо-циальный", с одной стороны, описывает точку зрения на предпосылки человеческого страдания -- социальные и психиче-ские трудности взаимодействуют друг с другом, с другой сто-роны, показывает методы решения трудности, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которы-ми, в свою очередь, работают параллельно. 

В практической работе границы меж психотерапией и  психосоциальной работой частенько  являются подвижными. 

Той профессиональной группой, которая находится на водоразделе  меж психотерапией и психосоциальной  рабо-той, являются социальные работники в системе социальной защиты, криминального исправления, школьного образова-ния и большей части учреждений здравоохранения. В собственной практической деятельности они частенько применя-ют психотерапевтические знания, но не убеждены, в какой мере при этом они регулярно осуществляют психотерапию. Поэтому в последние годы их работу стали именовать психо-социальной. Сопоставить разные рабочие формы психотера-пии и психосоциологии можно на примере их разных це-лей и уровня притязаний, когда речь идет об изменении си-туации пациента/клиента. 

тут можно выделить три направления психосоциальной  работы: 

1. Социальная служба. 

2. Психосоциальная  работа: 

-- общественно направленное  действие; 

-- индивидуально  направленное действие. 

3. исцеление (действие): 

-- психосоциальное  действие; 

-- психотерапия. 

СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА 

Примером социальной службы является посредничество различного вида:  

· выплаты социальных пособий;  

· предоставле-ние информации о том, где можно отыскать работу, получить образование и жилье;  

· помощь в списании долгов;  

· как до-биться льгот в очереди на детский сад либо на место в больнице.  

Содержание контактов  концентрируется на опосредовании имеющихся возможностей и информации. Личность нуждающегося в помощи на этом уровне не затрагивается либо затрагивается некординально. В центре стоит внешняя социальная ситуация. Редко появляются какие-или особенные дела друг с другом, поскольку контакты с большинст-вом клиентов кратковременны. Ранее этот тип работы доми-нировал в системе социальной защиты. 

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 

Психосоциальная работа имеет место в большинстве  на-правлений лечебной, воспитательной и исправительной дея-тельности:  

· забота о здоровье матери и дитя,  

· детские ясли,  

· школы,  

· система социальной зашиты,  

· система уголовного исправле-ния,  

· воспитание молодежи,  

· психиатрия.  

· психосоциальная  работа осуществляется и в таковой  специфичной сфере, как создание. 

Психосоциальная работа включает в себя две разные формы:  

1) Обществен-но направленное действие либо профилактическая психосоциальная работа, как она по другому называется, заключа-ется в просветительской деятельности либо передаче знаний разным группам. Примером данной работы могут служить информация и курсы в школе об алкоголе и половых отно-шениях, примером её объекта -- группа для родителей в дет-ском здравоохранении. 

2) Другая форма  психосоциальной работы применяется  во время контактов с отдельными  лицами, т.Е. Речь идет об ин-дивидуально направленном воздействии.  

Личность клиента  затрагивается в большей степени, чем при оказании социальной помощи. Беседы являются по сво-ему характеру поддерживающими и нацелены на проработку пограничных заморочек. Речь может идти и о беседе с лицом, находящимся в кризисном состоянии, а также о советах в различной форме. Беседы не нуждаются в особой системати-зации, а исходят из актуальных потребностей клиента. Не происходит вникания в прошедшее индивидума. Целью не явля-ется достижение каких-или существенных конфигураций лич-ности, даже если эффект и мог бы стать терапевтическим, т.Е. Лечебным и освобождающим. Работа, проводимая неспе-циалистами, к примеру, воспитателями либо надзирателями различного вида, можно сказать, находится на данном уров-не психосоциальной работы. 

Работа по исследованию психосоциальной обстановки и мотивационная  деятельность также в большей  степени относят-ся ко второму уровню. 

ОКАЗАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ  ПОМОЩИ 

Работа по оказанию психосоциальной помощи является в  высшей степени индивидуально направленной. Трудности появляются тут социально  и/либо психологически. Клиент обязан иметь иную, более сильную мотивацию, чтоб по-мощь стала актуальной. Социальный работник и клиент при-ходят к согласию о начале совместного процесса решения трудности. 

действие более  систематизировано и структурирова-но, чем общественная психосоциальная работа. По продол-жительности оно простирается от многократных до много-летних контактов. Завязываются более личные дела, которые употребляются для воплощения конфигураций. Таковая психосоциальная деятельность также ориентирована на изменение личности, отношений и/либо социальной ситуации. 

ПСИХОТЕРАПИЯ 

Психотерапия определяется как «воз-действие, основанное на психологической теории и способах и заключающееся в систематических, целенаправленных мерах по оказанию помощи лицу либо группе лиц в вопросе урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психосоматических симптомов, которые являются беспокоящими».  

В психотерапии употребляется  ряд способов:  

· гипноз,  

· поведенческая  терапия,  

· психодинамическая терапия,  

· образная терапия,  

· манипуляционный (трансактный) анализ.  

В различие от психосоциального действия, психические трудности  стоят в самом центре. 

К огорчению, психотерапия в течение долгого вре-мени числилась более «высокой», чем психосоциальное воз-действие, и имела более высокий статус. Ряд социальных работников, прошедших дополнительную подготовку по психотерапии, покинули компанию, где в большей степени занимались психосоциальным действием, и перешли к другой дея-тельности. Нет никаких оснований возвышать одну форму работы над другой. Обе ориентированы на глубочайшие конфигурации и предъявляют высокие требования к компетенции воздействующего лица.  

Многие ученые и  практические работники разглядывают психотерапию и психосоциальное  действие как равноценные формы  работы.  

 Психосоциальное  действие значит, что прорабатывается  как социальная, так и психологическая  ситуация, в то время как в  фокусе психотерапии находится  психическое страдание. Не считая  того, эти формы используются  в разных организациях, направ-лены на разные группы и различаются друг от друга рабо-чей методикой, обусловленной специфическими неуввязками целевых групп. 

3. Психосоциальный  подход в социальной работе 

Социально-психологическая  направленность (личность -- об-щество) эволюционировала на протяжении всей истории профес-сиональной социальной работы в XX в. И привела к возникнове-нию психосоциального подхода. Данный подход традиционно связыва-ют с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф.Холлиз (Florence Hollis), а в 1950--1960-е гг. Огромное влияние на его формирова-ние оказали психоаналитические идеи Фрейда, потом -- работы Дж. Боулби. 

В исследованиях, посвященных  психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента  в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. По другому говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя действительность, чтоб понять целостность «человека в ситуа-ции», т.Е. Психосоциальность. 

мишень психосоциального подхода -- поддерживать равновесие меж  внутренней психической жизнью человека и межсистем-ными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются воз-можности человека, высоко оцениваются потенциал личности и её способности к росту и развитию при наличии соответствующих Условий, ресурсов и помощи. Суть помощи -- эффективное учас-тие в решении психологических, межличностных и социальных заморочек «личности в ситуации». 

Информация о работе Психосоциальная работа