Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:07, доклад
Практика коррекционного обучения показывает, что проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривается в большинстве случаев исключительно через призму проблем самого ребенка. Считается достаточным ограничиться методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторыми советами, касающимися воспитания и обучения ребенка. Однако, часто такое воздействие, несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказывается недостаточным, так как из поля зрения исключается один из аспектов, требующих особого внимания, а именно: родители ребенка, с отклонениями в развитии. Так как решение проблемы социальной адаптации семей данной категории, обретение ими своей «социальной ниши» следует искать в сфере реализации коррекционного воздействия не только на аномального ребенка, но и на его родителей.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
(вопросы педагогической этики)
Митрачкова М.В. - учитель-дефектолог (олигофренопедагог) высшей квалификационной категории МДОУ д/с №139 «Антошка» г. Брянск
Практика коррекционного обучения показывает, что проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривается в большинстве случаев исключительно через призму проблем самого ребенка. Считается достаточным ограничиться методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторыми советами, касающимися воспитания и обучения ребенка. Однако, часто такое воздействие, несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказывается недостаточным, так как из поля зрения исключается один из аспектов, требующих особого внимания, а именно: родители ребенка, с отклонениями в развитии. Так как решение проблемы социальной адаптации семей данной категории, обретение ими своей «социальной ниши» следует искать в сфере реализации коррекционного воздействия не только на аномального ребенка, но и на его родителей.
Не секрет, что появление в семье ребенка с нарушениями развития всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и их близких родственников, семья живет в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и волнующих вопросов: «Можно ли ребенка вылечить?» «Что делать?» и т.п. Понимание того, что процесс лечения и специального обучения будет длительным и трудным, приходит не сразу. Осознание этого факта – сильнейший стресс для родителей и др. членов семьи, который нередко проявляется в изоляции семьи от общества. Зачастую семья оказывается в своеобразном замкнутом мире со специфической деформированной системой отношений между родственниками. Нередко больной ребенок становится причиной семейных конфликтов и разводов родителей.
Поэтому, педагогам (дефектологам и воспитателям коррекционных групп) работающим с семьями детей-инвалидов, необходимо помнить о постоянных стрессовых ситуациях, которые испытывают такие семьи. Это и уменьшение бюджета семьи, если один из родителей вынужден оставить работу, и нарушение социальных, общественных связей, и отсутствие психологической помощи, позволяющей противостоять обстоятельствам, с которыми ежедневно сталкиваются родители. Кроме того, к сожалению, с каждым годом растет число так называемых социально неблагополучных семей, с которыми строить работу по взаимодействию в обучении и воспитании проблемного ребенка приходится особенно тяжело.
Детям для полноценного и гармонического развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в особой поддержке и помощи близких ему людей, что позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.
При каких условиях это будет осуществляться наиболее успешно? Во многом результат зависит от отношения родителей к самому факту рождения больного ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи.
Развитие эмоциональных реакций у родителей, узнавших о том, что их ребенок не такой как другие, проходит следующие этапы.
1. Отрицание - (сомнение в компетентности специалиста, поиск другого «более компетентного»).
2. Гнев - одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций (ощущение беспомощности, разочарования, безысходности).
3. Чувство вины – страдание, переживание по поводу «своих ошибок».
Таким образом, преодолевая хронический стресс, связанный с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями, семья использует различные стратегии – внутренние и внешние. Говоря о внутренних стратегиях психологи выделяют пассивную и активную позиции.
Пассивная позиция. Такая стратегия является «страусиной» и заключается в избегании поиска решения проблемы. Она основана на надежде, что все уладится само собой. Что бы ни случилось – все воспринимается как должное.
Активная позиция. Такая стратегия заключается в способности идентифицировать те условия, которые можно изменить, и активной деятельности по их изменению, а так же в способности идентифицировать условия, которые на данный момент изменить невозможно, и принять их как данность.
Внешние стратегии основываются на умении опираться на экстра- семейные системы, т.е. на индивидуумов и учреждения, не входящие в систему семьи. К ним относятся: умение находить и использовать помощь других людей – соседей, друзей, других семей, имеющих и не имеющих сходные проблемы; способность находить духовную поддержку - советы, помощь церкви; умение использовать ресурсы государственной поддержки.
Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от стиля воспитания, которого придерживаются родители. К сожалению, они не всегда находят правильный стиль взаимодействия со своим ребенком. Можно выделить два основных типа отношений родителей к ребенку с нарушениями развития: максимальная самоотдача, часто переходящая в гиперопеку и отстраненность. В семьях, где кроме ребенка с ограниченными возможностями есть и другие, обычные дети, у родителей возникают особые трудности. Им приходится использовать различные стратегии воспитания и поведения по отношению к здоровым и больным детям.
Мы подробно остановились на психологическом климате семей детей с ограниченными возможностями, чтобы далее рассмотреть проблему педагогической этики и помощи родителям, попавшим в тяжелейшие жизненные обстоятельства. Так как уровень развития психологической службы, в частности организованных форм психологической помощи родителям, которые имеют «особого» ребенка – крайне недостаточен.
Таким образом – эмоциональная адаптация родителей, выработка позитивных установок по отношению к самим себе и ребенку, попавшему в группу коррекционно-развивающего обучения (по заключению ПМПК) – является первоочередной задачей педагогов: дефектологов и воспитателей специализированных групп.
Перефразируя выражение крупнейшего русского психоневролога и нейрофизиолога В.М.Бехтерева: «Если больному после беседы с врачом не становится легче, - это не врач», можно сказать, что если родитель после беседы с педагогом уходит подавленным, убитым, не видящим никаких возможностей для продвижения в развитии своего ребенка, то это не педагог.
Педагоги должны относиться к семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями, в высшей степени деликатно, стараясь со своей стороны, упрочить согласие в семье.
Как уже говорилось, способность детей к обучению бывает крайне не велика, их потенциальные возможности раскрываются очень медленно. В основном в глаза бросаются трудности, которые испытывает ребенок.
Не следует акцентировать внимание родителей на неудачах и неадекватных поступках. Почему? Потому, что в этом нет конструктивного начала. Кроме того, первое правило, которому обязан следовать педагог,- не оскорблять родительских чувств.
Некоторым педагогам кажется, что чем в более неудобное положение они поставят родителей своими замечаниями, тем лучше для дела - они сильнее почувствуют свою ответственность за детей. Это непростительная ошибка. Следствие такого подхода – чувство отчаяния, недоверие к педагогу и нежелание встречаться с ним.
Положительных результатов легче добиться в том случае, если разговор с родителями начать с того, что ребенок уже умеет, чего достиг в своем развитии и какие задачи предстоит решить в дальнейшем.
Необучаемых детей нет. Необходимо показывать родителям пусть самые незначительные успехи ребенка в учебной и другой деятельности. К примеру, если ребенок не может выложить из палочек определенную фигуру, то ему под силу собрать палочки и положить в коробку. Только следует подобрать доступное для ребенка задание и запастись терпением. При этом необходимо всячески подчеркивать, что заниматься с ребенком должны и дома.
Что касается объективных трудностей, особенностей поведения и эмоциональной сферы ребенка, педагог их непременно коснется, но произойдет это в ходе доброжелательной, доверительной беседы. Давая рекомендации, как строить занятия, педагог должен учитывать условия жизни каждой семьи, ее состав и культурный уровень, количество детей – иначе советы могут оказаться трудновыполнимыми и у родителей возникнет чувство собственной беспомощности.
Педагог должен соблюдать определенные границы в использовании той информации о больном ребенке, которой он располагает. Т.к. мать нередко доверяет педагогу сугубо личные проблемы.
Недопустим и менторский тон в общении с родителями, стремление поучать, занять положение непререкаемого авторитета.
Кроме того, учитель-дефектолог и воспитатели коррекционных групп обладают разной компетентностью в понимании проблем, связанных с состоянием ребенка, что вполне естественно. Поэтому большая часть работы по взаимодействию с родителями в группе корреционно - развивающего обучения ложится на учителя-дефектолога.
Установление правильных взаимоотношений специалистов с родителями детей-инвалидов требует от первых большого такта, выдержки, душевного тепла и умения сострадать. Поэтому необходимо готовить студентов-дефектологов к работе, вооружая их не только методиками, но и вырабатывать у них определенные нравственные понятия, учить их педагогической этике.
Исходя из нашего опыта работы, мы можем предложить следующий алгоритм психолого-педагогического сопровождения семьи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.
Он включает в себя 3 этапа:
1 этап – Пропедевтико-диагностический ( начало учебного года – сентябрь,октябрь,ноябрь) осуществляется учителем-дефектологом
Цель этапа - а). установить эмоциональный контакт с родителями и детьми, дать родителям первичную информацию о проблемах ребенка.
б). выявить социально-психологический статус семьи:
- микросоциальные условия воспитания детей;
- уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с педагогами в обучении и воспитании ребенка;
На основе данных о микросоциальных условиях воспитания детей выявляются факторы социальной характеристики семьи:
- уровень образования родителей;
- общий культурный уровень семьи;
- материальная обеспеченность;
- жилищно-бытовые условия;
- взаимоотношения в семье;
- наличие вредных привычек у родителей;
- состояние здоровья родителей.
При анализе полученных данных выделяются 3 группы семей:
1. Оптимальная. Высшее образование родителей. Довольно высокий культурный уровень семьи. Материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая обстановка в семье. Отсутствие вредных привычек у членов семьи. Состояние здоровья родителей оптимальное.
2. Удовлетворительная. Один из показателей является неудовлетворительным (вредные привычки, жилищные условия, взаимоотношения в семье).
3. Неудовлетворительная. Наличие в семье двух и более неудовлетворительных показателей (неблагоприятный психологический климат в семье, низкий уровень культуры, злоупотребление алкоголем; состояние здоровья -неудовлетворительное).
Наряду с изучением социально-психологической характеристики семей определяется и родительская мотивация в плане сотрудничества с дошкольным учреждением. Уровень родительской мотивации оценивается по параметрам:
- адекватность оценки родителями состояния своего ребенка;
- готовность к сотрудничеству, понимание его важности и необходимости;
- проявление инициативы в сотрудничестве;
- продуктивность использования психолого-педагогических и медицинских рекомендаций;
На 1 этапе психолого-педагогическая помощь оказывается родителям в следующих формах работы:
- наблюдение;
- беседа;
- консультации узких специалистов;
- социометрия (каждого ребенка);
- анкетирование (с целью знакомства с родителями, опекунами детей);
- заполнение карты психологического изучения ребенка (дефектолог совместно с воспитателями);
- диагностика детей;
- индивидуальные консультации по итогам диагностики.
Ожидаемый результат 1 этапа: а). понимание родителями проблем ребенка, принятие помощи в условиях группы КРО в ДОУ. б). выбор оптимальных направлений работы, методов дифференцированной помощи родителям в соответствии с социально- психологическим статусом семьи.
2 этап – Компенсирующий. Он самый продолжительный по времени (декабрь- март) Цель – осуществить адекватное, эффективное психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушениями развития.
На этом этапе формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству.
Формы работы : (индивидуальные и групповые)