Психология личности учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 15:32, реферат

Описание работы

Психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала.

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Понятие о профессиональной компетентности учителя (педагогические умения и навыки). 

Педагогическая  профессия, как мы уже отмечали, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять  развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. 
Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. 
В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Психолого-педагогическая подготовленность заключает в себе знание методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; 
законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Она — основа гуманистически ориентированного мышления учителя-воспитателя. 
Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания — необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков. 
Педагогическое умение — это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Такое понимание сущности педагогических умений подчеркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих учителей, единство теоретической и практической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивого до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий. 
Наконец, данное понимание сущности педагогического умения позволяет понять его внутреннюю структуру, т.е. взаимообусловленную связь действий (компонентов умения) как относительно самостоятельных частных умений. Это в свою очередь открывает возможность как для объединения множества педагогических умений по разным основаниям, так и для условного их разложения в практических целях. Например, умение "провести беседу" может быть разложено на части: определить тему, наиболее адекватно отражающую интересы, потребности учащихся и в то же время учитывающую ведущие воспитательные задачи, стоящие перед классом; отобрать содержание, выбрать формы, методы и средства воспитания с учетом возраста воспитанников и конкретных условий; составить план (план-конспект) и т.д. Точно так же можно разложить любое другое умение.
 
 

Педагогическая  деятельность.

Характеристика  педагогической деятельности.

Педагогическая  деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его  к жизни в современных социокультурных  условиях.

В основе педагогической деятельности лежат  закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.

Характер  и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель  педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта  и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом  педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним  относят мотивы личностного и  профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую  и просоциальную направленность.

Средствами  педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и  методическая литература; наглядность, ТСО.

Способами передачи опыта общественного поведения  и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Б.Т. Лихачев  выделяет следующие структурные  компоненты педагогической деятельности:

знание  педагогом потребности, тенденций  общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области  производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

высочайшая  нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней  продуктивности педагогической деятельности:

-непродуктивный; педагог умеет пересказать другим  то, что знает сам;

-малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое  сообщение к особенностям аудитории;

-среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями  вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;

-продуктивный; педагог владеет стратегиями  формирования искомой системы  знаний, навыков, умений учащихся  по предмету и в целом;

-высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями  превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии. 

Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип

Принято выделять три основных стиля деятельности:

авторитарный,

демократический,

попустительский. 

Основные  функции педагогической деятельности. 

Сущность педагогической деятельности позволяет выделить ряд определенных профессиональных предписаний (функций), выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.

В педагогической литературе рассматриваются следующие  функции педагогической деятельности.

Функция развивающая является ведущей в  деятельности педагога. Она сама объединяет ряд функций: 

-гностическую (познавательную), включающую умения  накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать  опыт коллег, познавать, осваивать средства воспитательного воздействия и т.д.; 

-исследовательскую,  включающую умения определять  проблему для обсуждения и  исследования, анализировать научную  литературу, выдвигать гипотезы  и задачи исследования, проблемно  ставить вопросы и т.д.; 

-информационную, включающую умения пользоваться  речевой выразительностью, точно,  кратко, логично излагать материал  и добиваться понимания, пользоваться  различными методами изложения,  активизировать детей в процессе  усвоения материала и т.д.; 

-побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т.д. 

-конструктивно-организаторская  функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой) деятельности и т.д., организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, организовывать развивающую среду и использовать её в качестве средства воспитания личности ребенка и т.п.

-диагностическая  функция направлена на определение  состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с использованием различных методов учебно-воспитательной работы и т.д. 

-координирующая  функция направлена на объединение  и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе ДОУ и т.д. 

-коммуникативная  функция требует от педагога  высоких нравственных качеств  и черт характера, проявляющихся  в умении быть в общении  с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым. 

-материнская  функция проявляется в обеспечении  положительного эмоционального  состояния ребенка, в охране  жизни и здоровья, доверенных  педагогу детей, в обеспечении  их нормального психического  и физического развития. 

-преобразовательная  функция требует от педагога  проявления творческого подхода  к организации учебно-воспитательного  процесса.

Обязательным  условием оптимального построения учебно-воспитательного  процесса в любом образовательном  учреждении является реализация всех педагогических функций в совокупности. 
 

Понятие Я-концепции

Я-концепция - это обобщенное представление о  самом себе, система установок  относительно собственной личности.

В психологии под самосознанием, или "Я", понимается либо процесс накопления представлений о себя, либо результат этого процесса.

В первом случае исследователя интересуют динамические аспекты самосознания:

появление и формирование самосознания,

его развитие на протяжении жизни человека,

появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т.д.

Во втором случае рассматриваются в большей  степени:

форма этого опыта, его структура и  организация, его функции в жизнедеятельности  человека.

Различают следующие функции самосознания в жизнедеятельности человека:

1. "Я"  является той точкой, той перспективой, из которой человек воспринимает  и постигает мир. Причем всякое  индивидуальное знание и опыт  имеют субъективную окраску в  том смысле, что человек соотносит  это знание с собственной личностью,  с собственным "Я", т.е. это мое знание, мой опыт.

2. Самосознание, "Я", выполняет регулирующую  роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, в отличие  от поведения животного, обусловлено  не только ситуацией, но и  тем, как человек себя воспринимает  и оценивает.

Психическим механизмом формирования самосознания является рефлексия, т.е. способность  человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к  себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с  различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание.

Информация о работе Психология личности учителя