Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 15:32, реферат
Психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала.
Понятие
о профессиональной
компетентности учителя (педагогические
умения и навыки).
Педагогическая
профессия, как мы уже отмечали, является
одновременно преобразующей и управляющей.
А для того чтобы управлять
развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие
профессиональной компетентности педагога
поэтому выражает единство его теоретической
и практической готовности к осуществлению
педагогической деятельности и характеризует
его профессионализм.
Содержание подготовки педагога той или
иной специальности представлено в квалификационной
характеристике — нормативной модели
компетентности педагога, отображающей
научно обоснованный состав профессиональных
знаний, умений и навыков. Квалификационная
характеристика — это, по существу, свод
обобщенных требований к учителю на уровне
его теоретического и практического опыта.
В общем виде психолого-педагогические
знания определены учебными программами.
Психолого-педагогическая подготовленность
заключает в себе знание методологических
основ и категорий педагогики; закономерностей
социализации и развития личности; сущности,
целей и технологий воспитания и обучения;
законов возрастного анатомо-физиологического
и психического развития детей, подростков,
юношества. Она — основа гуманистически
ориентированного мышления учителя-воспитателя.
Психолого-педагогические и специальные
(по предмету) знания — необходимое, но
отнюдь не достаточное условие профессиональной
компетентности. Многие из них, в частности
теоретико-практические и методические
знания, являются предпосылкой интеллектуальных
и практических умений и навыков.
Педагогическое умение — это совокупность
последовательно развертывающихся действий,
часть из которых может быть автоматизирована
(навыки), основанных на теоретических
знаниях и направленных на решение задач
развития гармоничной личности. Такое
понимание сущности педагогических умений
подчеркивает ведущую роль теоретических
знаний в формировании практической готовности
будущих учителей, единство теоретической
и практической подготовки, многоуровневый
характер педагогических умений (от репродуктивого
до творческого) и возможность их совершенствования
путем автоматизации отдельных действий.
Наконец, данное понимание сущности педагогического
умения позволяет понять его внутреннюю
структуру, т.е. взаимообусловленную связь
действий (компонентов умения) как относительно
самостоятельных частных умений. Это в
свою очередь открывает возможность как
для объединения множества педагогических
умений по разным основаниям, так и для
условного их разложения в практических
целях. Например, умение "провести беседу"
может быть разложено на части: определить
тему, наиболее адекватно отражающую интересы,
потребности учащихся и в то же время учитывающую
ведущие воспитательные задачи, стоящие
перед классом; отобрать содержание, выбрать
формы, методы и средства воспитания с
учетом возраста воспитанников и конкретных
условий; составить план (план-конспект)
и т.д. Точно так же можно разложить любое
другое умение.
Характеристика педагогической деятельности.
Педагогическая
деятельность – это целенаправленное,
мотивированное воздействие педагога,
ориентированное на всестороннее развитие
личности ребенка и подготовку его
к жизни в современных
В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.
Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.
Цель
педагогической деятельности – создание
условий для осуществления
Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.
В педагогической
деятельности выделяются как внешние,
так и внутренние мотивы. К внешним
относят мотивы личностного и
профессионального роста, к внутренним
– доминирование, гуманистическую
и просоциальную
Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.
Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.
Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:
знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;
научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;
педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;
высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.
Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
-непродуктивный;
педагог умеет пересказать
-малопродуктивный;
педагог умеет приспособить
-среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;
-продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;
-высокопродуктивный;
педагог владеет стратегиями
превращения своего предмета в средство
формирования личности учащегося; его
потребностей в самовоспитании, самообразовании,
саморазвитии.
Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип
Принято выделять три основных стиля деятельности:
авторитарный,
демократический,
попустительский.
Основные
функции педагогической
деятельности.
Сущность педагогической деятельности позволяет выделить ряд определенных профессиональных предписаний (функций), выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.
В педагогической литературе рассматриваются следующие функции педагогической деятельности.
Функция
развивающая является ведущей в
деятельности педагога. Она сама объединяет
ряд функций:
-гностическую
(познавательную), включающую умения
накапливать необходимые
-исследовательскую,
включающую умения определять
проблему для обсуждения и
исследования, анализировать научную
литературу, выдвигать гипотезы
и задачи исследования, проблемно
ставить вопросы и т.д.;
-информационную,
включающую умения
-побудительную,
включающую умения возбуждать интерес,
внимание, побуждать к активности, переводить
знания в практические действия, оценивать
деятельность, поступки, закреплять знания
и умения детей в соответствии с возрастом
и т.д.
-конструктивно-
-диагностическая
функция направлена на
-координирующая
функция направлена на
-коммуникативная
функция требует от педагога
высоких нравственных качеств
и черт характера,
-материнская
функция проявляется в
-преобразовательная
функция требует от педагога
проявления творческого
Обязательным
условием оптимального построения учебно-воспитательного
процесса в любом образовательном
учреждении является реализация всех
педагогических функций в совокупности.
Понятие Я-концепции
Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.
В психологии под самосознанием, или "Я", понимается либо процесс накопления представлений о себя, либо результат этого процесса.
В первом случае исследователя интересуют динамические аспекты самосознания:
появление и формирование самосознания,
его развитие на протяжении жизни человека,
появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т.д.
Во втором случае рассматриваются в большей степени:
форма
этого опыта, его структура и
организация, его функции в
Различают следующие функции самосознания в жизнедеятельности человека:
1. "Я"
является той точкой, той перспективой,
из которой человек
2. Самосознание,
"Я", выполняет регулирующую
роль в жизнедеятельности
Психическим механизмом формирования самосознания является рефлексия, т.е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание.