Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 15:32, реферат
Психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала.
ПСИХОЛОГИЯ
ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
Психическое
и личностное развитие школьников, развитие
их мотивов и потребностей, интересов
и склонностей, самостоятельного творческого
мышления, их самосознания, социальной
активности и нравственной воспитанности,
во многом зависит от учителя как личности
и как профессионала. Практические педагогические
воздействия учителя на ученика, осуществляемые
без учета психологических механизмов
развития личности ребенка, не только
не приведут к желаемой цели, но и затормозят
развитие личности ребенка, закроют для
него путь к творчеству и самоактуализации.
В психологии педагогического труда принято выделять особенности личности учителя, деятельности и педагогического общения. При анализе психологии личности учителя выделяют прежде всего те особенности, черты, проявления личности, которые отвечают требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение полноценной педагогической деятельностью, т.е. приобретают профессионально педагогическую значимость. В.А. Крутецкий и Е.Г. Балбасова выделили в структуре профессионально значимых качеств личности учителя (имея в виду своеобразную эталонную модель учителя) четыре подструктурных блока:
1) идейно-нравственный моральный облик;
2) педагогическая направленность;
3) педагогические способности — общие и специальные;
4) педагогические
умения и навыки. Наибольшее внимание
было уделено исследованию
Большинство моделей педагогических способностей подразделяются на четыре подгруппы: 1) системные модели; 2) структурные модели; 3) псевдопрогнозирующие; 4) прогностические модели.
К первой подгруппе относятся системные модели педагогических способностей. Например, модель педагогических способностей учителей средней школы, которые были изучены Ф.Н. Гоноболиным. Автором выявлены свойства индивидуальности, структура которых и составляет собственно структуру главных компонентов педагогических способностей:
1)способность делать учебный материал доступным для учащихся;
2)понимание учителем ученика;
3)творчество в работе;
4)педагогическое волевое влияние на детей;
5)способность организовывать детский коллектив;
6)интерес к детям;
7)содержательность и яркость речи;
8)ее образность и убедительность;
9)педагогический такт;
10)способность связывать учебный предмет с жизнью;
11)наблюдательность (по отношению к детям);
12)педагогическая
требовательность и т.п.
Ко второй
подгруппе относятся так
1) перечень свойств и характеристик личности учителя;
2) перечень требований к психолого-педагогической подготовке;
3) объем и содержание академической подготовки;
4) объем и содержание методической подготовки по конкретной специализации.
Из данной гипотетической структуры выводятся главные составляющие педагогических способностей:
1) направленность
(идейная, профессионально-
2) общие
академические способности (
3) частные
дидактические способности (
К третьей
подгруппе относятся так
По мнению
Н.В. Кузьминой2, педагог кроме организаторских
способностей должен обладать еще коммуникативными,
конструктивными, проективными и гностическими
способностями.
К четвертой
подгруппе относятся так
1) фактор сопереживания (дружелюбия) - эгоцентричности (равнодушия);
2) фактор деловитости (системности) — безалаберности;
3) фактор ведения уроков, стимулирующих творческие возможности учащихся - скучного, однообразного ведения занятия;
4) фактор доброжелательного — недоброжелательного отношения к ученикам;
5) фактор принятия — непринятия демократического типа преподавания;
6) фактор доброжелательного - недоброжелательного отношения к администрации и другому персоналу школы;
7) фактор склонности к традиционному — либеральному типу преподавания;
8) фактор эмоциональной стабильности - нестабильности;
9) фактор
хорошего словесного понимания.
Моральный
облик педагога.
Большую роль в воспитательном процессе играет моральный облик педагога.
Так-так
учитель очень часто выступает примером,
следовательно для того, что бы воспитать
детей нужно самому быть воспитанным.
Очень важно, чтобы ученик увидел в педагоге
искреннего друга, способного помочь ему,
понять его и поддержать. Педагог должен
суметь построить свои отношения с ученикам
и на взаимном понимании, уважении и доверии,
на взаимодействии и сотрудничестве. Любая
совместная деятельность, будь сближать
учителя и ученика, что даст свою плоды
в оьучении и воспитании.
Направленность
личности педагога.
Ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) в личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.
Составляющими
социально-нравственной направленности
выступают социальные потребности,
чувство общественного долга, моральные
и ценностные ориентации, гражданская
ответственность, идейная убежденность,
профессиональная позиция, социальная
активность, надежность.
К социальным потребностям (согласно типологии потребностей А. Маслоу) относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т.п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим коммуникативные умения характеризуют деятельность педагога. Одним из мотивов выбора педагогической профессии является разнообразие общественных связей (с родителями, учащимися, учителями и др.).
В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности педагога.
Высокая
профессиональная ответственность
является отличительной особенностью
педагогической профессии. Педагог-гражданин
верен своему народу, он не замыкается
в узком кругу личных забот, его жизнь
непрерывно связана с тем микрорайоном,
где он живет и работает.
Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве преобладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (любовь, свобода, совесть, вера, ответственность), которые органически связаны с нравственными ценностями (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Важное место в системе ценностей занимают патриотические (патриотизм, национальное достоинство, гражданственность и др.) и эстетические ценности. Кроме того, в качестве ценностных ориентации могут выступать такие показатели, как смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера и др.
На разных
стадиях профессионального
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. В них отражается отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.
Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления теоретических знаний и практического опыта будущим педагогом. Основу педагогического призвания составляет любовь к людям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность.
Взаимоотношения с обучающимися, их родителями и коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения формирует у обучающегося чувство собственного достоинства. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога и его профессионального мастерства.
Социальная
и педагогическая позиции педагога
тесно взаимосвязаны.
Профессиональная
позиция педагога определяется отношением
к педагогической профессии, к обучающимся,
к характеру труда; установками,
ожиданиями и готовностью к
К качествам,
характеризующим
Педагогическая
справедливость представляет собой
своеобразное мерило справедливости педагога,
уровня его нравственности и воспитанности.
На первом курсе среди профессионально
важных качеств педагога студенты, в первую
очередь, называют именно справедливость.
Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности.
Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное – хорошо знать ту науку, которую преподает. Знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.
Наиболее
общей характеристикой
Необходимым
условием профессионального становления
является непрерывность педагогического
самообразования. У педагога должна
постоянно присутствовать потребность
в знаниях. Это неотъемлемый компонент
педагогического труда.