Психология лиц с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:29, реферат

Описание работы

Речь --важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.

Содержание

Введение
1.Теоретическое обоснование классификаций нарушений речи
2.Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Психология лиц с нарушением речи.docx

— 32.97 Кб (Скачать)

Каждый из выделенных критериев при описании того или другого речевого нарушения  может быть представлен более  дифференцированно, что позволит в  отдельных видах обнаружить подвиды, имеющие значение для логопедического  воздействия.

Клиническим (в сочетании с этиопатогенетическими) критериям в данной классификации  отводится роль уточняющих, которые  не могут быть ведущими для педагогической квалификации речевых нарушений, а  для врача они являются средством  анализа. Эти критерии ориентированы  не столько на само речевое нарушение, сколько на объяснение анатомо-физиологического субстрата его нарушения и  причин возникновения. При нарушении  одного и того же субстрата, так же как при действии одних и тех  же причин, могут наблюдаться различные  виды речевых нарушений. А одни и  те же расстройства могут возникать  в силу различных причин. Эти критерии могут оказать большую помощь при их квалификации. Дополняя картину  того или иного нарушения, выделенного  на основе психолого-лингвистических  критериев, ориентированных на педагогический процесс логопедического воздействия, они позволяют провести дифференциацию сходных по внешним проявлениям  дефектов на основе следующих данных: 1) какими факторами обусловлено  нарушение речи (социальными или  биологическими); 2) на каком фоне оно  развивается (органическом или функциональном); 3) в каком звене речевой функциональной системы локализуется (центральном  или периферическом); 4) какова глубина (степень) нарушения центральных  или периферических аппаратов речи; 5) время его наступления.

Эти данные важны для логопеда, так как  они направляют внимание на тот анатомо-физиологический  механизм (субстрат нарушения), который  нуждается в коррекции и вместе с тем позволяет прогнозировать сроки и возможные результаты логопедического воздействия. Эти  данные указывают логопеду, в каких  случаях логопедическое воздействие  является достаточным для преодоления  речевого нарушения, а в каких  случаях необходима организация  комплексного медико-педагогического  воздействия.

2.Виды речевых  нарушений, выделяемых в клинико-педагогической  классификации

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических  критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости  от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут  быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые  называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями  речи.

I. Расстройства  фонационного оформления высказывания  могут быть дифференцированы  в зависимости от нарушенного  звена: а) голосообразования, б)  темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г)  звукопроизносительной организации.  Эти расстройства могут наблюдаться  изолированно и в различных  комбинациях, в зависимости от  чего в логопедии выделяются  следующие виды нарушений, для  обозначения которых существуют  традиционно закрепившиеся термины:

1.Дисфония (афония) -- отсутствие или расстройство  фонации вследствие патологических  изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение  фонации, фоноторные нарушения,  вокальные нарушения.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и  тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или  функциональными расстройствами голосообразующего  механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом  этапе развития ребенка. Бывает изолированной  или входит в состав ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия -- патологически замедленный темп  речи.

Синоним: брадифразия.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

3. Тахилалия  -- патологически ускоренный темп  речи.

Синоним: тахифразия.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.

При замедленном  темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе -- торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически  ускоренная речь сопровождается необоснованными  паузами, запинками, спотыканием, она  обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под  общим названием - нарушение темпа  речи. Следствием нарушенного темпа  речи является нарушение плавности  речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.

4.Заикание -- нарушение темпо-ритмической организации  речи, обусловленное судорожным  состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.

Является  центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает  чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

5. Дислалия -- нарушение звукопроизношения при  нормальном слухе и сохранной  иннервации речевого аппарата.

Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у  ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор  артикуляционных позиций, необходимых  для произнесения звуков) или неправильно  сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные  звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами  артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения произношения рассматриваются либо как следствие  несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

При анатомических  дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии -- функциональный.

Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического  повреждения периферического аппарата -- в любом возрасте.

Описанные дефекты являются избирательными, и  каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и  такие, в которых оказываются  вовлеченными одновременно несколько  звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким  относятся ринолалия и дизартрия.

6. Ринолалия  -- нарушения тембра голоса и  звукопроизношения, обусловленные  анатомо-физиологическими дефектами  речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия.

Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно  назализованным вследствие того, что  голосо-выдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается  искаженное произнесение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются  и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отечественной логопедии  к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными  расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата. В ряде зарубежных работ такие  нарушения обозначаются термином «палатолалия» (от лат. palatum-- нёбо). Все остальные  случаи назализованного произношения звуков, обусловленные функциональными' или органическими нарушениями  различной локализации, в этих работах  называют ринолалией. В отечественных  работах явления назализованного  произношения без грубых артикуляционных  нарушений относят к ринофонии.

До недавнего  времени ринолалию определяли как  одну из форм механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, необходимо ринолалию  выделить в самостоятельное речевое  нарушение.

7.Дизартрия  -- нарушение произносительной стороны  речи, обусловленное недостаточностью  иннвервации речевого аппарата.

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии  является анартрия, проявляющаяся в  невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях  дизартрии, когда дефект проявляется  преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой  форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

Дизартрия является следствием органического  нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС  выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают  степень проявления дизартрии.

Чаще всего  дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального  паралича, но может возникнуть на любом  этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

II. Нарушения  структурно - семантического (внутреннего)  оформления высказывания представлены  двумя видами: алалией и афазией.

1.Алалия -- отсутствие  или недоразвитие речи вследствие  органического поражения речевых  зон коры головного мозга во  внутриутробном или раннем периоде  развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия  развития, слухонемота (устаревшее).

Один из наиболее сложных дефектов речи, при  котором нарушены операции отбора и  программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система  языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень  речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и  слогового состава слов. Встречается  несколько вариантов алалии в  зависимости от того, какие речевые  механизмы не сформированы и какой  из их этапов (уровней) преимущественно  страдает.

2.Афазия -- полная  или частная утрата речи, обусловленная  локальными поражениями головного  мозга. Синонимы: распад, утрата речи.

У ребенка  теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже  была сформирована. Если такое нарушение  произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение  произошло в более старшем  возрасте, то говорят об афазии. В  отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Нарушения письменной речи. Подразделяются на две  группы в зависимости от того, какой  вид ее нарушен. При нарушении  продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной  письменной деятельности -расстройства чтения.

1. Дислексия  -- частичное специфическое нарушение  процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания  букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что  приводит к неправильному воспроизведению  звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

2. Дисграфия  -- частичное специфическое нарушение  процесса письма.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного  образа буквы, в смешениях или  пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры  предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и  аграфии.

Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти затруднения  обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового  анализа, нестойкостью произвольного  внимания.

Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков  письма и чтения, т. е. дислексии (алексии) и дисграфий (аграфий), возникающих  при афазиях.

Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых  нарушений, 9 из них составляют нарушения  устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного  процесса. Нарушения устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия).

Информация о работе Психология лиц с нарушением речи