Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:29, реферат
Речь --важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.
Введение
1.Теоретическое обоснование классификаций нарушений речи
2.Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации
Заключение
Список литературы
Каждый из выделенных критериев при описании того или другого речевого нарушения может быть представлен более дифференцированно, что позволит в отдельных видах обнаружить подвиды, имеющие значение для логопедического воздействия.
Клиническим
(в сочетании с
Эти данные важны для логопеда, так как они направляют внимание на тот анатомо-физиологический механизм (субстрат нарушения), который нуждается в коррекции и вместе с тем позволяет прогнозировать сроки и возможные результаты логопедического воздействия. Эти данные указывают логопеду, в каких случаях логопедическое воздействие является достаточным для преодоления речевого нарушения, а в каких случаях необходима организация комплексного медико-педагогического воздействия.
2.Виды речевых
нарушений, выделяемых в
Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.
Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.
I. Расстройства
фонационного оформления
1.Дисфония
(афония) -- отсутствие или расстройство
фонации вследствие
Проявляется
либо в отсутствии фонации (афония),
либо в нарушении силы, высоты и
тембра голоса (дисфония), может быть
обусловлена органическими или
функциональными расстройствами голосообразующего
механизма центральной или
2. Брадилалия
-- патологически замедленный
Синоним: брадифразия.
Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.
3. Тахилалия -- патологически ускоренный темп речи.
Синоним: тахифразия.
Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.
При замедленном
темпе речь оказывается тягуче растянутой,
вялой, монотонной. При ускоренном темпе
-- торопливой, стремительной, напористой.
Ускорение речи может сопровождаться
аграмматизмами. Эти явления иногда
выделяют как самостоятельные нарушения,
выраженные в терминах баттаризм, парафразия.
В случаях, когда патологически
ускоренная речь сопровождается необоснованными
паузами, запинками, спотыканием, она
обозначается термином полтерн. Брадилалия
и тахилалия объединяются под
общим названием - нарушение темпа
речи. Следствием нарушенного темпа
речи является нарушение плавности
речевого процесса, ритма и мелодико-
4.Заикание
-- нарушение темпо-ритмической
Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.
5. Дислалия
-- нарушение звукопроизношения
Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.
Проявляется
в неправильном звуковом (фонемном)
оформлении речи: в искаженном (ненормированном)
произнесении звуков, в заменах (субституциях)
звуков или в их смешении. Дефект
может быть обусловлен тем, что у
ребенка не полностью сформировалась
артикуляторная база (не усвоен весь набор
артикуляционных позиций, необходимых
для произнесения звуков) или неправильно
сформировались артикуляторные позиции,
вследствие чего продуцируются ненормированные
звуки. Особую группу составляют нарушения,
обусловленные анатомическими дефектами
артикуляционного аппарата. В психолингвистическом
аспекте нарушения произношения
рассматриваются либо как следствие
несформированности операций различения
и узнавания фонем (дефекты восприятия),
либо как несформированность операций
отбора и реализации (дефекты продуцирования),
либо как нарушение условий
При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии -- функциональный.
Нарушение
возникает обычно в процессе развития
речи ребенка; в случаях травматического
повреждения периферического
Описанные
дефекты являются избирательными, и
каждый из них имеет статус самостоятельного
нарушения. Однако наблюдаются и
такие, в которых оказываются
вовлеченными одновременно несколько
звеньев сложного механизма фонационного
оформления высказывания. К таким
относятся ринолалия и
6. Ринолалия
-- нарушения тембра голоса и
звукопроизношения,
Проявляется
в патологическом изменении тембра
голоса, который оказывается избыточно
назализованным вследствие того, что
голосо-выдыхательная струя
До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, необходимо ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.
7.Дизартрия
-- нарушение произносительной
Наблюдаются
несформированность всех звеньев сложного
механизма фонационного оформления
высказывания, следствием чего являются
голосовые, просодические и
Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.
Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.
II. Нарушения
структурно - семантического (внутреннего)
оформления высказывания
1.Алалия -- отсутствие
или недоразвитие речи
Один из
наиболее сложных дефектов речи, при
котором нарушены операции отбора и
программирования на всех этапах порождения
и приема речевого высказывания, вследствие
чего оказывается не сформированной
речевая деятельность ребенка. Система
языковых средств (фонематических, грамматических,
лексических) не формируется, страдает
мотивационно-побудительный
2.Афазия -- полная
или частная утрата речи, обусловленная
локальными поражениями
У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.
Нарушения письменной речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности -расстройства чтения.
1. Дислексия
-- частичное специфическое
Проявляется
в затруднениях опознания и узнавания
букв; в затруднениях слияния букв
в слоги и слогов в слова, что
приводит к неправильному
2. Дисграфия
-- частичное специфическое
Проявляется
в нестойкости оптико-
Нарушения
письма и чтения у детей вызываются
затруднениями в овладении
Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексии (алексии) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях.
Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса. Нарушения устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия).