Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:21, контрольная работа
Сюжетно – ролевая игра только на первый взгляд кажется хаотичной деятельностью. На самом деле она имеет вполне определенную структуру, а ее развитие подчиняется довольно жестким законам. Прежде всего в ней следует различать сюжет и содержание. В сюжете игры отражается широкая сфера жизни, например «Магазин». А содержание игры охватывает только часть этой сферы, например покупка продуктов.
Контрольная работа по
учебной дисциплине
«Психология игры»
Студент:
ТЕМА: ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ВАРИАНТ 1.
План
1. Сюжетно – ролевая игра только на первый взгляд кажется хаотичной деятельностью. На самом деле она имеет вполне определенную структуру, а ее развитие подчиняется довольно жестким законам. Прежде всего в ней следует различать сюжет и содержание. В сюжете игры отражается широкая сфера жизни, например «Магазин». А содержание игры охватывает только часть этой сферы, например покупка продуктов.
Сюжетно – ролевая игра имеет одну особенность, которая делает ее привлекательной для детей. Она является для них свободной деятельностью, в которой можно, не оглядываться на взрослого, делать и говорить что вздумается, поступать как хочется. Но сюжетно – ролевая игра имеет секрет, который заключается в том, что все правила и указания в ней скрыты и содержатся в самом игровом действии, роли.
В старшей группе детского сада дети овладевают самым сложным способом построения игры – совместным сюжетосложенным. Он должен быть отдален от более простых способов, которыми ребенок овладел раньше. После того как дети овладели основами сюжетосложения и могут комбинировать роли разных героев и события, воспитатель организует ролевое взаимодействия. Сначала игровые умения формируются в совместной игре взрослого с детьми, а затем в самостоятельной игре детей, в которой взрослый непосредственно не участвует, а создает для нее условия.
Сюжетно – ролевая игра имеет исключительно важное заключение для преодолевания ребенком эгоцентризма в социальных отношениях. Она предлагает две стратегии, две разнонаправленные ориентировки:
1. разделение ребенком своей реальной позиции в жизни и чужих точек зрения, овладение чужими действиями, отношениями как условно своими (я как другой, я в позиции другого).
2. сопоставление ребенком
своей условной позиции с
Сначала вживается в свою
роль и, находясь в новой для себя
позиции, открывает ее отношения
с людьми, а потом, удерживая свою
роль в игре, начинает предугадывать,
предчувствовать ролевое
Пространство:
Дошкольник стремится облюбовать, оборудовать и обжить какое – либо пространство, построить свой собственный маленький мирок. Строительство необжитых жилищ особенно побуждает детей к игре. Удивительно, как ловко дети используют любое пространство. Даже самое маленькое местечко может быть приспособлено ребенком для игры. Например, диван или скамья могут превратиться в крепость, коврики и газеты превращаются в плоты и лодки.
Создание миров:
Дети старшего дошкольного возраста склонны к довольно сложной организации пространства. Например, мальчики, имея несколько машин, строят не только гараж, но и станцию. Дети погружаются в атмосферу игры, придумывают происшествия на дороге, поломку машины и т.д.
Ребенок берет игрушку и выстраивает систему связей и отношений, в которую входит данная вещь. Например, кукла – мама – это семья, больница, работа, спорт, детский сад, магазин. И кажется из названых систем – это целый мир со своими пространством, функциями, человеческими отношениями.
Детям старшего дошкольного возраста интересно менять свои роли и сюжеты игры. Им необходимо иметь характерные атрибуты роли – немного игрушек и набор предметов для самого различного использования. Старший дошкольник больше нуждается в пространстве, чем в игрушках. Детям этого возраста нравится иметь несколько «настоящих» игрушек, максимально реалистичных, с характерными деталями. Это, например, кукла с сумочкой, в шляпе и с сережками в ушах.
Но в любом возрасте
сюжетно – ролевая игра начинается
с потребности ребенка
2. Метод исследования: наблюдение.
Цель: выявить особенности игры.
Протокол наблюдения.
Дети выкладывают товар (посуду, продукты – овощи – фрукты, одежду) на прилавок, устанавливают кассу, готовят денежки. Кассир Маша устанавливает кассу, уборщица Люда моет пол.
В магазин приходит покупатель мама Соня с дочкой подходят в отдел игрушек выбрать дочке игрушку:
- Мамочка, купи мне куколку, - говорит дочка маме.
-А ты себя хорошо вела в садике?- спрашивает Соня.
- Да, я хорошо себя вела! Ну пожалуйста! - отвечает Тася.
- Тогда давай выберем игрушку, - говорит Соня.
Соня спрашивает у продавца Кати:
- А какие есть у вас куклы? говорит Соня.
- Купите вот эту куклу,- говорит Катя.
- Хорошо, - соглашается Соня, берет куклу.
- Спасибо, мамочка,- сказала Тася.
- Идите платить на кассу, - говорит Катя.
Девочки идут к кассе и подают кассиру деньги. Кассир Маша берет «пикает» игрушку, берет деньги и сдает сдачу.
Соня и Тася идут домой и играют в игру «в дочки-матери».
Тем временем в магазине Катя продает продукты покупателю Даше:
- А какие у вас овощи свежие?- спрашивает Даша.
- У нас все свежее, все привезли утром!- отвечает продавец Катя.
- Хорошо! Тогда мне пожалуйста три огурчика и три помидорки свешайте.- сказали Даша.
- Проходите в кассу оплатить товар.- сказала Катя.
- Дайте 100 рублей.
Подает.
- Спасибо, - складывает огурцы и помидоры в корзинку Даша.
У Кати кончился товар, она позвала Никиту, чтобы он ей привез еще продуктов.
Никита на машине везет товар в магазин.
- Здравствуйте, я привез продукты, забирайте.- сказал Никита.
- Наконец-то, мы тебя ждем – ждем.
Раскладывают все обратно.
Приходит уборщица и начинает убирать пол, ворчит:
- Насорили, натоптали, столько грязи на полу!- ворчит Люда.
- На улице весна везде
грязь покупатели не
- А я все разложила, - говорит Катя,- уже скоро обед, давай те что-нибудь приготовим кушать?
Маша:
- Давай, а что будем готовить?
- Ну наверное суп борщ.- отвечает Катя.
Маша:
- Тогда я пойду повешаю табличку «Обед».
-Хорошо! – сказала Маша.
Маша и Катя пошли готовить и потом сели кушать.
После перерыва девочки переключаются на игру в «кухню», они готовят еду и кормят кукол.
Анализ игры:
Замысел игры: определяется предложением Кати и Маша и игровой средой. От Кати и Маши исходит предложение, Соня, Тася, Никита и Люда соглашаются. Замысел развивается по ходу игры, дети ставят ближайшую цель, распределяя роли, затем игра приобретает импровизированный характер.
Цель формулируется словесно, дети предлагают друг другу совершить различные действия.
Основное содержание: действия с предметами, роль людей в их совершении.
Сюжет игры состоит из цепочки событий, которые разворачиваются вокруг главной темы. Источниками сюжета являются наблюдения за взрослыми, кинофильмы и мультфильмы.
Выполняемые роли обозначаются перед игрой и в ее процессе. Дети взаимодействуют друг с другом при помощи речи, действий с предметами, мимики. Особенности персонажа основаны на житейских наблюдениях. По ходу игры роли меняются импровизированно.
В игре дети используют как натуральные предметы, так и предметы – заместители, например деньги. В ходе игры дети постоянно разговаривают, обсуждая свои действия. Дети выполняют свои роли в соответствии с правилами.
Первоначальный замысел игры реализуется, затем возникают новые замыслы и новые события и роли. Конфликты в игре возникают по поводу принимаемых ролей и правильности их исполнения.
Игровая среда готовится заранее, но имеет свойство пополняться во время игры.
К взрослому дети обращаются для разрешения конфликтов и иногда помощи в создании предметов-заменителей.
3. Анализ протоколов (старшая группа).
Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
Цель игры: при смене ролей находить для каждой из них свой внешний облик (например одежда: кассира, уборщицы, продавца, грузчика), свой характер переживаний, свою стратегию поведения.
Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласование и прогнозирование ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры.
Задачи:
Для ребенка на первый план выдвигается смена ролей и своеобразие каждой исполняемой им роли. Основная задача взрослого преодоление эгоцентризма – перенести смысловой акцент игры на смену ролей ребенка, на изменение характера своих переживаний и отношений к другим персонажам игры. Для этого нужно ориентировать ребенка:
Организовать игру таким образом, чтобы каждый ребенок несколько раз сменил свою роль. Создавать ситуацию, когда дети меняют роли.
Вносить в игру новый компонент роли наделяются индивидуальными чертами, несколько изменяются их отношения, сюжет обогащается какими либо случаем или происшествием. Сюжеты игры дополнить разнообразными событиями.
1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач.
2. Содержание игры:
3. Сюжет игры:
4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре: