Психология игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Сюжетно – ролевая игра только на первый взгляд кажется хаотичной деятельностью. На самом деле она имеет вполне определенную структуру, а ее развитие подчиняется довольно жестким законам. Прежде всего в ней следует различать сюжет и содержание. В сюжете игры отражается широкая сфера жизни, например «Магазин». А содержание игры охватывает только часть этой сферы, например покупка продуктов.

Работа содержит 1 файл

психология игры.docx

— 33.76 Кб (Скачать)

Контрольная работа по

учебной дисциплине

«Психология игры»

Студент:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ВАРИАНТ 1.

План

  1. Развитие сюжетно – ролевой игры в дошкольном возрасте (старшая группа).
  2. Фотозапись сюжетно – ролевой игры детей с последующим анализом (старшая группа).
  3. Проектирование развития сюжетной линии  в сюжетно – ролевой игре (старшая группа).

 

1. Сюжетно – ролевая игра только на первый взгляд кажется хаотичной деятельностью. На самом деле она имеет вполне определенную структуру, а ее развитие подчиняется довольно жестким законам. Прежде всего в ней следует различать сюжет и содержание. В сюжете игры отражается широкая сфера жизни, например «Магазин». А содержание игры охватывает только часть этой сферы, например покупка продуктов.

Сюжетно – ролевая игра имеет одну особенность, которая  делает ее привлекательной для детей. Она является для них свободной  деятельностью, в которой можно, не оглядываться на взрослого, делать и говорить что вздумается, поступать  как хочется. Но сюжетно – ролевая  игра имеет секрет, который заключается  в том, что все правила и  указания в ней скрыты и содержатся в самом игровом действии, роли.

В старшей группе детского сада дети овладевают самым сложным  способом построения игры – совместным сюжетосложенным. Он должен быть отдален от более простых способов, которыми ребенок овладел раньше. После того как дети овладели основами сюжетосложения и могут комбинировать роли разных героев и события, воспитатель организует ролевое взаимодействия. Сначала игровые умения формируются в совместной игре взрослого с детьми, а затем в самостоятельной игре детей, в которой взрослый непосредственно не участвует, а создает для нее условия.

Сюжетно – ролевая игра имеет исключительно важное заключение для преодолевания ребенком эгоцентризма в социальных отношениях. Она предлагает две стратегии, две разнонаправленные  ориентировки:

1. разделение ребенком  своей реальной позиции в жизни и чужих точек зрения, овладение чужими действиями, отношениями как условно своими (я как другой, я в позиции другого).

2. сопоставление ребенком  своей условной позиции с позиции  другого лица и определение  отношений этого лица как непохожих  на свои (другой отличается от меня). Но в отличии от рассуждения сюжетно – ролевая игра наполнена чувствами ребенка, она построена на вживание в роль, переживании ее отношений как своих.

Сначала вживается в свою роль и, находясь в новой для себя позиции, открывает ее отношения  с людьми, а потом, удерживая свою роль в игре, начинает предугадывать, предчувствовать ролевое поведение  партнера (реального или воображаемого). Первая задача взрослого при организации сюжетно – ролевой игры – приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Вторая задача – способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Третья задача – ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегии его поведения.

 Пространство:

Дошкольник стремится  облюбовать, оборудовать и обжить какое – либо пространство, построить  свой собственный маленький мирок. Строительство необжитых жилищ  особенно побуждает детей к игре. Удивительно, как ловко дети используют любое пространство. Даже самое маленькое  местечко может быть приспособлено  ребенком для игры. Например, диван  или скамья могут превратиться в  крепость, коврики и газеты превращаются в плоты и лодки.

 Создание миров:

Дети старшего дошкольного  возраста склонны к довольно сложной  организации пространства. Например, мальчики, имея несколько машин, строят не только гараж, но и станцию. Дети погружаются в атмосферу игры, придумывают происшествия на дороге, поломку машины и т.д.

Ребенок берет игрушку  и выстраивает систему связей и отношений, в которую входит данная вещь. Например, кукла – мама – это семья, больница, работа, спорт, детский сад, магазин. И кажется из названых систем – это целый мир со своими пространством, функциями, человеческими отношениями.

Детям старшего дошкольного  возраста интересно менять свои роли и сюжеты игры. Им необходимо иметь  характерные атрибуты роли – немного  игрушек и набор предметов  для самого различного использования. Старший дошкольник больше нуждается  в пространстве, чем в игрушках. Детям этого возраста нравится иметь  несколько «настоящих» игрушек, максимально реалистичных, с характерными деталями. Это, например, кукла с  сумочкой, в шляпе и с сережками  в ушах.

Но в любом возрасте сюжетно – ролевая игра начинается с потребности ребенка создавать  собственный мир и некоторое  время существовать в нем.

 

2. Метод исследования: наблюдение.

Цель: выявить особенности  игры.

Протокол наблюдения.

Дети выкладывают товар (посуду, продукты – овощи – фрукты, одежду) на прилавок, устанавливают  кассу, готовят денежки. Кассир Маша устанавливает кассу, уборщица Люда моет пол.

В магазин приходит покупатель мама Соня с дочкой подходят в отдел игрушек выбрать дочке игрушку:

- Мамочка, купи мне куколку, - говорит дочка маме.

-А ты себя хорошо вела в садике?- спрашивает Соня.

- Да, я хорошо себя вела! Ну пожалуйста! - отвечает Тася.

- Тогда давай выберем  игрушку, - говорит Соня.

Соня спрашивает у продавца Кати:

- А какие есть у вас  куклы? говорит Соня.

- Купите вот эту куклу,- говорит Катя.

- Хорошо, - соглашается Соня, берет куклу.

- Спасибо, мамочка,- сказала  Тася.

- Идите платить на кассу, - говорит Катя.

Девочки идут к кассе и  подают кассиру деньги. Кассир Маша берет «пикает» игрушку, берет деньги и сдает сдачу.

Соня и Тася идут домой и играют в игру «в дочки-матери».

Тем временем в магазине Катя продает продукты покупателю Даше:

- А какие у вас овощи  свежие?- спрашивает Даша.

- У нас все свежее, все  привезли утром!-  отвечает продавец  Катя.

- Хорошо! Тогда мне пожалуйста  три огурчика и три помидорки свешайте.- сказали Даша.

- Проходите в кассу  оплатить товар.- сказала Катя.

- Дайте 100 рублей.

Подает.

- Спасибо, - складывает огурцы и помидоры в корзинку Даша.

У Кати кончился товар, она  позвала Никиту, чтобы он ей привез еще продуктов.

Никита на машине везет  товар в магазин.

- Здравствуйте, я привез  продукты, забирайте.- сказал Никита.

- Наконец-то, мы тебя ждем  – ждем.

Раскладывают все обратно.

Приходит уборщица и начинает убирать пол, ворчит:

- Насорили, натоптали, столько  грязи на полу!- ворчит Люда.

- На улице весна везде  грязь покупатели не специально  натоптали.- отвечает Катя и Маша.

- А я все разложила, - говорит Катя,- уже скоро обед, давай те что-нибудь приготовим кушать?

Маша:

- Давай, а что будем  готовить?

- Ну наверное суп борщ.- отвечает Катя.

Маша:

- Тогда я пойду повешаю табличку «Обед».

-Хорошо! – сказала Маша.

Маша и Катя пошли готовить и потом сели кушать.

После перерыва девочки переключаются  на игру в «кухню», они готовят  еду и кормят кукол.

Анализ игры:

Замысел игры: определяется предложением Кати и Маша и игровой средой. От Кати и Маши исходит предложение, Соня, Тася, Никита и Люда соглашаются. Замысел развивается по ходу игры, дети ставят ближайшую цель, распределяя роли, затем игра приобретает импровизированный характер.

Цель формулируется словесно, дети предлагают друг другу совершить  различные действия.

Основное содержание: действия с предметами, роль людей в их совершении.

Сюжет игры состоит из цепочки  событий, которые разворачиваются  вокруг главной темы. Источниками  сюжета являются наблюдения за взрослыми, кинофильмы и мультфильмы.

Выполняемые роли обозначаются перед игрой и в ее процессе. Дети взаимодействуют друг с другом при помощи речи, действий с предметами, мимики. Особенности персонажа основаны на житейских наблюдениях. По ходу игры роли меняются импровизированно.

В игре дети используют как  натуральные предметы, так и предметы – заместители, например деньги. В  ходе игры дети постоянно разговаривают, обсуждая свои действия. Дети выполняют  свои роли в соответствии с правилами.

Первоначальный замысел  игры реализуется, затем возникают  новые замыслы и новые события  и роли. Конфликты в игре возникают  по поводу принимаемых ролей и  правильности их исполнения.

Игровая среда готовится  заранее, но имеет свойство пополняться  во время игры.

К взрослому дети обращаются для разрешения конфликтов и иногда помощи в создании предметов-заменителей.

 

 

3. Анализ протоколов (старшая группа).

 Сюжетно – ролевая  игра «Магазин».

Цель игры: при смене  ролей находить для каждой из них  свой внешний облик (например одежда: кассира, уборщицы, продавца, грузчика), свой характер переживаний, свою стратегию поведения.

Учить усложнять игру путем  расширения состава ролей, согласование и прогнозирование ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры.

Задачи:

Для ребенка на первый план выдвигается смена ролей и  своеобразие каждой исполняемой  им роли. Основная задача взрослого  преодоление эгоцентризма – перенести  смысловой акцент игры на смену ролей  ребенка, на изменение характера  своих переживаний и отношений  к другим персонажам игры. Для этого  нужно ориентировать ребенка:

  1. На своеобразие каждой роли, которую он берет в игре;
  2. На изменение ролевых отношений.

Организовать игру таким  образом, чтобы каждый ребенок несколько  раз сменил свою роль. Создавать  ситуацию, когда дети меняют роли.

Вносить в игру новый компонент  роли наделяются индивидуальными чертами, несколько изменяются их отношения, сюжет обогащается какими либо случаем  или происшествием. Сюжеты игры дополнить  разнообразными событиями.

1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

  1. Замысел игры возникает по предложению сверстника или взрослого.
  2. Дети обсуждают замысел игры «Магазин» с партнерами.
  3. Замысел игры «Магазин» устойчив, идет развитие сюжета. Дети выкладывают товар (посуду, продукты – овощи – фрукты, одежду) на прилавок, устанавливают кассу, готовят денежки.
  4. Замысел развивается по ходу игры. Например, Катя Ш. предлагает товар в своем отделе овощей и фруктов, кассир Маша отбивает чеки за товар, Лиза продает игрушки в отделе игрушек. Импровизация игры наблюдается часто.
  5. В игре дети формируют игровую цель, игровую задачу словесно умеют, но с помощью играющего взрослого который создает ситуацию общения, и предлагает ее другим детям.

2. Содержание игры:

  1. Основное содержание игры, действия с предметами и бытовые взаимоотношения. Например,  Соня – мамочка с коляской пришла в отдел игрушек купить игрушку своему ребенку. Соня берет игрушку и оплачивает покупку у кассира игрушечными деньгами. А Настя предлагает и продает в своем отделе посуду.
  2. Сюжет игры постоянно меняется, дети выполняют различные роли. Например, грузчик Никита привозит товар в «Магазин». Уборщица Люда делает уборку в магазине. Дети постоянно вносят в сюжет игры разнообразие.

3. Сюжет игры:

  1. Сюжет игры разнообразен: в него входят игры «Дочки – матери», уборщица, покупатели, грузчик везущий товар, кассиры, продавцы.
  2. В старшей группе внимание детей устойчиво, дети подолгу обыгрывают один сюжет. Например, Настя и Лиза рассматривают овощи и фрукты, а продавец Катя предлагает им купить их (бананы, персики, лимоны), девочки складывают овощи и фрукты в корзину и идут в кассу и после этого относят чек продавцу Кате.
  3. В один сюжет ребенок объединяет несколько событий: например, забирает ребенка из детского сада, идет с ним в магазин, покупает продукты, потом идет в гости или домой готовить ужин.
  4. Сюжет событий развернут широко, в игре «Магазин» есть несколько отделов, игровых пособий, игрушек – заместителей. Ребенок является участником нескольких событий (выбирает товар, отбивает на кассе чек, складывает товар в корзину, несет продукты домой).
  5. Наиболее активные девочки Люда уборщица, Маша кассир, Катя продавец, творчески подходят к игре предлагают свой сюжет, приглашают в игру других детей.
  6. Источники сюжета игры разнообразны, дети обыгрывают просмотренные фильмы, мультфильмы, прочитанные книги, действия взрослых и т.д.

4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре:

  1. Дети обозначают выполняемую роль до игры ( Люда сказала «Я буду уборщицей» и во время игры тогда когда она захотела стать кассиром).
  2. Для взаимодействия с партнером по игре дети используют ролевую речь (т.е. я продавец, кассир, я работаю в этом магазине). Предметные действия (предлагают товар, отбивают чеки, расплачиваются деньгами), мимику (довольны или недовольны предложенным товаром).
  3. Отличительные особенности ролевого диалога.
  4. Речевой диалог длительный, направлен к игрушке и к реальному партнеру. Например, Соня пришла в магазин со своей дочкой которая лежит в коляске, она предлагает ей купить игрушку, поет ей песни когда она плачет, разговаривает с ней. А Настя и Лиза рассматривают овощи и фрукты и решают, какие из них они купят и, что будут готовить на обед.
  5. В старшей группе дети наиболее активны в распределении ролей (Настя, Даша, Лиза) сами стали распределять роли и главную брали себе, а второстепенные роли отдавали другим детям.
  6. В группе было двое детей которые предпочитают играть по одному (Кирилл и Артем) остальные дети играют вместе, самостоятельно задумывают сюжет игры и распределяют роли, играют дружно длительное время с интересом.
  7. Например, Катя роль продавца отдела фрукты – овощи, берет только на себя. А Люда может за одну игру поменять три роли и главные и второстепенные.

Информация о работе Психология игры