Психология и педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства сознания: по

Содержание

1. Психология - Сознание как высшая ступень развития психики…………….3
2. Педагогика – сущность обучения……………………………………………..6
3. Основные дидактические принципы………………………………………….8
4. Список источников……………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Рыбинская государственная авиационная технологическая  академия

им. П.А.Соловьева 

      Кафедра философии и социально-культурных технологий 
 
 

      Контрольная работа  

                            по дисциплине  «Психология и педагогика» 

                Вариант №6 
 
 
 

                                                       Выполнил             Смирнов Р.А.   

                                                                                        

                                                       Студент гр.   ЗЭС2 – 08, 4  курса

                                                               

                                          Преподаватель      Зиновьева Т.Г. 

                                                                                                                                                                       

                                                        Оценка  __________________________ 

                                                        Подпись преподавателя  ____________ 

                                                        Подпись студента__________________ 

                                                         Дата    ___________________________ 
 
 
 
 
 
 

Рыбинск  2011

 

Содержание

1. Психология - Сознание как высшая ступень развития психики…………….3

2. Педагогика – сущность обучения……………………………………………..6

3. Основные дидактические принципы………………………………………….8

4. Список источников……………………………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психология - Сознание как высшая ступень развития психики

      Сознание  – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

      Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

      Выделяют  следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует  включение мышления и эмоций в  процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

      Сознание  развивается у человека только в  социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

      И первичным актом сознания является акт идентификации с символами  культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и  идентификацией с ним следует  выполнение, активная деятельность ребенка  по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

      Выделяют  два слоя сознания (В.П.Зинченко).

      I. Бытийное сознание (сознание для  бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

      II. Рефлективное сознание (сознание  для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл. 

      Значение  – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

      Смысл – субъективное понимание и отношение  к ситуации, информации. Непонимание  связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

      На  бытийном слое сознания решаются очень  сложные задачи, так как для  эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

      Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я".

      Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

      Функции сознания:

      1. Отражательная.

      2. Порождающая (творчески-креативная).

      3. Регулятивно-оценочная.

      4. Рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.  

      В качестве объекта рефлексии могут  выступать:

      1. Отражение мира.

      2. Мышление о нем.

      3. Способы регуляции человеком своего поведения.

      4 Сами процессы рефлексии.

      5. Свое личное сознание.

      Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ; 2) операционное и предметное значение; 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

      Взаимодействие  сознания и подсознания.

      В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления, обеспечивающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации.

      Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может  стать осознанным. Для этого нужно  выразить его словами – вербализировать. Выделяют:

      1. Подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;

      2. Собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

      Человек может прийти в конфликт с многочисленными  социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре головного  мозга возникают изолированные  очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания.

      Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое сознание устраняет травмирующее воздействие "неприемлемой" идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу терапевтической практики "психоанализа". Психоанализ включает поиск скрытых очагов в коре мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека. Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.

      Сознание  как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его  собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать  в реальной жизни.

Педагогика  – сущность обучения

      Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения.

      Обучение - процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно воспринимает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащегося.

      Формулу процесса обучения можно сформулировать так:

      1) Знания

      2) Умения

      3) Навыки

      4) Знания - опыт, накопленный человечеством.

      5) Умения - деятельность ума по применению знаний на практике.

      6) Навыки - умения, доведенные до автоматизма.

      Эта последовательность обязательна, и  для правильной организации процесса обучения ни один из компонентов не должен пропускаться, иначе теряется сама сущность процесса обучения.

      Процесс обучения является сложным и многосторонним, но вместе с тем целостным и  единым. Чтобы понять его особенности, нужно, прежде всего, выяснить, какое  место занимает обучение в познавательной деятельности учащихся.

      Все формы познавательной деятельности людей носят активный характер. Люди не только отражают и перерабатывают в своем сознании разнообразные влияния внешнего мира, но и, в соответствии с познанными закономерностями, активно влияют на этот мир, применяют приобретенные знания, умения и навыки в жизни. Активный характер носит и сама познавательная деятельность. Знания приобретаются лишь в деятельности, которая в системе обучения носит организованный и целенаправленный характер.

      Процесс обучения, как и всякий другой вид познания, имеет две стороны: объективную и субъективную. Под объективной стороной обучения понимается содержание обучения, а под субъективной - познавательная деятельность учащихся. Этот процесс протекает под руководством учителя, который организует, направляет и руководит им, исходя из задач и содержания обучения, с одной стороны, и закономерностей усвоения учащимися изучаемого материала - с другой.

Информация о работе Психология и педагогика