Психология и педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Человеческая психика существует в некоей целостности.

Содержание

1. Психология личности…………………………………………………3
2. Реализация дидактических принципов в предметных
методиках………………………………………………………………….12
3. Ответы на вопросы……………………………………………………14
4. Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, в соответствии с обозначенной терминологией человеческая психика  может быть исследована и описана  в различающихся, но неизбежно объективно перекрещивающихся аспектах: личностном, индивидном, индивидуальном, субъектном. В современной психологии не все названные подходы получили достаточно завершенное развитие и четкое использование, особенно на уровне практически ориентированных исследований. В массовой литературе чаще других применяется понятие «психология личности» как нечто объединяющее, синтетизирующее. Объективная действительность намного сложнее. Все психологические особенности человека являются, разумеется, видовыми, но не все они носят личностный характер. Для последнего необходимо наличие специфики социального происхождения либо особых общественных проекций этих психологических свойств или качеств. Все замыкается на центральном вопросе о соотношении и взаимодействии биологического и социального в психике человека. Поэтому проблематичность, условность формулировки критериев человеческих, личностных, индивидных и индивидуальных градаций представляются очевидными. Каждый человек многолик и целостен, ординарен и уникален, един и разрознен, переменчив и стабилен. И все это сосуществует одновременно: в телесной, социальной, психической и духовной организации. Для описания человека каждая наука использует собственные показатели: антропометрические, медицинские, экономические, социологические. Психология решает аналогичные задачи, для чего необходимо прежде всего наличие соответствующей психологической модели подобных параметров, отличающих одну личность от другой.

      Психологическая структура (или психический облик) личности — это некая целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности (человека, индивида, субъекта). Все психические процессы осуществляются в конкретной личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. К последним относятся только некоторые, наиболее значимые, связанные с другими, устойчивые, имеющие специфическую проекцию на социальные взаимодействия и отношения человека с другими людьми. Задача установления таких свойств усложнена тем, что в человеческой психике вряд ли возможно математически строгое выделение необходимого и достаточного количества соответствующих дифференцирующих качеств. Каждый из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож, в том числе иногда даже и на самого себя. Такая вариативность затрудняет, в частности, выделение самого главного в личности, которую, конечно, гротескно, но не без доли справедливости называют порой «несуществующей сущностью».

      В психологии существует большое количество моделей психологической структуры личности, исходящих из разных теорий психики и личности, из различных параметров и задач личностных; градаций. Аналитическому обзору таких построений посвящено множество работ и монографических изданий. Мы используем модель психологической структуры личности, построенную на основе совмещения двух известных, схем отечественной психологии, разработанных вначале С.Л. Рубинштейном, а затем K.K. Платоновым (1904—1985).

      Это базовая психологическая модель личности исходит из личностно - деятельностного подхода, основана на принятии целостности и динамической сопряженности, системности структуры личности, на допущении объективной измеримости и жизненной значимости выделенных личностных параметров. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Личность целостна, но это не означает ее однородности. Выделенные подструктуры имеют место в реальном единстве, но не в тождестве и не в противопоставлении. Они условно выделяются лишь для получения некоторой аналитической схемы психики целостной личности. Личность динамична и самоустойчива. Она преобразует мир, и вместе с тем сама преобразуется, т.е. саморазвивается, реализуя целенаправленное поведение в социальной и предметной среде. Личность и деятельность существуют в единстве, и это определяет базовую методологию научно-психологического изучения личности. А.Н. Леонтьевым сформулирована развернутая методологическая триада: деятельность — сознание — личность, конкретное психологическое наполнение которой раскрывается в последующих главах учебника.

      Итак, в личности выделяются следующие  психологические составляющие, или относительно «автономные» подструктуры:

      • направленность личности;

      • самосознание;

      • способности и задатки;

      • темперамент и характер;

      • особенности психических процессов и состояний;

      • психический опыт личности. 
 

  1. Реализация  дидактических принципов  в предметных методиках
 

     В своей системной совокупности принципы обучения являют собой одну из теоретических опор предметных методик. Тривиально говоря, дидактика (общая теория обучения и образования) – одна, предметных же методик столько, сколько существует самих предметов (преподаваемых дисциплин). А их в системе образования многие десятки.

     Реализация  дидактических принципов в предметных методиках – это, по существу, частный случай связи теории с практикой. И важно понять механизм этой связи.

     Целями  изучения являются общеобразовательное, интеллектуальное развитие учащихся, создание профессиональных  установок, формирование личности. Чтобы эти  цели были реализованы в предметных методиках, необходимо использовать потенциал принципов обучения. Такая реализация тесно связана с содержанием учебного предмета, деятельностью учителя – преподаванием, деятельностью учащихся – учением. При этом принципы обучения ориентируют учителя на то, каким образом – в зависимости от специфики учебного предмета – избрать формы, методы, приемы средств обучения. И здесь каждый принцип обучения становится дидактическим «вектором» по отношению к методическому мышлению педагога-практика. Общее знание дидактики и, в частности, принципов обучения является основой методической культуры учителя, преподавания им того или иного конкретного предмета.

     Следует отметить, что  реализация дидактических принципов в предметных методиках является одновременно и наукой, и искусством. Когда учитель осмысливает природу дидактических принципов, его мышление сродни научному. Когда же он продумывает практическую реализацию принципа в процессе преподавания того или иного предмета (научной дисциплины), он работает в сфере искусства. Дидактические принципы – это система научных установок, а не набор готовых рецептов. Преобразование теоретической предпосылки в практику преподавания есть профессиональное искусство. Поэтому успешность реализации дидактических принципов в предметных методиках определяется общей педагогической культурой учителя.

     Такая культура включает в себя, в частности, организационные, коммуникативные, проектировочные  и предметные умения. Последние включают в себя специфические умения, связанные  с преподаванием того или иного конкретного предмета. Например, преподавание химии требует от учителя владения такими умениями, как проведение химического эксперимента, его оснащение и анализ при соблюдении правил техники безопасности, а это, в свою очередь, требует от педагога грамотной реализации принципов доступности, системности, связи теории с практикой, прочности усвоения.

     Связь дидактических принципов с предметными  методиками не является односторонней. Здесь следует иметь в виду общую диалектику связи теории и практики. Дидактические принципы, являясь одной из теоретических предпосылок предметных методик, сами обогащаются за счет последней. В этом и проявляется творческая взаимосвязь дидактических принципов и предметных методик.

 

      Ответы на вопросы

     Выбрать из трех ответов один, который вы считаете правильным.

    1. Что такое медитация?

      а) сомнамбулизм;

      б) особое состояние сознания, связанное  с замедлением деятельности мозга;

      в) медленноволновой и парадоксальный сон.

      Ответ: в.

    1. Каким блоком тестов выявляется умственный потенциал человека в производственных условиях?

      а) тесты интеллекта;

      б) тесты креативности;

      в) проективные тесты.

      Ответ: в.

      3. Что такое амбивалентность эмоций?

      а) настроение;

      б) несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций;

      в) депрессия.

      Ответ: б.

      4. Что такое эмпатия?

      а) состояние эффекта;

      б) когнитивный диссонанс;

      в)сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в эмоциональный  мир другого человека.

      Ответ: в.

      5. Какой вид памяти присущ только  человеку?

      а) зрительная (визуальная);

      б) вербальная (семантическая);

      в) моторная (двигательная).

      Ответ: б.

      6. Что такое мышление?

      а) конфабуляции;

      б) словесно – логическая память;

      в) способность ориентироваться в  новой информации и понимать ее.

      Ответ: в.

      7. Каким блоком тестов выявляется  умственный потенциал человека в производственных условиях?

      а) тесты интеллекта;

      б) тесты креативности;

      в) проективные тесты.

      Ответ: в.

      8. Кто является основоположником  бихевиоризма?

      а) Д. Уотсон;

      б) К. Левин;

      в) Э. Фрейд

      Ответ: а.

      9. Каков вес мозга среднего человека?

      а) 1100-3000 г.;

      б) 800-1000 г.;

      в) 4000-6000 г.

      Ответ: а.

      10. Что такое порог ощущений?

      а) чувственная форма освоения действительности;

      б) система чувствительности;

      в)минимальная  или максимальная величина раздражителя, вызывающего ощущения.

      Ответ: в.

 

       Список литературы 

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). – М., 1977.
  2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М., 1988.
  3. Психология: Учебник для педагогических вузов/ под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт – Издат, 2005. – 660с.
  4. Психология личности. Хрестоматия – Самара: Издательский Дом «Бахрах - М», 2002. – 544 с.

Информация о работе Психология и педагогика