Психология и педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Человеческая психика существует в некоей целостности.

Содержание

1. Психология личности…………………………………………………3
2. Реализация дидактических принципов в предметных
методиках………………………………………………………………….12
3. Ответы на вопросы……………………………………………………14
4. Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Контрольная работа

по курсу  «Психология и педагогика»

 

Вариант №7 
 

 

Содержание 

  1. Психология  личности…………………………………………………3
  2. Реализация дидактических принципов в предметных

    методиках………………………………………………………………….12

  1. Ответы на вопросы……………………………………………………14
  2. Список литературы……………………………………………………16
  3.  
  4. Психология личности

      Основные  особенности психики  и поведения человека

      Человеческая психика существует в некоей целостности. Это личностная, субъектная, неразделимая системность, интегрированность. Психику производит и несет в себе живой человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект, а не какие-то его части или аспекты.

      Человеческая психика и поведение имеют ряд принципиальных особенностей, качественно отличающих человека от всего другого живого на Земле. Эти отличия вовсе не означают биологической изолированности человека. Напротив, реальные связи, взаимодействия и отношения человека с миром составляют основу жизни, задают специфику самой человеческой психики.

      1. Главной особенностью человека  как вида является его социальность. Человек появился, сформировался вместе с обществом, и социум возник вместе с человеком. Эти категории, явления не отделимы, не существуют вне своего единства. Последнее не означает, конечно, что у человека нет биологической специфики (например, всеядность, прямохождение). Но и его биологические особенности в значительной мере обусловлены социально, точнее, объединены с ними в некое жизненное единство. Человек существует в среде не только природной, биологической, но и социальной. Его психику «производит» не только нервная система, но и социальные взаимодействия и отношения людей.

      Ни  одна высшая психическая функция  у человека не является полностью  унаследованной или врожденной, гарантированной, однозначно предопределенной биологическими механизмами. Каждая из них есть результат прижизненного формирования и развития в процессе социального бытия, в котором возникают особые психологические феномены, механизмы и закономерности.

      У человека формируется особый вид  социогенных психических образований, обусловленных его исключительно социальной природой.

      2. Второй и также социально обусловленной  особенностью человеческой психики и поведения является присвоение, активное усвоение индивидом общечеловеческого опыта, исторически сложившегося в жизни и деятельности предшествующих поколений. Этот опыт не механически транслируется от несущего источника к пассивно воспринимающему приемнику. Он активно перерабатывается, присваивается, интериоризуется во взаимодействии человека и мира, образа и мира.

      Выделяют  два средства, две формы такой «передачи» опыта: это предметы и орудия труда, деятельности в целом, а также знаки, языки и речь.

      Любые орудия труда (молоток, швейная игла, столовая ложка, токарный станок) несут в себе «обучающую» функцию, поскольку предопределяют собой и конечный результат, и саму логику действий человека с предметами окружающего мира. Материальная деятельность человека вооружена орудием как средством, т.е. она опосредствована.

        Чтобы сделать орудие труда, нужно предвидеть его будущее использование, предугадать его смысл или то, для чего оно будет нужно. Для этого необходима работа не только мышления, но и сознания.

      Предметы  внешней деятельности становятся материализацией, кристаллизацией человеческой мысли, всей психики. Человек рождается и существует в материальном предметном мире, который в значительной мере создан предшествующими поколениями. Человек живет в мире вещей и предметов, которые имеют некоторое постоянное назначение. Они опосредствуют поведение и психику человека.

      Однако  психологически центральным средством сохранения и передачи опыта являются искусственно созданные человечеством знаки, языки и речь. Знак (в самом универсальном виде — слово) заменяет собой предмет (вещь, явление, качество, действие) и потому производит психологическое «удвоение» мира. С одной стороны, есть объективный мир реальных предметов. С другой стороны, столь же объективный мир его символических заменителей, с которыми человек может работать самостоятельно. Созданное человеком слово не просто заменяет мир, оно как бы анализирует его, раскладывая на составные части, предметы-слова. В самой возможности такого обращения с отражаемым объективным миром заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения.

      3. Отсюда вытекает еще одна характерная  особенность человеческой психики, заключающаяся в наличии возможности, способности отражения абстрактных признаков или свойств предметов объективного мира. Это мысленное обобщение отраженного мира до уровня выделения объективно существующих связей и закономерностей. Человек отражает то, что не дано в виде чувственного, наглядного опыта. Например, человеку физически невозможно воспринять скорость света, увидеть устройство солнечной системы, определить температуру в тысячу градусов. Но человек может все это представить, сформулировать в виде разнообразных объективных и мысленных знаковых моделей. Отсюда для человека возможно истинное познание мира, в чем заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения. Это свобода познания мира и себя в нем. Потому для личности характерны фантазии и творчество, предвидение и прогноз, управление и самоуправление.

      Сознание  как высшая форма  человеческой психики

      Сугубо  качественной особенностью человеческой психики, непосредственно связанной  с вышеперечисленными, выступает наличие сознания, являющегося своего рода вершиной психического отражения. Сознание — это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. В результате в образе сознании выделяются две плоскости: объективная, или Мир, и субъективная, или «Я», личное переживание, отношение к предмету.

      Нельзя  принять и познать Мир, не выделив  в нем себя, не вычленив из отраженного  мира субъективное «Я» как объект и как связанное с ним переживаемое отношение. Но такая высшая, двухплоскостная, осознанная субъективность невозможна без параллельного принятия и выделения объективности. Они всегда сосуществуют в своем; единстве, в отношения.

      Вопрос  о происхождении, природе и сущности сознания всегда являлся одним из центральных и дискуссионных для психологии и философии. Исходя из существующей диалектико-материалистической конструкции, рассмотрим сознание в контексте известной «формулы» К. Маркса (1818—1883), согласно которой «бытие определяет сознание». Подчеркнем, что данная схема согласно классике одинаково действенна и в обратном направлении: сознание непременно определяет бытие человека. Реальные связи, отношения бытия и сознания являются диалектичными, взаимообусловливающими. Связи сознания и жизни неисчислимы и многолики, как сама жизнь, как мир, как человек. Суть человеческого бытия заключается во взаимодействии и общении индивида с другими людьми, поэтому всякая реальная деятельность, осуществляемая человеком, может быть как распределена между несколькими людьми, так и выполняться напрямую совместно. Отсюда возникает собственно психологический аспект проблемы.

      Поскольку даже индивидуально осуществляемая деятельность является распределенной, в ней психологически не совпадают, разводятся ее мотив, т.е. то, что побуждает человека действовать, и цель, как - то, что достигается в результате совершения единичного, промежуточного акта деятельности. Это социально обусловленное, закономерное несовпадение или отношение в деятельности мотива и цели  порождают смысл как некую составляющую, «единицу» сознания.

      В психологической структуре сознания можно выделить три условных составляющих:

       чувственное содержание, которое представляет собой саму «картинку», исходный образ отраженного мира. Это результат работы органов чувствительности, всего познания. Нужно вначале отразить, создать вторичный мир в виде психического образа, чтобы затем при необходимости делить его на объективное и субъективное, независимое и личное. Существует, по-видимому, некий психофизиологический минимум чувственного содержания, без которого человек находится просто в бессознательном состоянии (следствие болезни, наркоза, обморока). Чем богаче и разнообразнее чувственная ткань образа, тем больше возможностей для «разделительной» функции сознания;

       значение — это объективная составляющая сознания, представляющая собой систему объективных, сложившихся в исторической практике людей знаний, толкований, способов применения данного предмета или слова, его заменяющего. Значение существует объективно и двояко: как принадлежащее всему человечеству и как факт индивидуального сознания. Последнее есть более или менее полное знание конкретным индивидом практически бесконечного абстракта общечеловеческого понимания значения. Например, в систему значения феномена (или слова) «партия» входят такие трактовки: «политическая организация», «группа геологов», «стадия спортивной игры», «набор товаров», «супружеская пара» и т.д. Для полного описания значения требуется обращение ко всем существующим печатным изданиям, в которых проявляются всевозможные оттенки и связи обозначаемого многозначного и целостного явления;

       смысл — это субъективное, личностное, индивидуальное значение, которое наиболее соответствует, ситуации, контексту, личности в целом и рождается в деятельности человека, т.е. в отношениях реально действующих мотива и цели. Смысл субъективен, принадлежит индивидуальному сознанию и отвечает на личностный вопрос: «зачем?». В результате объективное знание пронизывается пристрастностью, отношением, субъектностью и становится сознанием, перерастает в него психологически, личностно. Значение становится как бы живым, реально задействованным. Оно превращается в смысл, другими словами, в одно из значений, выбранных личностью в условиях социально организованной, распределенной человеческой деятельности.

      Личность  и ее психологическая  структура

      Сознание  и психика существуют в конкретном человеке, индивиде, личности.

      Понятие человек является самым широким. Это принятая классическая научная абстракция, обобщенное название особого вида живого существа— «Человека разумного», или Homo sapiens. В понятии человека объединено все: природное, социальное, энергетическое, биохимическое, медицинское, космическое и др.

      Личность  — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, спрессованная социальность, результат формирования, развития и социализации как вхождения в общество и в самого себя. Сказанное не означает, что личность — это существо исключительно социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности биологическое и социальное существуют не рядоположенно, не в противодействии или в (дополнении, а в реальном единстве. Не напрасно С.Л. Рубинштейн говорил, что вся психология человека есть психология личности. В то же время понятия «человек» и «личность» не синонимичны. Последнее подчеркивает социальную ориентированность человека, который становится личностью, если развивается в обществе (в отличие, например, от «диких детей»), взаимодействует и общается с другими людьми (в отличие, скажем, от глубоко, больных от рождения).

      Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности). Индивид акцентирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает быть одновременно индивидом.

      Индивидуальность— категория, подчеркивающая уникальность и самостоятельность каждой единичной психики (личности, индивида, субъекта). Каждый человек неповторим, и для психологии это такая же исходная данность, как само наличие психики. Другое дело, что не всегда и не все изучаемые психические явления рассматриваются на уровне их индивидуальности, действительной уникальности. Наука невозможна без обобщений, без той или иной типизации, типологизации. Тогда как реальная психологическая практика тем эффективнее, чем более она индивидуализирована.

      Субъект — это указание на конкретного, живого, одушевленного носителя психологической феноменологии, деятельности и поведения. Субъект традиционно противопоставляется объекту, но сам по себе он объективен. Понятие субъекта является одним из базовых для философии, но за последнее десятилетие приобретает некое обновленное, расширительное толкование в отечественной психологии, где осуществляется разработка особого, субъектного подхода к анализу человеческой психики и поведения (А.В. Брушлинский).

Информация о работе Психология и педагогика