Психологический тренинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Цель психологического тренинга: актуализация их творческого потенциала студентов, наполнение профессиональной деятельности личностным смыслом.
Задачи:
– исследование участниками групп различных сторон собственной личности;
– осознание и получение опыта переживаний существующих различий между внутренним Я и ролевым поведением;
– развитие эмпатии и аутентичности;
– повышение социально–психологической компетентности участников;
– развитие профессионального самосознания и Я–концепции будущих психологов.

Работа содержит 1 файл

Рефлексивный дневник_часть 1.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Учреждение образования  «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

 

 

 

Авторы: Слепкова В.И., Степанова Л.Г.,

Фурманова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

Психологический тренинг: самостоятельная работа студентов

Практические рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2009

 

ВВЕДЕНИЕ

Тренинговая форма обучения, моделирующая ключевые содержательные и функциональные моменты деятельности практического психолога, позволяет  использовать активные методы обучения для становления профессионального  самосознания, развития профессионально–личностных качеств будущих специалистов.

Личностная зрелость, состояние психического здоровья психолога  являются системообразующими факторами  его профессиональной позиции, инструментами  эффективности его профессиональной деятельности. Профессиональное взаимодействие психолога с другим человеком опирается на личностный опыт самопознания, самораскрытия.

Творческий характер тренинговой формы работы, насыщенность тренинга личностно–значимыми событиями, организация безопасного, поддерживающего взаимодействия с другими обеспечивают наиболее короткий и эффективный, с точки зрения временных затрат, путь приобретения личностного опыта, организация личностно–профессионального роста будущих психологов.

Цель психологического тренинга: актуализация их творческого потенциала студентов, наполнение профессиональной деятельности личностным смыслом.

Задачи:

– исследование участниками групп различных сторон собственной личности;

– осознание и получение опыта переживаний существующих различий между внутренним Я и ролевым поведением;

– развитие эмпатии и аутентичности;

– повышение социально–психологической компетентности участников;

– развитие профессионального самосознания и Я–концепции будущих психологов.

Методологическим основанием к построению программы тренинга являются положения о личности и условиях личностного роста в гуманистических теориях А. Маслоу, К. Роджерса и гештальттерапии Ф. Перлза, идеи о значимости для личностного роста осознания экзистенциальных данностей человеческого бытия в экзистенциальной психологии и психотерапии И. Ялома, о роли развивающего обучения в структурировании внутреннего пространства личности, раскрытии каналов самопознания, самопостроения и саморефлексии Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.

Психологический тренинг  состоит из трех самостоятельных разделов: тренинг личностного роста, социально–психологический тренинг общения, релаксационный тренинг.

 

I. самостоятельная работа студентов по разделу «тренинг личностного роста»

Тема 1. Самопрезентация

Задание: выберите один из вариантов рефлексии своего опыта участия в тренинге личностного роста.

Вариант 1. Напишите эссе на тему: «Я и другие в тренинге личностного роста».

Вариант 2. Оцените свое состояние во время тренинга по следующей схеме:

1. Я чувствовал(а) себя скованно                      –5, –4, –3, –2, –1, 0, +1, +2, +3, +4, +5

2. Я чувствовал(а) себя  свободно                     –5, –4, –3, –2, –1, 0, +1, +2, +3, +4, +5

3. Я чувствовал(а) себя тревожно                        –5, –4, –3, –2, –1, 0, +1, +2, +3, +4, +5

4. Я чувствовал(а) себя безопасно                         –5, –4, –3, –2, –1, 0, +1, +2, +3, +4, +5

5. Мне было интересно                                       –5, –4, –3, –2, –1, 0, +1, +2, +3, +4, +5

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Можете ли вы сказать, что тренинговые занятия принесли вам пользу и новые психологические "приобретения"?
  2. Каков ваш вклад в групповую работу на тренинге?
  3. Удавалось ли вам полностью сосредоточиться на событиях, происходящих в группе, реализации принципа "здесь и сейчас"?
  4. Были ли на занятии моменты, когда вы ощущали дискомфорт, переживали неприятные или неожиданные для вас чувства и состояния? Опишите их.
  5. Что вам больше всего понравилось на занятиях?
  6. Что вам больше всего не понравилось на занятиях?
  7. Группа не может быть "плохой" или "хорошей", так как все что происходит в ней, имеет свой смысл и целесообразность – любая группа по–своему мудра. В чем, по–вашему, проявилась мудрость вашей группы?
  8. Удовлетворены ли вы работой группы и результатами тренинга в целом.
  9. Что бы вы пожелали своему тренеру.

 

Тема 2. Моя будущая профессия

  Задание 1.

Напишите 5 вопросов, которые вы бы задали психологу.

Прочтите  их.

Ответьте, какими качествами должен обладать человек, что  он  должен знать и уметь, чтобы  ответить на эти вопросы.

Задание 2.

Представьте себя в роли рекламного агента психологической службы.

Ваша задача: составить рекламный листок об услугах  психологической службы.

Придумайте  девиз рекламируемой вами организации, который бы отражал ее миссию.

Задание 3.

Сформулируйте 2–3 вопроса, которые вы хотели бы задать ведущему вашей группы о профессии психолога.

Задание 4.

Проанализируйте предложения, приведенные ниже. По каждому из них напишите свое мнение

  1. Психолог работает только с психически больными людьми.
  2. Психолог все знает и насквозь видит человека.
  3. Психолог может решить все проблемы.
  4. Женщина–психолог – не психолог, мужчина–психолог – не мужчина.
  5. У самого психолога нет проблем.
  6. Психолог должен быть психологом всегда и везде.
  7. Психолог устроен таким образом, что получает удовольствие от бесплатного выслушивания всех и каждого.
  8. Психолог – развлечение для богатых людей.
  9. Психолог может зомбировать окружающих, внушать им свои мысли, поэтому к нему следует относиться настороженно, и т.п.

 

Тема 3. Я как будущий психолог

Задание 1. Кто Я, какой Я.

Назначение: осознание себя, определение зоны ближайшего личностного и профессионального развития.

Задание выполняется  в три этапа.

Этап 1. Инструкция: "Возьмите листок бумаги и напишите вверху 2 вопроса: "Кто Я? Какой Я?". Ответы запишите в столбик. Это могут быть слова, фразы, предложения. Не оценивайте их. Пишите то, что приходит в голову. Таких характеристик–ответов должно быть не менее 15".

Этап 2. Инструкция: "Прочтите еще раз то, что вы написали о  себе, теперь из 15 определений выберите 5–6 наиболее важных, тех, которые наиболее характерны для вас. Подумайте, может быть, некоторые ваши характеристики вы сможете объединить в одну общую. Запишите их".

Этап 3. Инструкция: "А  теперь сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что наступила волшебная ночь. За эту ночь исчезли все препятствия на вашем пути. Все стало возможным, достижимым. Какими вы видите себя? Откройте глаза и запишите 5–6 своих характеристик из воображаемого будущею. Итак, какими бы вы стали, если бы все было возможно?"

После выполнения всех шагов задания опишите, как выполнялись все 3 этапа упражнения, какие возникали чувства, мысли.

Задание 2. Карта будущего.

Назначение: осознание собственных целей, средств  и путей их достижения.

Инструкция: "Вам предстоит составить карту своего будущего. Для этого подумайте и напишите самые важные и актуальные для вас цели, к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. На карте обозначьте промежуточные "пункты–цели", "транспортные средства", при помощи которых вы будете достигать поставленных целей. Нарисуйте улицы и дороги, по которым вы будете идти".

Опишите:

  1. Как вы будете добираться к своим целям?
  2. Какие препятствия вам предстоит преодолеть?
  3. На какую помощь вы можете рассчитывать?
  4. Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь?
  5. Как сочетаются цели друг с другом?
  6. Какие чувства у вас вызывает ваша карта?

Задание 3. Каким должен быть психолог?

Назначение: выявление  реалистичных и нереалистичных представлений  о личностных характеристиках психолога–консультанта.

Инструкция: “Представьте, что вы – комиссия, которой предстоит создать и утвердить список качеств и личностных характеристик, которыми должен обладать психолог–консультант, а также характеристик, являющихся противопоказаниями к этой работе».

Все личностные качества и характеристики запишите в два столбца: в один – необходимые, в другой – нежелательные.

Подумайте и отметьте те качества, которые у вас присутствуют, от каких хотелось бы избавиться, а  какие развить.

 

Тема 4. Мои сильные и слабые стороны

Задание 1. Утраченные иллюзии.

Назначение: осознание представлений о внутренней картине мира.

Инструкция: "Каждый из нас на протяжении всей жизни сталкивается с задачей создания адекватной картины мира, которая помогала бы жить с радостью и оптимизмом и приносить пользу.

Представления о мире у всех очень разные, и  если наш созданный нами образ входит в конфликт с реальностью, мы испытываем негативные чувства. Поэтому целесообразно работать над тем, чтобы наши представления не расходились с реальностью. Для этого иногда необходимо расстаться с определенными иллюзиями.

Любой из нас  может назвать множество иллюзий, от которых он избавился в ходе своей жизни. И вполне возможно, что наша картина мира с течением времени становится яснее и реалистичнее. Учиться – это значит, помимо всего прочего, уметь от чего-то отказываться. И когда мы осознаем, от чего мы уже смогли отказаться, у нас прибавляется энергии для личностного развития.

Составьте перечень своих утраченных иллюзий, относясь к ним с уважением. Запишите их на отдельном листе бумаги".

Напишите:

  1. О своих чувствах по поводу  расставания с иллюзиями.
  2. Какой новый опыт вы получили?

Задание 2.

Закончите приведенные  ниже начала предложений. Отвечайте  самой первой пришедшей на ум фразой, не оценивая ее.

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...

Мне очень трудно забыть, но я...

Чего мне иногда по–настоящему хочется, так это...

Мне бывает стыдно, когда я...

Особенно меня раздражает то, что  я...

Мне особенно приятно, когда меня...

Иногда люди не понимают меня, потому что я...

Когда я был(а) маленьким(ой), я часто...

Мои родители…

Мои друзья...

Наступит тот день, когда...

Скоро я...

Я не могу забыть...

Бывало, что  я...

Самый радостный день в моей жизни...

Моя мечта...

Больше всего я хотел быв жизни...

Смерть...

Жизнь...

Когда я думаю о  будущем...

Самый грустный день в  моей жизни...

Раньше я...

Мои планы...

Если б  я мог(ла)...

Меня беспокоит...

Мне интересно...

Однажды меня напугало то, что...

Я всегда хотел(а)...

Скрываю...

Я мог(ла) бы быть очень  счастливым, если бы...

Дома...

Моя семья...

Я радуюсь...

Напишите, какие фразы особенно вас взволновали?

Задание 3. Без маски

Назначение: принятие себя.

Инструкция: "Возьмите лист бумаги, разделите  его на две части. В левой колонке заполните графу "мои слабые стороны". В правой колонке соответственно "мои сильные стороны". Предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими слабыми сторонами в настоящее время на занятии. Не жалейте себя, заполняя левую половину таблицы. Слабые стороны есть у всех. Затем, напротив, каждого недостатка записываем по одному своему достоинству. Вы должны их обязательно найти.

Напишите:

  1. Какую из колонок было легче заполнять? Почему?
  2. Какую запись хотелось бы продлить?
  3. Как вы думаете, почему это происходит?

 

Тема 5. Я глазами других

Задание 1. Запомните, что такое «обратная связь» и каковы правила ее использования.

Обратная связь – это сообщение партнеру по общению того, как ты его воспринимаешь, что чувствуешь в связи с вашими взаимоотношениями, какой отклик вызывает у тебя его поведение.

Обратная связь – это информация не о том, что представляет собой тот или иной человек. Это в большей мере информация о тебе в связи с этим человеком.

При подаче обратной связи соблюдай правила:

Информация о работе Психологический тренинг