Психологические правила общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:09, доклад

Описание работы

Есть психологические правила, нарушая которые мы рискуем естественное желание быть понятыми превратить в искусственное препятствие на пути к правильному пониманию своей позиции. Некоторые из этих правил общения очень просты, знакомы каждому с детства. Например, самое простое — быть вежливым.

Работа содержит 1 файл

Психологические правила общения.docx

— 68.85 Кб (Скачать)

Психологические правила  общения

Есть психологические правила, нарушая  которые мы рискуем естественное желание быть понятыми превратить в  искусственное препятствие на пути к правильному пониманию своей  позиции. Некоторые из этих правил общения  очень просты, знакомы каждому  с детства. Например, самое простое  — быть вежливым. Об этом приходится слышать с первых лет жизни  и остается только удивляться, почему до сих пор вежливость не стала  законом человеческого общения. И вот что удивительно —  каждому в отдельности вежливое отношение к себе нравится, а все  вместе мы страдаем от его недостатка.

Проще всего объяснить  этот парадоксальный факт тем, что не перевелись еще невоспитанные люди, которым с детства не привили  хорошие манеры. Но дело не только в  этом. Очень часто люди проявляют  вежливость в одних ситуациях  и утрачивают изысканные манеры в  других. Почему? Прежде всего потому, что за очевидными истинами скрываются вопросы, на которые не так просто ответить. Почему, например, нужно быть вежливым с теми, кто не нравится, кого не уважаешь? По-своему, вполне справедливо  вежливостью отвечать только на вежливость и не выбирать дипломатических выражений  в ответ на грубость. Если справедливо, что каждый должен получать по заслугам, то и вежливое отношение к себе нужно заслужить. А значит, с теми, кто его не заслуживает, нечего церемониться.

Действительно, почему за вежливостью нужно скрывать свои чувства, не лицемерие ли это? Такие  вопросы не принято ставить, не принято  и отвечать на них. И напрасно. Истина, которая не рождает вопросов, превращается в догму, с которой спорить  не хочется в той же мере, в  какой и следовать ей.

Итак,  почему вежливость необходима в любых ситуациях?

Психологи обнаружили, что в конфликте сторонние  наблюдатели более склонны признавать правоту того человека, который сохраняет  выдержку и не отвечает грубостью  на грубость. А следовательно, вежливость не только привлекает к человеку симпатии воспитанных людей, но и позволяет  сохранить чувство собственного достоинства при столкновении с  хамством. B споре или конфликте  она является средством утверждения  своей правоты. Именно поэтому вежливость нельзя назвать лицемерием.

«А чему, собственно, еще могут научить психологи, кроме совершенно очевидного правила  общения — быть вежливым?» —  вправе спросить читатели. Попытаемся ответить на этот вопрос, обратившись  к азам науки и искусства общения. Но сразу же разочаруем тех читателей, которые надеются получить рецепты, пригодные на все случаи жизни независимо от собственного творческого отношения к общению в различных ситуациях. А как же Дейл Карнеги, американский социолог и специалист в области управления, книга которого «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» была опубликована более полувека назад, но до сих пор остается бестселлером? Ведь он утверждал, что рекомендуемые им правила общения гарантируют успех и взаимопонимание. Не станем отрицать полезность многих советов Карнеги.

«Хвалите человека за каждый даже самый скромный его  успех и будьте при этом искренни в своем признании и щедры  в похвалах»,  — призывает Карнеги. В самой общей постановке с этим правилом общения спорить трудно. Опыт передовых педагогов показывает, что «воспитание похвалой» гораздо эффективнее, чем традиционная система исправления поведения с помощью наказаний. Остается только сожалеть, что не у каждого воспитателя хватает терпения последовательно развивать доброе начало в человеке, поощрять его за успехи и благородные побуждения, не злоупотребляя порицаниями за каждый промах. Однако принцип поощрения нельзя абсолютизировать. Иначе похвала может привести к результатам, далеким от добрых намерений того, кто ею пользовался независимо от конкретных обстоятельств.

Так, X. Хекхаузен, обобщивший результаты исследований  влияния похвалы и порицания на самооценку способностей,  пришел   к   неожиданному   выводу.   Вопреки   естественному предположению,   что   похвала  всегда   будет  способствовать  повышению самооценки, а порицание — ее снижению, в ряде случаев наблюдался противоположный эффект. Что же это за случаи? Разочарование в своих способностях может последовать,   если   человека  чрезмерно  хвалят  за   решение   легких задач  люди,   мнение  которых  он  считает  компетентным  и справедливым. Например, если руководитель начнет нахваливать высококвалифицированного работника за удачное решение азбучного задания, то подчиненный или сочтет самого; руководителя некомпетентным, или утратит уважение к себе как специалисту. Зато человека, который только овладевает профессиональными навыками и постоянно испытывает сомнения в своих способностях, хвалить действительно целесообразно за каждый, пусть и небольшой успех.

Человек начинает выше оценивать свои способности и  даже приобретает  уверенность  в  успехе,   если  его  порицают  за неудачу в решении трудных задач. Он воспринимает это как свидетельство   признания   его   потенциальной   способности решать задачи любой сложности. Так что и похвала не всегда полезна, и порицание может быть вполне конструктивным. И этого нельзя не учитывать, чтобы лишний раз не подтверждать пессимистическую мысль Ларошфуко, который утверждал, что люди редко бывают достаточно разумными, чтобы предпочесть полезное порицание опасной похвале.

Конечно, похвала, даже незаслуженная, скорее позволит сохранить  хорошие отношения, чем самое  справедливое замечание. Но нельзя добиваться безоблачных взаимоотношений любой ценой. Нельзя отказываться от убеждений ради сохранения видимости благополучия в общении. Принципиальное и  бескомпромиссное  размежевание разумно лишь  в  одном случае, когда очевидна нравственная несовместимость людей. Но гораздо чаще отношения нарушаются отнюдь не по принципиальным соображениям. Источник конфликтов — пренебрежение правилами общения, нередко проявляющееся на первых же этапах взаимоотношений.

Первое впечатление  о человеке, от которого так много  зависит! Но многое нужно знать, чтобы  первое впечатление было приятным. Выражение лица, одежда, манера поведения, первая тема для беседы — это  всегда считалось искусством, овладеть которым нелегко. Есть немало и простых, казалось бы, психологических правил общения, нарушение которых приводит к отчуждению. Например, нельзя слишком  близко подходить к малознакомому  собеседнику. Почему? Мы вторгаемся в  ту зону его психологического пространства, куда доступ открыт только близким  людям. Нужно не прятать от собеседника  глаза, иначе у него складывается впечатление, что вы говорите не то, что думаете. Энергичное рукопожатие  создает благоприятное впечатление  о деловых качествах, а улыбка при встрече — делает более  желательным собеседником.

Контролировать  каждый свой жест, каждую интонацию, каждое слово не нужно. При повышенном самоконтроле может быть утрачено главное —  естественность и непринужденность общения. Достаточно обратить внимание на те детали своего поведения в  присутствии других людей, которые  постоянно вызывают у них неловкость, желание побыстрее завершить  беседу. А если самому трудно разобраться  в том, что является источником постоянных трудностей в общении, лучше всего  откровенно поговорить об этом с людьми, хорошо вас знающими и заслуживающими доверия. Они, как правило, видят  все ваши достоинства и недостатки как собеседника, но о последних  чаще всего не говорят, чтобы не уязвлять ваше самолюбие.

Вообще, вопрос о  том, что можно и что нельзя говорить окружающим о самом себе и о них, имеет принципиальное значение для поддержания и развития взаимоотношений. Чего не стоит делать безусловно — плохо характеризовать  самого себя. Это не значит, конечно, что исключается самокритика. Можно, а иногда необходимо откровенно говорить о своих промахах. Боясь публичного разбора своих ошибок, человек  рискует повторить их, поскольку  другим людям, которые свободны от груза  эгоцентрических переживаний по поводу неудачи, легче найти причины  и возможности предотвращения подобных ошибок в будущем. Но не следует приклеивать  себе ярлыки: «я — плохой», «я — лентяй», «я — тряпка» и т. п. Во-первых, такое признание никак не способствует самосовершенствованию. Наоборот, чрезмерно  самокритичный человек скорее внушит себе, что он безнадежен, чем добьется положительного эффекта «огульной  самокритикой». Во-вторых, окружающие в целом склонны доверять людям  в их мнении о самих себе, если полностью не уверены в обратном. Поэтому одно из базовых правил общения  гласит: человек, приклеивший себе отрицательный ярлык в силу временного разочарования, может остаться с ним надолго.

Не только самого себя, но и других нужно критиковать  за конкретные проступки, стараясь избегать критической оценки личности. Критику  личности никто не примет: сработает  психологическая защита. Из двух критических  формул: «От Вас я этого только и ждал» и «От Вас я этого  не ожидал»,— лишь вторая имеет реальные шансы на успех, поскольку оставляет  провинившемуся надежду на исправление. Но если критика личности и будет  принята, ничего хорошего от этого ожидать  не следует. Признав себя «никуда  не годным», человек неизбежно потеряет самоуважение. При этом он утратит  и уважение к окружающим. Психологические  исследования показывают, что уважение к другим людям непосредственно  зависит от степени самоуважения. Тот, кто не уважает себя, неспособен уважать никого.

Самоуважение —  основа культуры общения. И не только потому, что уважающий себя человек  не допустит пренебрежительного отношения  к своей личности. Без самоуважения не может быть полноценного общения, основанного на взаимном уважении, признании права каждого отстаивать свои взгляды и мнения при том  условии, что они не противоречат основополагающим принципам человеческой морали. Потому, кстати, и ценится  вежливость, что она способствует поддержанию самоуважения в каждой ситуации общения. Но для развития этого  чувства одной вежливости мало. Можно  в самой вежливой форме наговорить бестактностей, руководствуясь при  этом, казалось бы, высокими нравственными  критериями. Причем наиболее бестактными  чаще всего оказываются те люди, которые считают себя правдолюбцами, всегда и всем говорящими правду в  глаза.

Персонаж одного юмористического рассказа был одержим  стремлением говорить только правду. И когда он сталкивался с «лицемерием» окружающих, считал своим долгом обязательно  вмешаться: «Не верьте им, Мария Ивановна, когда они говорят, что вы хорошо выглядите. Вы сегодня выглядите  просто ужасно».   Эффект,   произведенный   такого   рода   правдивым словом,  нетрудно представить.  В человеческих взаимоотношениях нельзя путать правду и  «соответствие действительности».  «Я тебя не люблю»,— может сорваться  «правдивое» признание в ссоре. И действительно, в какой-то момент даже глубоко любящему человеку кажется (от обиды или раздражения),  что  чувства утрачены.  Подобные  признания  могут нанести непоправимый ущерб взаимоотношениям, поскольку подкрепляются в конфликте очевидными проявлениями отрицательных  эмоций — гнева,  ярости,   отвращения.  Трудно  не поверить в правдивость глубоко эмоционального признания. Однако правда ситуативных эмоций может иметь мало общего с  правдой  чувств.   В  данном  случае,   откровенно  высказываясь  о своих  эмоциях,  человек  клевещет на самого  себя, и жертвой  «правдивой клеветы» становятся чувства любви, доверия, уважения. Факт, соответствующий действительности, становится правдой в человеческих взаимоотношениях только в том  случае,  когда  человек  говорит  о нем  под влиянием благородных побуждений и в тактичной форме. Оскорбления недопустимы  даже по  отношению к  тем,   кто  заслуживает самой негативной оценки.

Бескомпромиссно настроенному человеку подобное правило общения  может показаться призывом к соглашательству: разве не справедливо подлеца  во всеуслышание назвать подлецом, а того, кто наделал глупостей,—  глупцом; разве не заслуживают они  оскорбительных характеристик и  нужно ли подбирать выражения  для того, чтобы сказать им все, что о них думаешь? Конечно, соблазн  прибегнуть к оскорблениям в таких  случаях велик. И все же оскорбления, по мудрому замечанию Жан-Жака Руссо,—  доводы тех, кто неправ.

Есть, правда, и иная точка зрения на бранную лексику, достоинство которой усматривается  в том, что она способна дать выход  агрессивным побуждениям в словах, предохраняя противников от непосредственного  физического столкновения. Вот что  об этом было написано в одном медицинском  журнале более ста лет тому назад: «Человек, которому вы наступили  на мозоль, либо вас обругает, либо ударит; обращение к тому и другому  сразу происходит редко... Так что  верно мнение, что тот, кто первым на свете обругал своего соплеменника вместо того, чтобы, не говоря худого слова, раскроить ему череп, тем самым  заложил основы нашей цивилизации». Приводя эту точку зрения на роль инвектив (оскорбительных выражений) в  общении, советский исследователь  В. И. Жельвис отмечает, что если инвектива  и может снимать напряжение в  некоторых ситуациях, то цена подобной разрядке слишком высока: оскорбительная лексика провоцирует на действия, опасные для самого существования общества и его культуры.

В любых ситуациях  общения отстаивать свою точку зрения, свои нравственные принципы и убеждения  нужно силой аргументации, а не демонстрацией агрессивных намерений  и готовности любой ценой подавить сопротивление оппонента. Вообще, следует  избегать силового давления на человека, которого вы хотите убедить в том, что правы вы, а не он. Попытки  любой ценой навязать свое мнение приводят обычно к противоположному результату. Человек устроен таким  образом, что он постоянно сопротивляется ограничению свободы выбора. Американский психолог Дж. Брем подтвердил эту мысль  экспериментальными исследованиями. Он показал, что если из двух альтернатив  одну запрещают, ее ценность резко возрастает, а если одну из альтернатив навязывают, то ее ценность уменьшается. В одном  из его исследований дети оценивали  привлекательность пирожных. Затем  экспериментатор создавал ситуацию, в которой менее привлекательные  пирожные запрещалось есть, а более  привлекательные навязывались. В  результате детям все больше хотелось получить «запретный плод» и все  меньше — то пирожное, которое привлекало их в начале эксперимента.

Информация о работе Психологические правила общения