Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:22, лекция
Практика показывает, что в настоящее время очень остро встал вопрос о необходимости преемственности работы ДОУ и воспитания в семье, так как долтижения, полученные в результате специальных занятий с ребенком в детском саду сами по себе не гарантируют переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша.
Представление о том, что для воспитания нужны специальные зна¬ния, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка. На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспита¬нии детей. Есть много вещей, которые следует знать, чтобы правильно выстроить отношения и дать ребенку полноценное воспитание. Слож¬ность в том, что к специалистам приходят семьи с запущенными ситуациями. Большинство живут, накапливая проблемы, живут как
Психологические особенности современной семьи
Практика показывает, что в настоящее время очень остро встал вопрос о необходимости преемственности работы ДОУ и воспитания в семье, так как долтижения, полученные в результате специальных занятий с ребенком в детском саду сами по себе не гарантируют переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша.
Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка. На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспитании детей. Есть много вещей, которые следует знать, чтобы правильно выстроить отношения и дать ребенку полноценное воспитание. Сложность в том, что к специалистам приходят семьи с запущенными ситуациями. Большинство живут, накапливая проблемы, живут как живется («так жили родители и прародители, и ничего, выжили»).
Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций, ибо последние имеют специфику (необходимо знание медицинских, логопедических, психологических основ помощи своей семье и своему ребенку и т.п.). Родительство — очень важная часть самореализации взрослого человека. Родители видят в детях свое продолжение. Им больно видеть, если их ребенок страдает от какого-то недуга, не такой, как все. В такой ситуации родителей нельзя загонять в угол. Если человек не знает, что делать, а ему указывают на ошибки и промахи, то научиться он вряд ли сумеет, а вот усилить социальное сиротство своих детей и внуков — сможет. Родителей тоже надо формировать, воспитывать, но с учетом их возрастного и жизненного опыта. Обучать взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.
Современные
родители — это родители, воспитанные
поколением, когда отечественная педагогика
делала ставку на познавательное, а не
эмоциональное развитие, не на развитие
внутреннего мира чувств, переживаний.
Педагоги сейчас сталкиваются с низкой
компетентностью родительского (материнского,
в частности) поведения. Если у ребенка
мама «двоечница» (не умеет общаться с
ребенком, не понимает его нужд, сосредоточена
на том, как должно быть, и проч.), то ребенок
«трудный» в первую очередь потому, что
она глуха к его возрастным и специфическим
потребностям. Между ребенком и родителем
складываются непродуктивные типы привязанностей
(сверхзависимые отношения, эмоционально
отвергающие, жестко-агрессивные и др.)
Особенности современной семьи
Необходимость
поиска заработка, перегрузки на работе,
сокращение свободного времени у родителей
приводят к ухудшению их физического и
психического состояния, повышенной раздражительности,
утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители
привычно выплескивают на детей, при этом
в вину ребенку ставятся как внешние проблемы,
так и домашние неурядицы. Ребенок попадает
в ситуацию полной зависимости от настроения,
эмоций и реакций родителей, что сказывается
на его психическом здоровье.
Рассмотрим черты, присущие современной семье.
1. Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребенка проходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5—10 лет назад. Но сложность заключается еще в том, что социальные требования, предъявляемые ребенку, остались неизменными, то есть обращенными к прошлому поколению, со специфической ему мозговой организацией психических процессов. По данным главного специалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России профессора Балевой Л.С, почти 40% новорожденных страдают различными заболеваниями. Все чаще стали появляться дети с пороками развития, затрагивающими несколько органов и систем. Растет число новорожденных с аномалиями центральной нервной системы.
В последнее время наметилась угрожающая тенденция роста нарушений у совсем маленьких детей — до трех лет. Различные психические расстройства в той или иной форме выявляются у 66% юных россиян. Данные статистики свидетельствуют, что сегодня каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет дефект речи, более 65% младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии, что сильно влияет на весь процесс последующего развития ребенка и тесно связано с показателями личностного развития. Рождение ребенка с проблемами развития изменяет жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное неблагоприятное воздействие на ее членов (на мать в значительной степени). По мнению врачей, когда болен ребенок, отношение родителя к миру меняется (пусть даже и на непродолжительное время). Помощь такой семье, по мнению психологов, заключается в получении родителями объективной информации об особенностях их ребенка. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития их ребенка, несогласие с решениями специалистов в оценке его медицинского и психологического статуса нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и во взаимодействии со специалистами.
2. Современные данные свидетельствуют о том, что в воспитании ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт — особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если научения образцу материнского поведения у девочки в детстве не происходит, мы получаем то, что называют «депривированным материнством», проявляющимся не только в индивидуальных стилях поведения, но и находящим отражение в социальных
процессах (рост числа домов малютки, беспризорных детей и т.п.). Мама со «спящим» инстинктом материнства — это, как правило, неласковая и не понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей проще откупиться от ребенка, потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает феномен социального сиротства.
Материнство имеет свои особенности. С эволюционной точки зрения — это вариант родительской сферы поведения, присущий женскому полу и приобретающий самостоятельную функцию, специфику в виде охраны, заботы, выхаживания, воспитания ребенка; обеспечения со стороны матери адекватной заботы о потомстве. Формирование такой способности и способов удовлетворения этой потребности в онтогенезе проходит сложный путь. Современные исследования выделяют несколько этапов становления материнства:
Депривированное материнство реализуется (по крайней мере, на некоторых этапах) в условиях невозможности полноценной эмоциональной связи с ребенком. Оно обнаруживает себя в самых разных вариантах, например: нездоровье матери, психологическая неготовность к материнству, негативный опыт матери во взаимоотношениях с собственными родителями, личностные особенности и др.
Дети
гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны,
потому что «заброшены» родителями, их
потребность в привязанности, близости
не удовлетворена. С другой стороны, ребенок
с отклонениями в развитии часто не способен
«включить» мать и ее материнский инстинкт
не получает необходимого первотолчка.
Ребенок «не цветет» довольством, значит,
у матери чахнут материнские чувства,
следовательно, ребенок получает от нее
еще меньше эмоциональной поддержки и
т.д. Впрочем, разве так уж принципиально,
по чьей вине начинается порочный круг,
осложнения всегда пе
Матери больных детей чаще связывают свои собственные переживания со здоровьем-болезнью ребенка, а не с достижениями ребенка в разных сферах жизнедеятельности. Болезнь ребенка сужает эмоциональный опыт матери, что нередко проявляется в ее стереотипах эмоционального поведения с ребенком. Помощь следует направлять и на снижение проявлений тревожности и страхов у родителей, и на формирование адекватных представлений о заболевании и своей роли в его патогенезе.
Глубина чувств между ребенком и родителями определяет все его дальнейшее развитие. Именно эмоционально-личностное общение чаще всего страдает в дисфункциональных семьях.
3. Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная — это значит, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Нуклеарная семья развивает самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная подготовленность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям и увеличивает бракоразводность. Почему? Часто брак рассматривается людьми как путь достижения счастья. Но счастье в браке обеспечивает не государство, а люди как участники культурных, национальных и религиозных сообществ и партнеры по браку. Несовпадение ожиданий приводит к нежеланию сохранять брак, ибо он рассматривается сейчас не как средство выживания, а как условие счастья, обретения личного смысла жизни. Поэтому институт семьи все чаще становится неустойчивым именно по психологическим причинам.
В
психологической литературе описаны
типичные профили родительского отношения
к ребенку.
Группа семей |
Подгруппа |
|
Благополучные семьи |
|
|
|
Информация о работе Психологические особенности современной семьи