Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 00:48, реферат
Цель реферата – обобщить известные психологической науке данные, различные теоретические исследования и эксперименты, посвященные проблеме социальных стереотипов, и попытаться создать классификацию конкретных механизмов их формирования.
Задачами соответственно являются знакомство с различными теоретическими подходами, имеющимися в литературе по данной теме, структурирование информации, определение взаимосвязей между различными психологическими явлениями, влияющими на процесс образования стереотипов, и выявление закономерностей их формирования.
Введение.
I. Социальный стереотип как психологическое явление.
§1. Определение понятия.
§2. Свойства, функции и виды стереотипов.
II. Механизмы формирования социальных стереотипов.
§1. Роль эмоциональных состояний личности.
§2. Влияние социальных процессов и взаимоотношений.
III. Психологические факторы образования стереотипов.
Заключение.
Список использованной литературы.
Глава
III. Психологические
факторы образования
стереотипов
Когда
мы наблюдаем какие-то события или
общаемся с другими людьми, то постоянно
оцениваем эти стимулы. Оценкой называют
процесс, посредством которого мы определяем
релевантность стимулов с точки зрения
их значения для нашей жизни. На основании
процесса оценки у нас возникают эмоциональные
реакции, а затем мы принимаем решения,
касающиеся адекватных поведенческих
откликов. Процесс оценки релевантен стереотипам,
поскольку он обеспечивает психологический
механизм, посредством которого мы активно
воздействуем на входящие стимулы и обрабатываем
их с учетом того, насколько они для нас
значимы.
2.
Память
Памятью называют нашу способность припоминать прошлые события, поступки, людей, объекты, ситуации, усвоенные навыки и т. д. Она также имеет отношение к тому, как мы храним подобную информацию. В соответствии с классификацией Р.Аткинсона и Р.Шифрина, различают три подтипа памяти и связанных с ней процессов: 1) сенсорную помять, первичное кодирование связанных с памятью стимулов («сенсорным регистр»); 2) кратковременную память, «рабочую» память, которая служит посредником между сенсорной и долговременной памятью («кратковременное хранилище»); 3) долговременную память, хранилище информации в течение длительных периодов времени («долговременное хранилище»).
В соответствии с классификацией Е.Тульвинга, семантическая память является особым типом долговременной памяти. Это память на слова и понятия, в ней хранятся правила, абстрактные идеи и общие понятия о мире, включая других людей. Семантическая память обычно основывается на обобщениях или образах, связанных с событиями, опытом и усвоенными знаниями. Семантическая память может быть также основана на вербальном знании, передаваемом от одного человека к другому, без какой-либо опоры на фактический опыт или интеракцию с объектом памяти. Она относится к знаниям, которые накоплены за долгий период времени, и постоянно модифицируются или подкрепляются, когда индивид имеет дело с родственными фактами, событиями или опытом. Эти свойства семантической памяти делают ее особенно релевантной нашему пониманию стереотипов.
Знания,
хранящиеся в семантической памяти,
служат основой для мышления и формирования
суждений. При высокой степени их фиксированности
такие знания могут принимать форму
стереотипных суждений, достаточно жестких
категорий и схем. Обобщения и образы,
на которых основана семантическая память,
могут послужить основой для формирования
достаточно устойчивых представлений
о различных объектах социальной реальности.
В связи с тем, что семантическая память
может быть также основана только на вербальном
знании, без какой-либо опоры на фактический
опыт, с помощью нее может также произойти
усвоение уже «готовых» социальных стереотипов
и предубеждений.
Заключение
Стереотипы являются неотъемлемым элементом обыденного сознания. Социальные стереотипы формируются относительно легко, поскольку наше собственное воспитание и культура порождают в нас ряд ожиданий относительно поведения и черт других людей. Источником формирования социальных стереотипов является как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы, которые человек получает при обучении, воздействии средств массовой информации и непосредственных контактов со значимыми и авторитетными людьми.
В реферате были рассмотрены различные теоретические подходы, имеющиеся в психологической литературе по данной проблематике.
Рассмотрен социально-психологический подход, в рамках которого приобретение конкретным индивидом уже сформированных стереотипов объясняется действием процессов социальной идентификации и конформизма. Учтена определенная роль эмоций и фрустрирующих ситуаций в процессе образования стереотипов, также важными факторами, влияющими на процесс стереотипизации, являются оценка и память.
Таким образом, было выявлено, что образование стереотипов происходит как в результате действия индивидуальных когнитивных процессов и эмоциональных состояний личности, так и под воздействием социальных процессов (взаимодействия и взаимного влияния людей).
Можно сделать ряд выводов:
- Формирование социальных стереотипов у конкретной личности происходит в результате действия целого ряда механизмов, относящихся как к сфере индивидуального сознания, так и к сфере социальных процессов и взаимоотношений.
- Эти механизмы могут действовать как независимо друг от друга, так и совместно.
- В результате действия этих механизмов стереотипы являются неизбежным аспектом психологической жизни человека.
Список литературы:
Информация о работе Психологические механизмы формирования социальных стереотипов