Психологические механизмы формирования социальных стереотипов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 00:48, реферат

Описание работы

Цель реферата – обобщить известные психологической науке данные, различные теоретические исследования и эксперименты, посвященные проблеме социальных стереотипов, и попытаться создать классификацию конкретных механизмов их формирования.
Задачами соответственно являются знакомство с различными теоретическими подходами, имеющимися в литературе по данной теме, структурирование информации, определение взаимосвязей между различными психологическими явлениями, влияющими на процесс образования стереотипов, и выявление закономерностей их формирования.

Содержание

Введение.
I. Социальный стереотип как психологическое явление.
§1. Определение понятия.
§2. Свойства, функции и виды стереотипов.
II. Механизмы формирования социальных стереотипов.
§1. Роль эмоциональных состояний личности.
§2. Влияние социальных процессов и взаимоотношений.
III. Психологические факторы образования стереотипов.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

    Глава III. Психологические факторы образования стереотипов 

  1. Оценка
 

    Когда мы наблюдаем какие-то события или  общаемся с другими людьми, то постоянно  оцениваем эти стимулы. Оценкой называют процесс, посредством которого мы определяем релевантность стимулов с точки зрения их значения для нашей жизни. На основании процесса оценки у нас возникают эмоциональные реакции, а затем мы принимаем решения, касающиеся адекватных поведенческих откликов. Процесс оценки релевантен стереотипам, поскольку он обеспечивает психологический механизм, посредством которого мы активно воздействуем на входящие стимулы и обрабатываем их с учетом того, насколько они для нас значимы. 

    2. Память 

    Памятью называют нашу способность припоминать  прошлые события, поступки, людей, объекты, ситуации, усвоенные навыки и т. д. Она также имеет отношение  к тому, как мы храним подобную информацию. В соответствии с классификацией Р.Аткинсона и Р.Шифрина, различают три подтипа памяти и связанных с ней процессов: 1) сенсорную помять, первичное кодирование связанных с памятью стимулов («сенсорным регистр»); 2) кратковременную память, «рабочую» память, которая служит посредником между сенсорной и долговременной памятью («кратковременное хранилище»); 3) долговременную память, хранилище информации в течение длительных периодов времени («долговременное хранилище»).

    В соответствии с классификацией Е.Тульвинга, семантическая память является особым типом долговременной памяти. Это память на слова и понятия, в ней хранятся  правила,  абстрактные идеи и общие понятия о мире, включая других людей. Семантическая память обычно основывается на обобщениях или образах, связанных с событиями, опытом и усвоенными знаниями. Семантическая память может быть также основана на вербальном знании, передаваемом от одного человека к другому, без какой-либо опоры на фактический опыт или интеракцию с объектом памяти. Она относится к знаниям, которые накоплены за долгий период времени, и постоянно модифицируются или подкрепляются, когда индивид имеет дело с родственными фактами, событиями или опытом. Эти свойства семантической памяти делают ее особенно релевантной нашему пониманию стереотипов.

    Знания, хранящиеся в семантической памяти, служат основой для мышления и формирования суждений. При высокой степени их  фиксированности такие знания могут принимать форму  стереотипных суждений, достаточно жестких категорий и схем. Обобщения и образы, на которых основана семантическая память, могут послужить основой для формирования достаточно устойчивых представлений о различных объектах социальной реальности. В связи с тем, что семантическая память может быть также основана только на вербальном знании, без какой-либо опоры на фактический опыт, с помощью нее может также произойти усвоение уже «готовых» социальных стереотипов и предубеждений. 

Заключение

 

    Стереотипы  являются неотъемлемым элементом обыденного сознания. Социальные стереотипы формируются относительно легко, поскольку наше собственное  воспитание и культура порождают в нас ряд ожиданий относительно поведения и черт других людей. Источником формирования социальных стереотипов является как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы, которые человек получает при обучении, воздействии средств массовой информации и непосредственных контактов со значимыми и авторитетными людьми.

    В реферате были рассмотрены различные теоретические подходы, имеющиеся в психологической литературе по данной проблематике.

    Рассмотрен социально-психологический подход, в рамках которого приобретение  конкретным индивидом уже сформированных стереотипов объясняется действием процессов социальной идентификации и конформизма. Учтена определенная роль эмоций и фрустрирующих ситуаций в процессе образования стереотипов, также важными факторами, влияющими на процесс стереотипизации, являются оценка и память.

    Таким образом, было выявлено, что образование стереотипов происходит как в результате действия индивидуальных  когнитивных процессов и эмоциональных состояний личности, так и под воздействием социальных процессов (взаимодействия и взаимного влияния людей).

    Можно сделать ряд выводов:

  1. Формирование социальных стереотипов у конкретной личности происходит в результате действия целого ряда механизмов, относящихся как к сфере индивидуального сознания, так и к сфере социальных процессов и взаимоотношений.
  2. Эти механизмы могут действовать как независимо друг от друга, так и совместно.
  3. В результате действия этих механизмов стереотипы являются неизбежным аспектом психологической жизни человека.

Список  литературы:

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические  проблемы / В.С.Агеев – М., 1990. 
  2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1999. .
  3. Майерс Д. Социальная психология / Майерс Д. – СПб.: Питер, 2001.
  4. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности / А.А.Налчаджян. – Ереван, 1988.
  5. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. –  М., 1990.
  6. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий / Сорокин Ю.А. // Общение: Теоретические и прагматические проблемы. – М., 1998.
  7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. / Стефаненко Т.Г. – М., 2000.
  8. Шихирев П.Н. Современная социальная психология  в Западной Европе / П.Н.Шихирев. – М.: Наука, 1985.
  9. Янчук В.А. Социальное познание личности и особенности его организации / Янчук В.А. – http: // academy.edu.by / details / personnels/yanchuk/lectures/SocCogn.htm

Информация о работе Психологические механизмы формирования социальных стереотипов