Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 00:48, реферат
Цель реферата – обобщить известные психологической науке данные, различные теоретические исследования и эксперименты, посвященные проблеме социальных стереотипов, и попытаться создать классификацию конкретных механизмов их формирования.
Задачами соответственно являются знакомство с различными теоретическими подходами, имеющимися в литературе по данной теме, структурирование информации, определение взаимосвязей между различными психологическими явлениями, влияющими на процесс образования стереотипов, и выявление закономерностей их формирования.
Введение.
I. Социальный стереотип как психологическое явление.
§1. Определение понятия.
§2. Свойства, функции и виды стереотипов.
II. Механизмы формирования социальных стереотипов.
§1. Роль эмоциональных состояний личности.
§2. Влияние социальных процессов и взаимоотношений.
III. Психологические факторы образования стереотипов.
Заключение.
Список использованной литературы.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский
государственный архитектурно –
строительный университет »
Гуманитарно
– художественный институт
Кафедра
психологии
Дисциплина:
«психология»
Реферат по теме:
Проверила
г. Нижний Новгород - 2010
|
Стр. |
Введение. | 3 |
|
|
§1. Определение понятия. |
6 |
§2. Свойства, функции и виды стереотипов. | 12 |
|
17 |
§1. Роль эмоциональных состояний личности. | 18 |
|
21 |
|
26 |
Заключение. |
28 |
Список использованной литературы. | 30 |
Введение
Мы все живем в мире стереотипов. Именно стереотипы в значительной степени определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы тоже очень разнообразны и во многом определяют наше поведение, наши суждения и отношение к окружающему. Благодаря этим стереотипам мы четко знаем, как себя вести в том или ином случае; знаем, что плохо и что хорошо; знаем, кто прав, а кто не прав. Знаем, но это не значит, что так и есть в действительности потому, что стереотипы, на которых основаны наши суждения, могут быть сформированы на ошибочных предпосылках или определенных, не всегда обоснованных условностях.
Получение образования также базируется на формировании стереотипов мышления – ряда зафиксированных истин и методов, создающих основу наших знаний. Мы обычно забываем, а иногда и не знаем, каким именно путем были получены эти истины.
Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Собственные представления человеку кажутся верными и не подлежащими изменению.
Стереотипы
– неотъемлемый элемент обыденного
сознания. Ни один человек не в состоянии
самостоятельно, творчески реагировать
на все встречающиеся ему в
жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий
некий стандартизованный
Существование
стереотипов в механизме
Многие прекрасные специалисты в своей области деятельности оказываются не в состоянии преодолеть барьер стереотипов, с порога отвергают все, что не укладывается в их мировоззренческую концепцию. Сформировавшиеся стереотипы очень устойчивы и часто сохраняются на протяжении всей жизни человека, их разрушение обычно бывает очень болезненным процессом.
Таким
образом, формирование стереотипов
является обязательным элементом нашей
культуры, но вместе с тем формирование
стереотипов порождает и
Проблема социальных стереотипов актуальна в настоящее время. На силе стереотипов основана коммерческая реклама и торговые марки. Частое повторение слов и образов создает стереотипное представление о высоком качестве какого-то товара, это представление укореняется в подсознании и человек уже не критически воспринимает информацию об этом товаре. Таким образом стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить.
Цель реферата – обобщить известные психологической науке данные, различные теоретические исследования и эксперименты, посвященные проблеме социальных стереотипов, и попытаться создать классификацию конкретных механизмов их формирования.
Задачами соответственно являются знакомство с различными теоретическими подходами, имеющимися в литературе по данной теме, структурирование информации, определение взаимосвязей между различными психологическими явлениями, влияющими на процесс образования стереотипов, и выявление закономерностей их формирования.
Гипотеза
исследования заключается в предположении
о том, что формирование социальных
стереотипов происходит как в
результате действия индивидуальных
когнитивных процессов и
Глава
I. Социальный стереотип
как психологическое
явление
§1.
Определение понятия
Проблема социального стереотипа имеет обширную историографию. В западной психологии, политологии и социологии теории стереотипов разрабатываются, в основном, на макротеоретическом уровне. В этих исследованиях содержатся различные интерпретации стереотипа, как некоего образования с определенными психологическими механизмами, формирующимися под воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов.
Впервые термин «стереотип» был введен в общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман. В своей работе «Общественное мнение» (1922 г.) У.Липпман утверждал, что это упорядоченные, схематичные детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.
В своей работе У.Липпман выделил две важные, на его взгляд, причины, которые оказывают влияние на формирование стереотипов. Первая причина – использование принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления и выражающегося в том, что люди стремятся не реагировать каждый раз по-новому на новые факты и явления, а стараются подводить их под уже имеющиеся категории. Вторая причина – это защита существующих групповых ценностей.
С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие аспекты этого явления.
Так,
Т.Шибутани определяет социальный
стереотип как «популярное
Р.Таджури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории».
Г.Тэжфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:
В конце 50-х годов в западной
научной мысли наибольшую
В
американской науке существует множество
направлений, которые разрабатывают
социально-бихевиористские (У.Липпман,
Р.О.Хара), психологические (Т.В.Адорно,
М.Хоркхаймер), символически-
Общим для американских исследований является то, что они в основном посвящены антростереотипам (то есть образам, формируемым в определенной социальной группе), их роли в сфере социальной и политической.
Изучение
социальных стереотипов успешно
продвигается в Польше благодаря
старым научным традициям и
Большое
внимание в работах ученых Германии
и Франции уделяется
В западноевропейской социальной психологии широко распространена точка зрения, согласно которой социальные стереотипы и ряд других феноменов группового и общественного сознания должны быть объединены в общую концептуальную схему.
В частности, швейцарский социальный психолог В.Дуаз выделил четыре уровня стереотипов:
Информация о работе Психологические механизмы формирования социальных стереотипов