Психологические механизмы формирования социальных стереотипов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 00:48, реферат

Описание работы

Цель реферата – обобщить известные психологической науке данные, различные теоретические исследования и эксперименты, посвященные проблеме социальных стереотипов, и попытаться создать классификацию конкретных механизмов их формирования.
Задачами соответственно являются знакомство с различными теоретическими подходами, имеющимися в литературе по данной теме, структурирование информации, определение взаимосвязей между различными психологическими явлениями, влияющими на процесс образования стереотипов, и выявление закономерностей их формирования.

Содержание

Введение.
I. Социальный стереотип как психологическое явление.
§1. Определение понятия.
§2. Свойства, функции и виды стереотипов.
II. Механизмы формирования социальных стереотипов.
§1. Роль эмоциональных состояний личности.
§2. Влияние социальных процессов и взаимоотношений.
III. Психологические факторы образования стереотипов.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 142.00 Кб (Скачать)
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Нижегородский  государственный архитектурно –  строительный университет » 
 

Гуманитарно – художественный институт 

Кафедра психологии 

Дисциплина: «психология» 

Реферат по теме:

«Психологические  механизмы формирования социальных стереотипов»
Выполнила                                                               студентка

                                                                                                       группы ПД 1.08

                                                                                                       Аниковская Д.А.                      

Проверила                                                                                    доктор пед.наук,

                                                                                                      кандидат псих.наук

                                                                                                      профессор ННГАСУ

                                                                                                      Щербакова Е.Е. 
 
 

г. Нижний Новгород - 2010

Содержание

                                                                                                                                                   

                                                                                                                          Стр.
 Введение.   3
  1. Социальный стереотип как психологическое явление.
                                              
        §1. Определение понятия.                                                     6
        §2. Свойства, функции и виды стереотипов.   12
  1. Механизмы формирования социальных стереотипов.
  17        
        §1. Роль эмоциональных состояний личности.   18
            §2. Влияние социальных процессов и                    взаимоотношений.
  21
  1. Психологические факторы образования стереотипов.
  26
 Заключение.                                                                      28
 Список  использованной литературы.   30
     
     
   
   

Введение

 

    Мы  все живем в мире стереотипов. Именно стереотипы в значительной степени  определяют моральные нормы, формируют  политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы тоже очень разнообразны и во многом определяют наше поведение, наши суждения и отношение к окружающему. Благодаря этим стереотипам мы четко знаем, как себя вести в том или ином случае; знаем, что плохо и что хорошо; знаем, кто прав, а кто не прав. Знаем, но это не значит, что так и есть в действительности потому, что стереотипы, на которых основаны наши суждения, могут быть сформированы на ошибочных предпосылках или определенных, не всегда обоснованных условностях.

    Получение образования также базируется на формировании стереотипов мышления – ряда зафиксированных истин  и методов, создающих основу наших  знаний. Мы обычно забываем, а иногда и не знаем, каким именно путем  были получены эти истины.

    Люди  обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Собственные  представления  человеку кажутся верными и не подлежащими изменению.

    Стереотипы  – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии  самостоятельно, творчески реагировать  на все встречающиеся ему в  жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Однако стереотип может быть как истинным, так и ложным. Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению.

    Существование стереотипов в механизме познания носит двойственный, противоречивый характер. С одной стороны стереотипы значительно упрощают процессы познания и творчества, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, представляющие собой сложный комплекс стереотипов, а с другой – они же ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий или противоречащего им.

    Многие  прекрасные специалисты в своей области деятельности оказываются не в состоянии преодолеть барьер стереотипов, с порога отвергают все, что не укладывается в их мировоззренческую концепцию. Сформировавшиеся стереотипы очень устойчивы и часто сохраняются на протяжении всей жизни человека, их разрушение обычно бывает очень болезненным процессом.

    Таким образом, формирование стереотипов  является обязательным элементом нашей  культуры, но вместе с тем формирование стереотипов порождает и определенный консерватизм в нашей деятельности, в том числе и в процессе мышления. К социальным стереотипам относятся как более частные случаи  этнические, политические и ряд других стереотипов. Их изучением наряду с психологией занимается социология, культурология, философия. 

    Проблема социальных стереотипов актуальна в настоящее время. На силе  стереотипов основана коммерческая реклама и торговые марки. Частое повторение слов и образов создает стереотипное представление о высоком качестве какого-то товара,  это представление укореняется  в подсознании и человек уже не критически воспринимает информацию об этом товаре.  Таким образом стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить.

    Цель реферата – обобщить известные психологической науке данные, различные теоретические исследования и эксперименты, посвященные проблеме социальных стереотипов, и попытаться создать классификацию конкретных механизмов их формирования.

    Задачами  соответственно являются знакомство с различными теоретическими подходами, имеющимися в литературе по данной теме, структурирование информации, определение взаимосвязей между различными психологическими явлениями, влияющими на процесс образования стереотипов, и выявление  закономерностей их формирования.

    Гипотеза  исследования заключается в предположении  о том, что формирование социальных стереотипов происходит как в  результате действия индивидуальных  когнитивных процессов и эмоциональных  состояний личности, так и под  воздействием социальных факторов (процессов социального познания, взаимодействия и взаимного влияния людей).  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Социальный стереотип как психологическое явление 

§1. Определение понятия  

    Проблема  социального стереотипа имеет обширную историографию. В западной психологии, политологии и социологии теории стереотипов разрабатываются, в основном, на макротеоретическом уровне. В этих исследованиях содержатся различные интерпретации стереотипа, как некоего образования с определенными психологическими механизмами, формирующимися под воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов.

    Впервые термин «стереотип» был введен в  общественные науки  в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость  изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман. В своей работе «Общественное мнение» (1922 г.) У.Липпман утверждал, что это упорядоченные, схематичные детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.

    В своей работе У.Липпман выделил  две важные, на его взгляд, причины, которые оказывают влияние на формирование стереотипов. Первая причина – использование принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления и выражающегося в том, что люди стремятся не реагировать каждый раз по-новому на новые факты и явления, а стараются подводить их под уже имеющиеся категории. Вторая причина – это защита существующих групповых ценностей.

    С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений  социального стереотипа. В зависимости  от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие  аспекты этого явления.

    Так, Т.Шибутани  определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку  людей, с точки зрения какого-то легко  различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями  относительно свойств этих людей».

    Р.Таджури  понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории».

    Г.Тэжфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:

    1. люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;
    2. такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;
    3. социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;
    4. социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;
    5. они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;
    6. социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.

      В конце 50-х годов в западной  научной мысли наибольшую популярность  получило определение, предложенное  американским психологом и социологом Кимбаллом Юнгом . Стереотип понимался им как «ложная классификационная концепция, с которой, как правило, связаны какие-то социальные чувственно-эмоциональные тона сходства и различия, одобрения или осуждения другой группы». После такого взгляда к стереотипам стали относиться как к чему-то заведомо ложному, неверному. Стереотип стал выступать синонимом ошибочной оценки или предвзятого мнения о явлениях или группах. Лишь с возникновением гипотезы О.Клайнберга стало распространяться суждение о наличии в стереотипах некоего «зерна истины».

    В американской науке существует множество  направлений, которые разрабатывают  социально-бихевиористские (У.Липпман, Р.О.Хара), психологические (Т.В.Адорно, М.Хоркхаймер), символически-интеракционистские (Т.Шибутани, Д.К.Дэвис. С.Дж.Бэран), феноменологические (Э.У. Вайнэки) теории в исследовании стереотипов. 

    Общим для американских исследований является то, что они в основном посвящены  антростереотипам (то есть образам, формируемым  в определенной социальной группе), их роли в сфере социальной и политической.

    Изучение  социальных стереотипов успешно  продвигается в Польше благодаря  старым научным традициям и современному интересу к проблеме. Доминируют исторический и общетеоретический подходы (А.Шафф, А.Бондар, А.Барциковский, А.Колосковская и др.).

    Большое внимание в работах ученых Германии и Франции уделяется стереотипизации  как процессу формирования стереотипов. Речь идет о приверженности стереотипам, склонности пользования ими в  определенных ситуациях. Недостатком  этих исследований является ограничение внимания к проблемам стереотипов теоретическими вопросами, без установления связи между стереотипами и конкретным действием.

    В западноевропейской социальной психологии широко распространена точка зрения, согласно которой социальные стереотипы и ряд других феноменов группового и общественного сознания должны быть объединены в общую концептуальную схему.

В частности, швейцарский социальный психолог В.Дуаз выделил четыре уровня стереотипов:

  • индивидуально-психологические особенности  формирования представлений человека о своей социальной среде;
  • представления, складывающиеся в ситуации межличностного общения;
  • коллективные представления, формирующиеся в межгрупповых отношениях; социальный стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне;
  • идеология, которая складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества.

Информация о работе Психологические механизмы формирования социальных стереотипов