Психологическая служба в образовательном учреждении ГОУ НПО ПУ №19 г.Салавата

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:21, отчет по практике

Описание работы

Развитие социально-экономических процессов, происходящих в российском обществе, предъявляет особые требования к эффективности деятельности всех типов учреждений. Наиболее существенным фактором повышения результативности любого профессионального училища является качество преподавания. Тем более, что профессиональное училище, выполняет комплекс специфических функций: образовательную, социальную и экономическую.

Работа содержит 1 файл

практика.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Отчет  о прохождении  учебно – ознакомительной  практики

«Психологическая  служба в образовательном учреждении ГОУ НПО ПУ №19 г.Салавата» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Я проходила вторую учебно-ознакомительную практику так же в профессиональном училище №19 в течение 80 рабочих часов, в период с  15 марта  по 6 апреля 2010 года.

     Целью данной практики для меня было ознакомление с работой психолога, в основном, с руководящим составом, преподавателями проходящими аттестацию.

     В процессе практики я получила практические навыки по методу экспертной оценки и представление о тренингах, проводимых с преподавателями в данном училище.

     Сейчас, как никогда ранее, обществу нужны  люди, способные реализовать себя в личной жизни и профессиональной деятельности.

     ПУ  №19 специализируется  на подготовке специалистов для нефтехимической промышленности нашего города.

     - Аппаратчик-оператор

     - Машинист технологических насосов  и компрессоров 

     - Слесарь КИП и А 

     - Электромонтер по ремонту и  обслуживанию электрооборудования

     - Станочник широкого профиля

     - Повар; кондитер.

          За годы работы училища было  выпущено более 15,5 тысяч специалистов  нефтехимического профиля. Сегодня   в училище обучаются около  500 учащихся по девяти специальностям.

     Развитие  социально-экономических процессов, происходящих в российском обществе, предъявляет особые требования к эффективности деятельности всех типов учреждений. Наиболее существенным фактором повышения результативности любого профессионального училища является качество преподавания. Тем более, что профессиональное училище, выполняет комплекс специфических функций: образовательную, социальную и экономическую.

     В программе подготовки специалистов большое количество учебного времени  отводится производственному и  практическому обучению. Соответственно, в училище очень строго подходят к проблеме отбора преподавателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Метод экспертной оценки

     Обязательным  условием успешной деятельности руководителя, так же как и преподавателя является наличие у него таких социально важных личностных характеристик, как: целеустремленность, осознанность, избирательность, тактичность, действенность, требовательность, критичность, откровенность, выдержанность, общительность. 

     Личностные  качества руководителя и преподавателя должны полностью соответствовать содержанию его деятельности, в противном случае он просто не будет справляться с возложенными на него обязанностями. 

     Наряду  с  положительными качествами, существует целый комплекс отрицательных качеств характера, наличие которых для преподавателя, ответственного за деятельность целого класса, училища, нежелательно. К ним относятся: неумение управлять собой, размытость личностных ценностей, смутные личные цели, недостаточность навыка решать проблемы, неумение влиять на людей, неумение обучать, слабые навыки руководства, недостаток творческого подхода, остановленное саморазвитие, низкая способность формировать коллектив. 

     Преподаватели проходят аттестацию раз в пять лет, для более эффективного прохождения аттестации проводится экспертная оценка сотрудников училища. Аттестацию  должны пройти  в этом году 21 человек. Экспертов - 15 человек. Было подготовлено 315 анкет. ( Пример анкеты-Приложение 1) Одни из экспертов оценивали несколько человек, другие 2х-3х, руководитель оценивал всех своих подчинённых.

     Экспертная оценка: 

     Данный  метод позволяет с достаточной степенью достоверности определить (выявить) некоторые важнейшие свойства личности и изучить деловые и личностные качества руководителя или специалиста, в целях последующего использования полученных результатов в практике кадровой работы с персоналом.

     Важнейшим требованием, предъявляемым к эксперту, является его компетентность. Качество экспертного оценивания зависит от уровня профессионального мастерства экспертов, их опыта работы, педагогического стажа и психологической грамотности.

     1) Общие принципы метода:

     По  формализованному опроснику (опросник модифицируется под специфику предприятия и должности) испытуемого оценивают 14 - 16 коллег по работе разных иерархических уровней:

     Вышестоящие;

     Равные  по рангу (в том числе из параллельных производственных структур);

       Подчиненные.

     2)Результат:

     Групповое мнение коллег по работе по ряду качеств  важных для испытуемых (руководителей  и специалистов всех рангов), касающихся их профессиональной подготовки, волевых, управленческих, организационных, административных и других деловых качеств, а также,  качеств характеризующих их отношения с людьми и авторитетность среди разных слоев работников предприятия.

     Степень выраженности этих качеств может  быть представлена:

     В виде наглядной графической «Диаграммы качеств»;

     В виде «Краткой психологической характеристики» (стандартизированного развернутого описания выявленных свойств и особенностей). Использовалась специальная лицензионная программа для обработки данных.

     3)Практическое применение метода:

     а) Метод, среди прочего, позволяет выявить степень развития (выраженности) качеств личности, необходимых для успешного руководства персоналом – как у действующих руководителей и специалистов разных уровней, так и у «резерва на выдвижение».

     б) Предоставляет возможность объективного сравнения личностных свойств у одного и того же испытуемого через определенные промежутки времени, для выявления динамики развития (выраженности) этих свойств.

     в) Дает возможность сравнения личностных свойств нескольких руководителей, специалистов или претендентов на должность, с целью выявления кандидатов с наиболее благоприятными показателями для данного (определенного) вида деятельности.

     г) Позволяет, кроме прочего, сравнить показатели реального испытуемого с «Моделью успешного руководителя (специалиста)», полученной за 5-10 лет наблюдений.

     4) Особенности и условия использования Метода:

     а) Заполнение вопросника в обязательном порядке проходит в присутствии специалиста проводящего исследование, в изолированном помещении исключающем помехи (сильный шум, присутствие посторонних и т. п.);

     б) Результаты экспертной оценки являются материалами «Для служебного пользования», поэтому, во избежание подробного предварительного знакомства и «подстраивания» под них (что влияет на достоверность результатов исследования) не передаются за пределы группы специалистов проводящих исследование.

     Полученный на основании экспертных оценок психологический портрет личности является необходимым для правильного построения учебной работы, организации психолого-педагогического сопровождения процесса обучения.

     Тренинг для молодых преподавателей для  повышения психологической компетентности.

     Трудности в адаптации и выработке собственной системы преподавания, педагоги испытывают на двух этапах своего профессионального развития: на предварительном (первый год работы) и на этапе вхождения в профессию (второй-пятый год работы). Успешное начало влияет на способность и желание работать. Несомненно, что эффективное вхождение педагога в сферу своих обязанностей целиком и полностью зависит от того, насколько благожелательно отношение к начинающим специалистам и насколько развита система адаптации в учебном заведении.

     Для успешной адаптации начинающих педагогов  к условиям учебного заведения проводятся тренинги на :

     Установление  контакта

     Технику общения

     Управление  конфликтом

     Манипулирование и противостояние манипулированию

     Отработку лидерских навыков

     Я была на тренинге «Управление конфликтом»  . Он длился 7 часов с небольшими перерывами. В тренинге участвовали 14 человек -9 женщин, 5 мужчин. В ходе тренинга рассматривались такие моменты:

     Развитие и технология управления конфликтом 

     1) Этапы конфликта от его возникновения до разрешения. Цикличность фаз конфликта, характеризующих интенсивность его протекания.

     2) Модели поведения в конфликте, технология управления. Напористость и кооперативность: сотрудничество, соперничество, избегание, приспособление, компромисс.

     3) Ступени эскалации конфликта и ее следствия. Изучение причин конфликта.

     Цели тренинга:

     1) Научиться распознавать признаки конфликтной ситуации еще до ее возникновения;

     2) Научиться выявлять причины возникновения конфликтной ситуации;

     3) Освоить навыки активного слушания, направленного на выяснение причин возникновения конфликтной ситуации;

     4) Научиться отличать субъективные и объективные причины возникновения конфликтной ситуации;

     5) Изучить технику управления конфликтом;

     6) Научиться выбирать модель поведения, способствующую разрешению конфликтов;

     7) Приобрести навыки работы со стрессом, возникающим после конфликта

     8) Научиться предотвращать конфликтные ситуации и извлекать опыт из их возникновения.

     Проводились ролевые игры. При проведении тренинга использовалась видеокамера, весь отснятый материал просматривался после тренинга и анализировался всеми участниками. Это давало им возможность взглянуть на себя со стороны.

       Для меня участие в тренинге  ограничивалось съемкой игр на видеокамеру и участием в предложенных процессах ( игры, техники, тесты)

     Участники становились раскованнее, увереннее. Они получили направление для работы над собой, с учениками и с коллегами.

     В формировании психолого-педагогической компетентности преподавателя главная роль принадлежит совершенствованию его личности. Поэтому профессиональный тренинг - это не только отработка внешних "техник", но и тренинг психики, для чего у преподавателя должна быть своя шкала самооценок и психотехнические процедуры для изменения своих состояний. На этой основе может продуктивно происходить и дальнейшее овладение "техниками" труда. 

     Наряду  с проведением экспертной оценки  и тренингом, продолжались плановые беседы с учащимися на темы алкогольной  и наркотической зависимости, на формирование у учащихся умений и навыков профессионального общения, подготовка к профессиональному самоопределению. С педагогами тоже проводились беседы  по результатам тестирования учеников, давались  рекомендации по работе с конкретными учащимися. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     За  время прохождения практики я  приобрела  практические знания в области экспертной оценки, то, каким образом может быть использован этот метод. Приобрела навыки общения с респондентами для получения необходимой информации. Получила возможность увидеть, как работает профессиональный психолог на тренинге.

     Общение с педагогом необходимо психологу, прежде всего потому, что опытный педагог — в известном смысле психолог и даже больше, чем начинающий психолог.

     Ещё раз убедилась в необходимости  работы психолога не только с учащимися, но и с коллективом преподавателей. Все мероприятия, проводимые психологом в училище, направлены на улучшение  климата в столь сложном  и  разновозрастном коллективе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологическая служба в образовательном учреждении ГОУ НПО ПУ №19 г.Салавата