Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 12:08, контрольная работа
Психологическая структура процессов восприятия и понимания речи
1. Психологическая структура процессов восприятия и понимания речи.
2. Психологическая структура процессов порождения речи.
3.Методы исследования импрессивной и экспрессивной речи у дошкольников.
4. Особенности понимания речи у дошкольников.
5. Особенности порождения связанного высказывания у ребенка с ОПФР.
Метод исследования экспрессивной речи ( составление рассказа по серии сюжетных картинок)
Ребенок может составить рассказ по картинкам с помощью и наводящими вопросами, но рассказывает его короткими аграмматичными фразами, часто заменяя слова мимикой или жестами, т.к активный словарь находиться на низком уровне ( намного ниже возрастной нормы)
Вследствие
исследований импрессивной и экспрессивной
речи можно сделать вывод, что
восприятие и понимание словестно-
Психологическая структура процессов порождения речи.
Правомерность концепции внутренней речи Л.С. Выготского как части речевого механизма доказана в работах А.Р. Лурия, Т.В. Ахутиной, А.Н. Соколова, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, А.П. Клименко, А.А. Залевской, А.Б. Супруна, А.А. Леонтьева.
Обоснование
разработанного Л.С. Выготским понимания
внутренней речи в рамках психолингвистики
было начато А.А. Леонтьевым в статье
«Внутренняя речь и процессы грамматического
порождения высказывания» (1967), где
он противопоставил понятия «
В начале построения высказывания лежит мотив. Мотивация порождает речевую интенцию. На этом этапе говорящий имеет образ результата, но еще не имеет плана действия, которое он должен произвести, чтобы этот результат получить.
Следующий этап - этап внутреннего программирования. В соответствии с мнением Л.С. Выготского, А.А. Леонтьев полагает, что «программирование заключается в двух взаимосвязанных процессах оперирования с единицами внутреннего (субъективного) кода, это: а) приписывание этим единицам определенной смысловой нагрузки; б) построение функциональной иерархии этих единиц». Вторая сторона оперирования составляет основу синтаксической организации будущего высказывания. Для нее значимо, на чем сосредоточено внимание говорящего, например, на субъекте или объекте, каковы его установки на слушающего. Характер кода программирования может варьировать в широких пределах, но наиболее типичным случаем является вторичный зрительный образ, возникающий на языковой основе.
А.А. Леонтьев утверждает, что его схема процесса порождения речи является теорией, а не моделью. Она построена таким образом, что способна включать в себя различные модели порождения: положенный в ее основу эвристический принцип допускает, что в процессе порождения речи говорящий может выбрать конкретную различную модель такого порождения. Кроме этого, описанная им теория не только учитывает в своей структуре ряд выдвинутых другими авторами концепций, но положенный в ее основу эвристический принцип, допускающий в различных «точках» процесса порождения выбор различных моделей, тем самым включает их в себя как частные случаи. А это означает, что его теория снимает проблему доказательства противостоящих друг другу психолингвистических моделей и имеет большую объяснительную силу, чем каждая из этих моделей, взятая в отдельности.
Принципиально близкую модель порождения речи предложила И.А. Зимняя. Определяя речь как способ формирования и формулирования мысли, она различает в речепорождении 3 уровня: мотивационно - побуждающий, формирующий (с двумя подуровнями: смыслообразующим и формулирующим) и реализующий.
Побуждающий уровень, движимый «внутренним образом» той действительности, на которую направлено действие, является «запуском» всего процесса речепроизводства. Здесь потребность находит «свою определенность» в предмете деятельности. «В силу этого предмет - мысль как «опредмеченная потребность» становится внутренним мотивом, т.е. тем, что конкретно побуждает деятельность говорения». И.А. Зимняя обнаруживает диалектику мысли и мотивообразования. Опредмеченный мотив становится мыслью, которая служит внутренним мотивом говорения.
И.А.
Зимняя различает мотив и
Второй
этап – процесс формирования мысли
имеет две функционально
Одновременно с процессом выбора слов производится операция их размещения, т.е. грамматико-синтаксическое оформление высказывания. Т.о. формирующий уровень речепроизводства, осуществляемый двумя фазами (смыслообразования и формулирования), одновременно актуализирует механизм выбора слов, механизм временной развёртки и артикуляционную программу, последняя из которых непосредственно и реализует (объективизирует) замысел в процессе формирования и формулирования мысли посредством языка. В основе предложенной И.А. Зимней психологической схемы речепроизводства лежат принципы, восходящие к идеям Л.С. Выготского и Н.А.Бернштейна:
Сравнение рассмотренных
моделей порождения речи, как и анализ
работ по исследованию языковой способности,
«речевого мышления», принадлежащих современным
отечественным учёным, обнаруживает их
принципиальную близость.
Белорусский
государственный педагогический университет
им. М . Танка
Контрольная
работа по предмету « Психолингвистика»
Преподаватель: Вержбицкая Т. Н
Студентка 3 курса ФСО Гр. 31
Макаревич
Т. А
Минск 2010