Психолингвистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Психологическая структура процессов восприятия и понимания речи

Содержание

1. Психологическая структура процессов восприятия и понимания речи.
2. Психологическая структура процессов порождения речи.
3.Методы исследования импрессивной и экспрессивной речи у дошкольников.
4. Особенности понимания речи у дошкольников.
5. Особенности порождения связанного высказывания у ребенка с ОПФР.

Работа содержит 1 файл

контрольная психолингвистика.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

    Метод исследования экспрессивной речи ( составление рассказа по серии сюжетных картинок)

    Ребенок может  составить рассказ по картинкам  с помощью и наводящими вопросами, но рассказывает его короткими аграмматичными фразами, часто заменяя слова  мимикой или жестами, т.к активный словарь находиться на низком уровне ( намного ниже возрастной нормы)

    Вследствие  исследований импрессивной и экспрессивной  речи можно сделать вывод, что  восприятие и понимание словестно-граммотических конструкций у ребенка в пределах нормы, но порождение связнного высказывания нарушена: низкий словарный (глаголы и прилагательные), полиморфные нарушения речи (нарушения всех групп согласных звуков), нарушения грамматической стороны речи (падежи, числа, роды). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Психологическая структура процессов порождения речи.

    Правомерность концепции внутренней речи Л.С. Выготского как части речевого механизма  доказана в работах А.Р. Лурия, Т.В. Ахутиной, А.Н. Соколова, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, А.П. Клименко, А.А. Залевской, А.Б. Супруна, А.А. Леонтьева.

    Обоснование разработанного Л.С. Выготским понимания  внутренней речи в рамках психолингвистики было начато А.А. Леонтьевым в статье «Внутренняя речь и процессы грамматического  порождения высказывания» (1967), где  он противопоставил понятия «внутренняя речь», «внутреннее проговаривание» и «внутреннее программирование». Последний термин обозначает планирование собственно речевых действий, а именно «неосознаваемое построение некоторой схемы, на основе которой в дальнейшем порождается речевое высказывание» Введя термин «внутреннее программирование», А.А. Леонтьев отчетливо противопоставил процессы смысловой и грамматической организации высказывания (их неразличение было характерно для ряда работ А.Р. Лурия). Таким образом, он вновь вернулся к идее Л.С. Выготского, различавшего смысловое и фазическое синтаксирование, и сформировал целостное представление о структуре акта речевой деятельности, центральное место в котором занимает этап внутреннего программирования.

    В начале построения высказывания лежит мотив. Мотивация порождает речевую интенцию. На этом этапе говорящий имеет образ результата, но еще не имеет плана действия, которое он должен произвести, чтобы этот результат получить.

    Следующий этап - этап внутреннего программирования. В соответствии с мнением Л.С. Выготского, А.А. Леонтьев полагает, что «программирование заключается в двух взаимосвязанных процессах оперирования с единицами внутреннего (субъективного) кода, это: а) приписывание этим единицам определенной смысловой нагрузки; б) построение функциональной иерархии этих единиц». Вторая сторона оперирования составляет основу синтаксической организации будущего высказывания. Для нее значимо, на чем сосредоточено внимание говорящего, например, на субъекте или объекте, каковы его установки на слушающего. Характер кода программирования может варьировать в широких пределах, но наиболее типичным случаем является вторичный зрительный образ, возникающий на языковой основе.

    А.А. Леонтьев утверждает, что его схема  процесса порождения речи является теорией, а не моделью. Она построена таким образом, что способна включать в себя различные модели порождения: положенный в ее основу эвристический принцип допускает, что в процессе порождения речи говорящий может выбрать конкретную различную модель такого порождения. Кроме этого, описанная им теория не только учитывает в своей структуре ряд выдвинутых другими авторами концепций, но положенный в ее основу эвристический принцип, допускающий в различных «точках» процесса порождения выбор различных моделей, тем самым включает их в себя как частные случаи. А это означает, что его теория снимает проблему доказательства противостоящих друг другу психолингвистических моделей и имеет большую объяснительную силу, чем каждая из этих моделей, взятая в отдельности.

    Принципиально близкую модель порождения речи предложила И.А. Зимняя. Определяя речь как способ формирования и формулирования мысли, она различает в речепорождении 3 уровня: мотивационно - побуждающий, формирующий (с двумя подуровнями: смыслообразующим и формулирующим) и реализующий.

Побуждающий уровень, движимый «внутренним  образом» той  действительности, на которую направлено действие, является «запуском» всего  процесса речепроизводства. Здесь потребность  находит «свою определенность»  в предмете деятельности. «В силу этого предмет - мысль как «опредмеченная потребность» становится внутренним мотивом, т.е. тем, что конкретно побуждает деятельность говорения». И.А. Зимняя обнаруживает диалектику мысли и мотивообразования. Опредмеченный мотив становится мыслью, которая служит внутренним мотивом говорения.

    И.А. Зимняя различает мотив и коммуникативное  намерение - то, что объясняет характер и цель данного речевого действия. На этом уровне говорящий знает только о чем, а не что говорить, т.е. он знает общий предмет или тему высказывания и форму взаимодействия со слушателем, т.е. нужно ли ему запросить или выдать информацию. То, что сказать, осознается позднее. Поэтому детерминируемый внешним воздействием (непосредственным или опосредованным через внутреннее) побуждающий уровень сам формирует предмет и цель высказывания.

    Второй  этап – процесс формирования мысли  имеет две функционально различные, но тесно взаимосвязанные фазы. Смыслообразующая фаза образует и развертывает общий  замысел говорящего – этот подуровень И.А. Зимняя соотносит с «внутренним программированием», по А.А. Леонтьеву. Она полагает, что «процесс последовательного формирования и формулирования (а не вербализации) замысла посредством языка направлен одновременно на номинацию и предикацию, т.е. установление связей типа «новое-данное». Здесь происходит одновременное воплощение замысла как в пространственно -понятийной схеме, актуализирующей поле номинации, так и линейно-временной схеме, актуализирующей поле предикации. И.А. Зимняя уточняет, что пространственно-понятийная схема представляет собой «сетку» отношений понятий, актуализируемых, вызываемых внутренним образом предметных отношений действительности, который определён мотивом. Временная развёртка отражает связь и последовательность понятий, «грамматику мысли». Актуализация понятийного поля уже сама по себе актуализирует его вербальное (словесное) выражение сразу же как в акустическом (слуховом), так и моторном образе. Поэтому смыслообразующая и формулирующая фазы монолитны. Однако в патологии это единство разрывается.

    Одновременно  с процессом выбора слов производится операция их размещения, т.е. грамматико-синтаксическое оформление  высказывания. Т.о. формирующий  уровень речепроизводства, осуществляемый двумя фазами (смыслообразования  и формулирования), одновременно актуализирует механизм выбора слов, механизм временной развёртки и артикуляционную программу, последняя из которых непосредственно и реализует (объективизирует) замысел в процессе формирования и формулирования мысли посредством языка. В основе предложенной И.А. Зимней психологической схемы речепроизводства лежат принципы, восходящие к идеям Л.С. Выготского и Н.А.Бернштейна:

  • от общего к частному;
  • правила параллельного, а не последовательного включения всех уровней, хотя внутри каждого уровня идёт последовательное временное представление («поле готовности», «ждущая развёртка» создаются одновременно везде);
  • принцип сопряженности уровней, когда звено одного уровня является компонентом другого;
  • принцип нахождения конечного соответствия (обратной связи).

    Сравнение рассмотренных моделей порождения речи, как и анализ работ по исследованию языковой способности, «речевого мышления», принадлежащих современным отечественным учёным, обнаруживает их принципиальную близость. 

      
     
     
     
     
     
     
     

    Белорусский государственный педагогический университет им. М . Танка 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Контрольная работа по предмету « Психолингвистика» 
     
     
     
     
     

                  Преподаватель: Вержбицкая Т. Н 

                  Студентка 3 курса ФСО Гр. 31

                  Макаревич Т. А  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Минск 2010

Информация о работе Психолингвистика