Профориентация учащихся на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:01, реферат

Описание работы

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Профориентация учащихся на современном этапе………………………..7
Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении старшеклассников…………………………………………………10
Профессиональное самоопределение и самосознание……………….11
Профессиональное самоопределение и профконсультации................12
Заключение………………………………………………………………….....16
Библиографический список………………………

Работа содержит 1 файл

реферат(1).doc

— 145.00 Кб (Скачать)

                                                        Текст опросника

1. Больше всего удовлетворение в жизни даёт:

А. Оценка работы.

В. Сознание того, что  работа выполнена хорошо.

С. Сознание, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл  в футбол, то хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает  тактику игры.

В. Известным игроком.

С. Выбранным капитаном  команды.

3. Лучшими преподавателями  являются те, которые:

А. Имеют индивидуальный подход.

В. Увлечены своим предметом  и вызывают интерес к нему.

С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто е  боится высказать свою точку зрения.

4. Учащиеся оценивают  как самых плохих таких преподавателей, которые:

А. Не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны.

В. Вызывают у всех дух  соревнования.

С. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5. Я рад, когда мои друзья:

А. Помогают другим, когда  предоставляется случай.

В. Всегда верны и надёжны.

С. Интеллигентны и  у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями  считают тех:

А. С которыми складываются взаимные отношения.

В. Которые могут больше, чем я.

С. На которых можно  надеяться.

7. Я хотел бы быть  известным, как те:

А. Кто добился жизненного успеха.

В. Может сильно любить.

С. Отличается дружелюбием  и доброжелательством.

8. Если я бы мог  выбирать, я хотел бы быть:

А. Научным работником.

В. Начальником отдела.

С. Опытным лётчиком.

9. когда я был ребёнком, я любил:

А. Игры с друзьями.

В. Успехи в делах.

С. Когда меня хвалили.

10. Больше всего мне  не нравится, когда я:

А. Встречаю препятствие  при выполнении возложенной на меня задачи.

В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.

С. Когда меня критикует  взрослый (учитель).

11. Основная роль школы должна заключаться в:

А. Подготовке учеников к работе по специальности.

В. Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.

С. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они  могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А. Недемократическая  система.

В. Человек теряет индивидуальность в общей массе.

С. Невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня  было больше свободного времени,  я бы использовал его:

А. Для общения с  друзьями.

В. Для любимых дел и самообразования.

С. Для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что  я способен на максимальное, когда:

А. Работаю с симпатичными людьми.

В. У меня работа, которая  меня удовлетворяет.

С. Мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:

А. Приятно провожу  время с друзьями.

В. Другие ценят меня.

С. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.

16. Если обо мне писали  в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

А. Отметили дело, которое  я выполнил.

В. Похвалили меня за мою  работу.

С. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.

17. Лучше всего я  учился бы, если бы преподаватель:

А. Имел ко мне индивидуальный подход.

В. Стимулировал меня на более интересный труд.

С. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства.

В. Неуспех при выполнении важной задачи.

С. Потеря друзей.

19. Больше всего я  ценю:

А. Личный успех.

В. Общую работу.

С. Практические результаты.

20. Очень мало людей:

А. Действительно радуются выполненной работе.

В. С удовольствие работают в коллективе.

С. Выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

А. Ссоры и споры.

В. Отметание всего  нового.

С. Людей, ставящих себя выше других.

22. Я хотел бы:

А. чтобы окружающие считали  меня своим другом.

В. Помогать другим в общем деле.

С. Вызывать восхищение других.

23. Я люблю начальство, когда оно:

А. Требовательно.

В. Пользуется авторитетом.

С. Доступно.

24. На работе я хотел бы:

А. Чтобы решения принимались  коллективно.

В. Самостоятельно работать над решением проблемы.

С. Чтобы начальник  признал мои достоинства.

25. Я хотел бы прочитать  книгу:

А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.

В. О жизни известного человека.

С. Типа «Сделай сам».

26. Если у меня были  бы музыкальные способности, я хотел бы быть:

А. Дирижёром.

В. Солистом.

С. Композитором.

27. Свободное время  с наибольшим удовольствием провожу:

А. Смотря детективные  фильмы.

В. В развлечениях с  друзьями.

С. Занимаясь своим  увлечением.

28. При условии одинакового  финансового успеха я бы с удовольствием:

А. выдумал интересный конкурс.

В. Выиграл бы в конкурс.

С. Организовал бы конкурс  и руководил им.

29. Для меня важнее  всего знать:

А. Что я хочу сделать.

В. Как достичь цели.

С. Как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести  себя так, чтобы:

А. Другие были довольны им.

В. Выполнить прежде всего  свою задачу.

С. Не нужно было укорять  его за работу.

Форма 1

Больше всего

Меньше всего

Больше всего

Меньше всего

Больше всего

Меньше всего

Больше всего

Меньше всего

1

 

9

 

16

 

24

 

2

 

10

 

17

 

25

 

3

 

11

 

18

 

26

 

4

 

12

 

19

 

27

 

5

 

13

 

20

 

28

 

6

 

14

 

21

 

29

 

7

 

15

 

22

 

30

 

8

     

23

     

Обработка результатов

1.а

2.в

3.а

4.а

5.в

6.с

7.а

8.с

9.с

10.с

11.в

12.в

13.с

14.с

15.а

16.в

17.а

18.а

19.а

20.с

1.с

2.с

3.с

4.в

5.а

6.а

7.с

8.в

9.а

10.в

11.с

12.а

13.а

14.а

15.с

16.с

17.с

18.с

19.в

20.в

21.а

22.а

23.с

24.а

25.а

26.а

27.в

28.с

29.с

30.а

1.в

2.а

3.в

4.с

5.с

6.в

7.в

8.а

9.в

10.а

11.а

12.с

13.в

14.в

15.в

16.а

17.в

18.в

19.с

20.а

21.в

22.в

23.а

24.в

25.с

26.с

27.с

28.а

29.в

30.в




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ к опроснику. Направленность на себя (НС), взаимодействие (ВД), задачу (НЗ).

Если указанная в  ключе буква занесена в рубрику  «Больше всего», то испытуемому ставится знак «+» по данному виду направленности. Если же она расположена под индексом «Меньше всего», то ему ставится знак « - ». Затем подсчитывают количество «+» и записывают их в итоговую таблицу в соответствующие столбцы НС лил ВД или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался. Так же подсчитывается количество «-».

Форма 2

 

НС

ВД

НЗ

Количество «+»

     

Количество «-»

     

Сумма

     

+30

     

 

Количество «+» суммируется  с количеством «-» (с учётом знака!). Полученный результат записывается в итоговую таблицу в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учётом знака!). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трём видам направленности должна быть равна 90.

Итоговая таблица (пример).

 

НС

ВД

НЗ

Количество «+»

+8

+

+12

Количество «-»

-11

-11

-8

Сумма

-3

-1

+4

+30

+27

+29

+34


Проверка: общая сумма – 27+29+34=90

1) Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 94

1) Профессиональная педагогика.- М., 1997. С. 17

1) Приложение 1

1) Приложение 2


Информация о работе Профориентация учащихся на современном этапе