Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:01, реферат
О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Профориентация учащихся на современном этапе………………………..7
Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении старшеклассников…………………………………………………10
Профессиональное самоопределение и самосознание……………….11
Профессиональное самоопределение и профконсультации................12
Заключение………………………………………………………………….....16
Библиографический список………………………
1. Больше всего удовлетворение в жизни даёт:
А. Оценка работы.
В. Сознание того, что работа выполнена хорошо.
С. Сознание, что находишься среди друзей.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
В. Известным игроком.
С. Выбранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
А. Имеют индивидуальный подход.
В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.
С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто е боится высказать свою точку зрения.
4. Учащиеся оценивают
как самых плохих таких
А. Не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны.
В. Вызывают у всех дух соревнования.
С. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5. Я рад, когда мои друзья:
А. Помогают другим, когда предоставляется случай.
В. Всегда верны и надёжны.
С. Интеллигентны и у них широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считают тех:
А. С которыми складываются взаимные отношения.
В. Которые могут больше, чем я.
С. На которых можно надеяться.
7. Я хотел бы быть известным, как те:
А. Кто добился жизненного успеха.
В. Может сильно любить.
С. Отличается дружелюбием и доброжелательством.
8. Если я бы мог выбирать, я хотел бы быть:
А. Научным работником.
В. Начальником отдела.
С. Опытным лётчиком.
9. когда я был ребёнком, я любил:
А. Игры с друзьями.
В. Успехи в делах.
С. Когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда я:
А. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи.
В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.
С. Когда меня критикует взрослый (учитель).
11. Основная роль школы должна заключаться в:
А. Подготовке учеников к работе по специальности.
В. Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.
С. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
А. Недемократическая система.
В. Человек теряет индивидуальность в общей массе.
С. Невозможно проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня
было больше свободного
А. Для общения с друзьями.
В. Для любимых дел и самообразования.
С. Для беспечного отдыха.
14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А. Работаю с симпатичными людьми.
В. У меня работа, которая меня удовлетворяет.
С. Мои усилия достаточно вознаграждены.
15. Я люблю, когда:
А. Приятно провожу время с друзьями.
В. Другие ценят меня.
С. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.
16. Если обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:
А. Отметили дело, которое я выполнил.
В. Похвалили меня за мою работу.
С. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.
17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:
А. Имел ко мне индивидуальный подход.
В. Стимулировал меня на более интересный труд.
С. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства.
В. Неуспех при выполнении важной задачи.
С. Потеря друзей.
19. Больше всего я ценю:
А. Личный успех.
В. Общую работу.
С. Практические результаты.
20. Очень мало людей:
А. Действительно радуются выполненной работе.
В. С удовольствие работают в коллективе.
С. Выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу:
А. Ссоры и споры.
В. Отметание всего нового.
С. Людей, ставящих себя выше других.
22. Я хотел бы:
А. чтобы окружающие считали меня своим другом.
В. Помогать другим в общем деле.
С. Вызывать восхищение других.
23. Я люблю начальство, когда оно:
А. Требовательно.
В. Пользуется авторитетом.
С. Доступно.
24. На работе я хотел бы:
А. Чтобы решения принимались коллективно.
В. Самостоятельно работать над решением проблемы.
С. Чтобы начальник признал мои достоинства.
25. Я хотел бы прочитать книгу:
А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.
В. О жизни известного человека.
С. Типа «Сделай сам».
26. Если у меня были бы музыкальные способности, я хотел бы быть:
А. Дирижёром.
В. Солистом.
С. Композитором.
27. Свободное время
с наибольшим удовольствием
А. Смотря детективные фильмы.
В. В развлечениях с друзьями.
С. Занимаясь своим увлечением.
28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:
А. выдумал интересный конкурс.
В. Выиграл бы в конкурс.
С. Организовал бы конкурс и руководил им.
29. Для меня важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать.
В. Как достичь цели.
С. Как привлечь других к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы:
А. Другие были довольны им.
В. Выполнить прежде всего свою задачу.
С. Не нужно было укорять его за работу.
Форма 1
Больше всего |
Меньше всего |
Больше всего |
Меньше всего |
Больше всего |
Меньше всего |
Больше всего |
Меньше всего |
1 |
9 |
16 |
24 |
||||
2 |
10 |
17 |
25 |
||||
3 |
11 |
18 |
26 |
||||
4 |
12 |
19 |
27 |
||||
5 |
13 |
20 |
28 |
||||
6 |
14 |
21 |
29 |
||||
7 |
15 |
22 |
30 |
||||
8 |
23 |
Обработка результатов
1.а 2.в 3.а 4.а 5.в 6.с 7.а 8.с 9.с 10.с |
11.в 12.в 13.с 14.с 15.а 16.в 17.а 18.а 19.а 20.с |
1.с 2.с 3.с 4.в 5.а 6.а 7.с 8.в 9.а 10.в |
11.с 12.а 13.а 14.а 15.с 16.с 17.с 18.с 19.в 20.в |
21.а 22.а 23.с 24.а 25.а 26.а 27.в 28.с 29.с 30.а |
1.в 2.а 3.в 4.с 5.с 6.в 7.в 8.а 9.в 10.а |
11.а 12.с 13.в 14.в 15.в 16.а 17.в 18.в 19.с 20.а |
21.в 22.в 23.а 24.в 25.с 26.с 27.с 28.а 29.в 30.в |
Ключ к опроснику. Направленность на себя (НС), взаимодействие (ВД), задачу (НЗ).
Если указанная в ключе буква занесена в рубрику «Больше всего», то испытуемому ставится знак «+» по данному виду направленности. Если же она расположена под индексом «Меньше всего», то ему ставится знак « - ». Затем подсчитывают количество «+» и записывают их в итоговую таблицу в соответствующие столбцы НС лил ВД или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался. Так же подсчитывается количество «-».
Форма 2
НС |
ВД |
НЗ | |
Количество «+» |
|||
Количество «-» |
|||
Сумма |
|||
+30 |
Количество «+» суммируется с количеством «-» (с учётом знака!). Полученный результат записывается в итоговую таблицу в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учётом знака!). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трём видам направленности должна быть равна 90.
Итоговая таблица (пример).
НС |
ВД |
НЗ | |
Количество «+» |
+8 |
+ |
+12 |
Количество «-» |
-11 |
-11 |
-8 |
Сумма |
-3 |
-1 |
+4 |
+30 |
+27 |
+29 |
+34 |
Проверка: общая сумма – 27+29+34=90
1) Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 94
1) Профессиональная педагогика.- М., 1997. С. 17
1) Приложение 1
1) Приложение 2
Информация о работе Профориентация учащихся на современном этапе