Алгоритм
подготовки родительского
собрания
- Выбор
темы и формы проведения
родительского собрания
учитывают:
- возрастные особенности
детей;
- преобладание типов
семей;
- уровень образованности
и заинтересованности родителей;
- проблемы классного
коллектива;
- цели и задачи учебно–воспитательного
процесса, стоящие перед школой.
- Подготовительная
работа:
- изучение научно
– методической литературы;
- анализ документации;
- проведение микроисследования;
- определение вида,
формы и этапов родительского собрания,
способов и приемов организации работы
его участников;
- объявление за
2 – 3 недели о родительском собрании учащимся;
- запись в дневниках
учащихся о теме и сроках собрания;
- приглашение родителей
и других его участников;
- привлечение родителей
и других его участников;
- привлечение к
его подготовке членов родительского
комитета;
- оформление и оборудование
места проведения собрания.
- Рекомендации
по проведению родительского
собрания:
- оно должно просвещать
родителей, а не констатировать ошибки
и неудачи детей в учебе;
- оно должно носить
как теоретический. Так и практический
характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии
и т.д.;
- оно не должно заниматься
обсуждением и осуждением личностей учащихся,
педагогов, родителей.
- Структура
проведения родительского
собрания:
1) Информация
общего характера (достижения
и перспективы развития
школы, изменение плана, предстоящие мероприятия,
планируемые расходы: зачем и почему).
Отдельно – благодарность тем родителям,
которые помогли классу и школе.
2) Анализ
развития детей за определенный
период:
- личностные изменения
(проблемы, возникающие между детьми, данные
диагностик);
- учебная деятельность
(уровень мотивации, достижения, проблемы).
3) Обсуждение
конкретной проблемы
(просвещение родителей, обучение родителей,
повышение их психолого – педагогической
компетенции).
Внеучебная
проблема:
- выделяем существующую
(возникшую) проблему;
- определяем причины
ее возникновения (чем больше вариантов,
тем лучше. Смотрим на проблему с разных
сторон);
- предпринимаем
попытку ее теоретического развития, осуждаем
любые варианты и оцениваем их эффективность,
реальность воплощения, прогнозируем
возможные последствия (к чему это может
привести), определяем участников разрешения
данной проблемы и распределяем ответственность
между ними.
Учебная
проблема:
- выделяется характер
затруднений детей при освоении учебного
курса;
- анализируется
причины затруднений;
- идет совместное
обсуждение6 сбор информации, обращение
к опыту родителей тех детей, у которых
подобных затруднений нет;
- даются методические
советы по коррекции учебной деятельности
(рекомендации по организации выполнения
домашних заданий, требования к ведению
тетрадей и т.д.);
- лучше взять одну,
но конкретную проблему и проработать
ее досконально (!).
4) Принятие
решения собрания.
5) Индивидуальные
консультации с родителями.
Семь
правил успешного
проведения родительского
собрания
- Уважайте!
- Помогайте!
- Объясняйте!
- Доверяйте!
- Учитесь!
- Спрашивайте!
- Благодарите!
Важно!
- Говорите о проблеме,
а не о персоналиях.
- Отмечайте успехи
и резервы. Никаких обсуждений конкретного
ребенка. Если хвалите, то всех – за что
– нибудь.
- Классный руководитель
не диктует правильное решение, а стимулирует
к его поиску коллектив родителей.
Правила
поведения классного
руководителя на родительском
собрании.
- Снять собственное
напряжение перед встречей с родителями.
- Дать родителям
почувствовать ваше уважение и внимание.
- Убедить родителей
в том, что у школы и семьи одни проблемы,
одни задачи, одни дети.
- Постараться понять
родителей, правильно определить наиболее
волнующие проблемы.
- Словом и делом
помочь родителям находить оптимальные
пути и способы решения проблемных ситуаций,
формировать у них уверенность в том, что
в воспитании детей они всегда могут рассчитывать
на вашу поддержку и помощь других учителей.
- Разговаривайте
с родителями спокойно, доброжелательно,
заинтересованно. Важно, чтобы родители
всех учеников (и благополучных и «сложных»)
ушли с собрания с верой в своего ребенка.